Порядок поступления на государственную службу

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, рассказывая о проводимых реформах в системе государственного управления, в том числе отметил: «Следует усовершенствовать систему отбора кадров на государственную службу, убрать излишние препоны и барьеры для поступления… Государственная служба должна быть открыта любому казахстанцу...»

Какими будут новые кадры, которые придут на государственную службу? Какими качествами они должны обладать, какие требования предъявляются к казахстанцам, выбирающим для себя госслужбу? От этого во многом зависит будущее нашей страны.

Само определение «государственная служба» несет большое смысловое значение, поскольку государственная служба Республики Казахстан призвана регулировать общественные процессы, обеспечивать целостность государства и реализацию интересов граждан Республики Казахстан.

Госаппарат является двигателем и исполнителем реформ, оказывает гражданам важные государственные услуги, обеспечивает реализацию концепции «Слышащего государства» - требования, реализуемого в рамках действующей Концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года: построение «человекоцентричной» модели – «Люди прежде всего», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан № 522 от 26 февраля 2021 года.

Концепция в настоящее время является стратегическим документом в сфере государственной сферы, устанавливающим новые принципы государственного управления.

Обозначенный стратегическим документом вектор развития уже сейчас эффективно реализуется при отборе и продвижении кадров на государственной службе.

Существующий процесс поступления на государственную службу проходит в несколько этапов, объединенных в понятие Конкурс.

Действующие конкурсы на занятие вакантных государственных должностей размещаются на  интернет-ресурсах государственных органов и сайте Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы (gov.kz/memleket/entities/qyzmet), а также в Instagram - pro_qyzmet_sko.

Впервые поступающие на государственную службу граждане начинают свою профессиональную деятельность с низовых должностей, посредством трехэтапного отбора. Низовые должности в государственных органах замещаются посредством проведения общих конкурсов.

Хотелось бы отметить, что по итогам 2021 года свой выбор в пользу государственной службы сделали 1072 жителя Северо-Казахстанской области, при этом до конца пройти действующий трехэтапный отбор и быть назначенными на претендуемые должности смогли лишь 649 человек.

К участию в общем конкурсе допускаются граждане, предварительно прошедшие процедуры тестирования на знание государственного языка, законодательства Республики Казахстан и оценку личных качеств.

Для участия в конкурсе граждане предоставляют в государственный орган заявление и послужной список кандидата на административную государственную должность корпуса «Б» с цветной фотографией размером 3х4 по установленным формам, а также копии документов об образовании.

Конкурсный отбор осуществляется непосредственно в государственном органе, объявившим конкурс посредством собеседования (оценка профильных знаний). Конкурсной комиссией при необходимости применяются иные инструменты отбора в зависимости от категории и специфики должности (к примеру, написание  эссе, презентация, кейсовые или практические задачи и другое).

В целях обеспечения объективности, прозрачности и открытости процесса отбора во всех проводимых собеседованияхучаствуют наблюдатели.

В случае успешного прохождения всех трех этапов кандидат принимается на государственную службу с обязательным установлением испытательного срока, закреплением наставника и составлением индивидуального плана адаптации на 3 месяца.

Дальнейшее карьерное продвижение назначенных служащих осуществляется на основе транспарентного конкурсного отбора среди действующих государственных служащих.

В быстро меняющемся мире, безусловно, растет и ответственность каждого гражданина. В этом смысле тем более значима роль человека, находящегося на государственной службе, выполняющего важные функции на любом участке работы.

Г. СУЕНДЫКОВА,

главный специалист

Управления государственной службы ДГС по СКО