Государственная служба: достижения и перспективы

В текущем году госслужащие Казахстана отметят свой профессиональный праздник в седьмой раз. Несмотря на скромную цифру, история госслужбы имеет куда более глубокие корни. Отечественная система государственного управления берет свой отсчет с периода становления Независимого Казахстана. За этот период она претерпела ряд значительных изменений, в том числе институциональных.  Основные из них – Указ Президента 1995 года, Стратегия «Казахстан – 2030», Законы «О государственной службе»1999 и 2015 годов.

В результате в Казахстане создана уникальная модель, отвечающая современным требованиям и способная противостоять вызовам времени.

Система отбора на госслужбу максимально прозрачна и открыта.

При тестировании потенциальных кандидатов акцент смещается со знания законодательства на оценку их личных качеств.

Отрадно, что пороговое значение по данному виду тестирования преодолевают до 86% наших земляков.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорит о том, что в систему госуправления должны приходить подготовленные кадры на основе принципа меритократии. В его реализацию более 76% североказахстанских служащих продвинулись по карьерной лестнице через внутренние конкурсы.

Прозрачность и открытость конкурсных процедур  обеспечена за счет стопроцентного охвата всех собеседований участием наблюдателей, в том числе в дистанционной форме.

Достигнуто гендерное равенство. В настоящее время на государственной службе в нашей области работают 63,7% женщин. На руководящих должностях их доля составляет 45,6%, в том числе в должности руководителя областного госоргана работают 9 женщин, заместителей акимов районов 13.

Краеугольным камнем профессионализации кадров является система постоянного обучения служащих, в основе которой Академия государственного управления при Президенте РК и ее филиалы. В текущем году обучение пройдут более тысячи североказахстанских служащих.

Одним из ключевых направлений в деятельности Департамента является защита прав физических и юридических лиц, в том числе и государственных служащих.

С начала года поступило 68 обращений, которые рассмотрены согласно действующему законодательству, приняты соответствующие меры реагирования.

Внимание уделяется соблюдению трудового распорядка дня государственных служащих, проводится мониторинг с участием общественных организаций и членов Совета по этике, путем посещения государственных органов после окончания рабочего времени. Это позволило значительно сократить факты переработок государственных служащих, практически во всех государственных органах, в том числе районного значения.

Также, одной из приоритетных задач Департамента является профилактика нарушений норм законодательства о государственной службе и Этического кодекса государственными служащими.

Советом в своей деятельности также делается акцент на эти мероприятия.

За истекший период 2020 года проведено 7 заседаний Совета по этике, на которых рассмотрены вопросы по профилактике нарушений, выработанные рекомендации направлены на совершенствование деятельности государственных органов.

В свою очередь, члены Совета по этике принимают активное участие в профилактических мероприятиях, ими проводятся приемы граждан, в том числе и выездные в районах области, лекционные занятия для государственных служащих в филиале Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Ключевая роль в профилактике правонарушений среди государственных служащих отведена институту Уполномоченного по этике, которые оказывают консультативную помощь, проводят разъяснительную работу, способствуют соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов, указанная деятельность проводится в тесном взаимодействии с Департаментом.

В 13 районах области функции уполномоченного по этике возложены на заместителей акимов района, с контактными данными которых можно ознакомиться на интернет- ресурсе соответствующего акимата района.

В соответствии со стратегическим планом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы на 2020–2024 годы принципом деятельности всех государственных органов является ориентированность на повышение уровня благосостояния граждан, усиление открытости государственных услуг, их «отзывчивости» на потребности и интересы людей и бизнеса.

Так в целях обеспечения доступности граждан для получения электронных государственных услуг Департаментом начиная с 2017 года ведется работа по открытию секторов самообслуживания в учреждениях здравоохранения, образования, банках, театрах, в госорганах и организациях, оказывающих госуслуги. На сегодняшний день их количество в области насчитывается более 800, из них в городе Петропавловске -123.

Для удобства граждан в электронном справочнике города Петропавловска «2GIS» (тугис) можно посмотреть место нахождение секторов самообслуживания.

Кроме того, в целях открытости Департаментом совместно с государственными органами на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа, с применениями различных инструментов пропаганды электронных услуг - публикации в средствах массовой информации, сюжеты и видеоролики на телевидении, акции по раздаче брошюр, ярмарки государственных услуг, приемы граждан. Активно используются ресурсы социальных сетей.

Положительным результатом данной работы стало увеличение количества услуг, полученных населением области в электронной форме. Так, в 2016 году доля электронных услуг составляла 19,9% от общего количества. В 2019 году этот показатель вырос до 82,9%. По итогам 1 квартала т.г. составил 85,4%.

В свете цифровизации государственнных услуг фронт- офисы Госкорпорации в областных центрах перешли на новый формат работы. Тем самым дав возможность услугополучателям активно овладевать способам получения услуг в электронном формате и получать услуги в удобное время, без посещения ЦОНов.

Хотелось бы отметить, что благополучие государства зависит от каждого из нас, поэтому призываем жителей нашей области получать государственные услуги в электронном формате. А также оценивать качество оказания услуг в удобное для Вас время через мобильное приложение DigitalAgent.

Время диктует новые вызовы – пандемия стала серьезным испытанием для всех сфер жизни. Система государственной службы показала свою эффективность, мобилизовав имеющиеся человеческие и информационные ресурсы. Государственные служащие смогли оперативно перестроиться и справиться с поставленными задачами в новом для себя – дистанционном формате.

 

Е. СТЕПАНЕНКО,

руководитель  Департамента Агентства

РК по делам государственной службы по СКО