Воспитывать достойных граждан и патриотов

Стартовал новый учебный год. По традиции о том, что достигнуто в системе образования района и о планах на перспективу, расскажет заместитель руководителя отдела образования Э. М. Карабаева.

В дошкольных учреждениях образования в целях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения обновлен стандарт и разработана общеобразовательная программа дошкольного воспитания и обучения. Разработана программа предшкольной подготовки. Итогом работы 2017-2018 учебного года стало  участие 52 дошкольных организаций в республиканских конкурсах, таких как ПОНИ, УРКЕР. В них приняло участие порядка 315- ти детей, где были признаны призерами  82 воспитанника.

Но вместе с тем есть проблемные вопросы именно по воспитателям дошкольных организаций. Если в дошкольных организациях работают 143 педагога,  то только 55% из них имеют высшее  и специальное дошкольное образование. И только 13% имеют высшую и первую категорию.

В среднем образовании в 2017-2018 учебном году по обновленной программе обучались 2226 учащихся 1,2,5,7, классов. По итогам учебного года из них закончили на «хорошо» и «отлично» 1396 ребенка, что на 1,3% выше прошлогоднего показателя, который демонстрирует положительное влияние качественного оценивания на развитие личности.

В новом учебном году 11 школ района- Новоишимская СШ №1, Новоишимская СШ №2, Пескинская, Рузаевская, Чистопольская, Возвышенская, Урожайная, Салкынкольская, Ковыленская, Шукыркольская и Ялтинская средние школы будут работать в пилотном режиме по  внедрению трехъязычного преподавания  в старшей школе  

14 педагогов с 1 сентября текущего года будут получать доплату за преподавание предметов естественно-математического направления на английском языке.

Кадры

Важной стороной укрепления системы образования являются кадровые вопросы. 

Для обеспечения  равного доступа к качественному среднему образованию, формирования интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина необходимо решить задачу по  повышению  качественного состава учителей.

В 2017-2018 учебном году аттестацию прошли 146 педагогов, из них на высшую категорию –  38, на первую –  108 педагогов.  Это позволило повысить качественный состав педагогов с 47-ми до 58%.

Согласно изменениям в правилах аттестации педагогических работников, с июня текущего года по новому формату прошли аттестацию 137 учителей: «педагог-мастер» - 2, «педагог-исследователь» - 38,  «педагог-эксперт» - 57,  «педагог-модератор» - 37.  Соответственно, за данные категории учителя будут получать  надбавку к заработной плате от 30 до 50 процентов.

Согласно показателям ГПРОН на 2016 – 2019 годы, качественный состав педагогов должен составлять в 2019 году 54%.

Инклюзивное образование

В районе 411 детей с особыми образовательными потребностями от 0 до 18 лет.

В 34 общеобразовательных школах района охвачены обучением 167 детей, из них 76 дети-инвалиды.

В 3 школах района функционирует логопункт с охватом 60 детей (Нежинская СШ - 15 детей, Чистопольская СШ – 19 детей, Калиновская СШ - 26 детей).

В этом учебном году дети с особыми образовательными способностями, обучающиеся в инклюзивных классах, по заключению и рекомендации ПМПК могут обучаться по общеобразовательной учебной или индивидуальной программе.

В отношении лиц с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, на всех уровнях образования возможно применение обучения по дистанционным образовательным технологиям.

В целях воспитания толерантности по отношению к детям, обучающимся в режиме инклюзии, рекомендуется 1 раз в год в каждой параллели классов проводить родительское собрание по разъяснению принципов инклюзивного образования.

Особенности 2018-2019 учебного года

В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» и повышения престижа профессии учителя установлено ведение следующей документации: классный журнал; календарно-тематические планы; поурочные планы (краткосрочный план); документы по критериальному оцениванию (суммативное и формативное оценивание); дневники обучающихся.

В этом учебном году на обновленное содержание среднего образования перейдут 3,6,8 классы.

Учащиеся с 1 по 11 классы будут обучаться по новым государственным общеобязательным стандартам образования, новым типовым учебным планам и учебным программам.

Школы будут вправе выбрать один из типовых учебных планов, исходя из плана работы учебного заведения. Данный выбор осуществляется с учетом мнения педагогического коллектива, обучающихся, родительского комитета и Попечительского совета.

Предмет «Информатика» будет изучаться с 3-го класса, а в следующем учебном году в рамках программы «Цифровой Казахстан» информатику начнут изучать с 1 класса.

Расширены рамки решений педагогических советов, они будут выносить решения о выборе Типовых учебных планов, выносить решения о продолжении перехода на 5- дневную учебную неделю, преподавании предметов естественно-математического направления на английском языке, выдавать разрешение на экстернат, деление классов на группы и многое другое.

Разработаны методические рекомендации по организации учебного процесса в совмещенных классах МКШ, обучающихся по обновленным учебным программам в связи с переходом 3, 6, 8-х классов на новые ГОСО.

По решению МОН, организации среднего образования не участвуют в проведении пробных тестирований для подготовки к единому национальному тестированию.

Все внимание учителей должно быть сосредоточено на качестве знаний обучающихся, в целях подготовки к внешней оценке учебных достижений, а именно 4, 9, 11 классов.

Единое национальное тестирование

Ключевым звеном в системе образования является школа, именно качеству знаний школьников мы уделяем пристальное внимание. Говоря о качестве знаний, мы не можем обойти вниманием результаты Единого национального тестирования.

  В текущем году Единое национальное тестирование сдавали 209 выпускников из 334. Охват составил 62,6% (2017 год – 59,7%). Областной охват – 62,3%. Средний балл 82,64.

Хочется отметить, что по предмету «Грамотность чтения» все школы района показали хороший результат, средний балл по району составил 16,2 баллов из 20 возможных.  По предмету «Математическая грамотность» - 15,5 баллов - в  Шоптыкольской СШ и 15,17 в Салкынкольской СШ. По физике 30 баллов в  Ставропольской СШ, географии- 31 балл- в Салкынкольской СШ, химии- 39 баллов- в СШ Токсан би, английскому языку- 30 баллов- в  Шукуркольской СШ.

Воспитательная работа

С 2018-2019 учебного года в школе, как структурное подразделение, будет создана служба психолого-педагогического сопровождения (СППС).

 Служба психолого-педагогического сопровождения представляет собой целостную, системно-организованную деятельность специалистов, в ходе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося в соответствии с его возможностями и  потребностями.

С января 2019 года введен интегрированный курс «Краеведение», который дополняет общеобразовательные учебные программы предметов «История Казахстана», «Казахская литература», «География», «Музыка» и будет способствовать изучению истории, природы, культуры родного края.

В рамках реализации программы «Туған жер», которая ориентирована на более широкую установку – «Туған ел», в этом году проводились раскопки могильника бронзовой эпохи в с.Новоишимское, что позволило объединить учителей, учащихся и науку.

Также были организованы поездки в Айыртауский район, село Никольское на археологические раскопки поселения «Ботай». Особенно хочется отметить Нежинскую среднюю школу, организовавшую 2 выезда учащихся с охватом  24 ребенка.

Подводя итоги  вышесказанному, хочу обозначить задачи, стоящие на новый учебный год:

1. Обеспечить выполнение требований государственной политики в области повышения качества образования;

2. Создать условия повышения качественного состава педагогов;

           3. Проводить работу в рамках реализации 7-го направления «Человеческий капитал- основа модернизации» Послания Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»;

4. Создать условия для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы с целью осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с потребностями общества, района в кадрах и  выбора учебного заведения. Главная задача нашей работы - воспитание подрастающего поколения. В результате труда педагогов ученики, освоив новые достижения науки и культуры, овладевая новыми инновационными методами, вооружаясь IT- технологиями, прививая национальные ценности, должны стать достоиными гражданами и патриотами своей страны.