Обновленное содержание образования- требование времени

В рамках реализации первой задачи Послания Главы государства народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», направленной на цифровизацию различных уровней, 43 школы района или 100% находятся в системе «Күнделік. kz». Все школы работают в электронной образовательной платформе Вilim Land. В 2018 году также приобретено 30 комплектов мультимедийного  оборудования, на эти цели выделено 14880 тыс. тенге из областного бюджета.

По реализации задачи Послания «Человеческий капитал – основа модернизации» ведется следующая работа: в дошкольном образовании с 1 сентября 2019 года будут внедрены единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения. Будет введен государственный общеобразовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Также будут введены единые стандарты раннего развития, развивающие социальные навыки и навыки самообучения в семье и организациях образования. С 2018-2019 учебного года в детских дошкольных организациях в образовательную область будет введен новый предмет «Әліппе-Букварь». На сегодняшний день охват дошкольным обучением и воспитанием составляет от 3 до 6 – 100% , от 0-6- 91%.

В среднем образовании начат переход на обновленное содержание,  который будет завершен к 2021 году. В 2016-2017 учебном  году 1 классы (609 учащихся) начали обучение по обновленному содержанию. В 2017-2018 учебном году 1,2,5,7, классы (2218 учащихся) продолжили поэтапный переход к обновленному содержанию. В рамках обновления содержания образования предусмотрен переход на критериальную систему оценивания, основной целью которой является объективное оценивание, позволяющее обеспечить качественное оценивание и развитие личности. По итогам учебного года количество учащихся 1,2,5,7 классов составило 2218 школьников. Из них закончили учебный год на «отлично» и «хорошо» -  1369 обучающихся. В 2018-2019 учебном году на обновленное содержание перешли учащиеся 3,6,8 классов.

   Обновленное содержание – это современные учебные программы, соответствующие международным стандартам и прошедшие адаптацию в Назарбаев Интеллектуальных Школах, которые дают нашим детям возможность развивать  функциональную грамотность и критическое мышление. Функциональная грамотность, как результат обучения, формируется посредством каждого школьного учебного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).  Примеры заданий на проверку сформированности у школьников функциональной грамотности публикуются в учебно-методических пособиях для подготовки к ВОУД и ЕНТ. Также обучающиеся нашего района участвуют в международных программах (PISA, IСILS, TIMMS ) по оценке образовательных достижений учащихся, это тесты, оценивающие грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. В текущем году в апреле 20 учащихся, достигших 15 лет из Салкынкольской, Приишимской, Андреевской, Ковыленской средних школ приняли участие в  PISA-2018.  В исследовании  IСILS-2018  участвовала Ефимовская ОШ - 5 детей. Результаты данных международных исследований будут известны в 2019 году.

Отделом образования  ежегодно осуществляется закуп учебников  по новым программам. В 2017-2018 учебном году была закуплена учебно-методическая литература для 2,5,7 классов на сумму 73855 тыс.тенге. На 2018-2019 учебный год будет  приобретено обновленной учебной литературы и УМК  для 3,6,8-х классов на сумму 69 970,609 тыс. тенге.

Создание собственной передовой системы образования требует и новых подходов обучения,  и роста квалификации педагогов. В районе 937 педагогов работают по новой программе, также с этого года будет введена новая сетка категорий для учителей, учитывающая уровень квалификации с увеличением разрывов между категориями. Первый этап в виде тестирования прошли 245 педагогов из 381 заявленных,  из них  на категорию модератор-78, эксперт-99, исследователь- 65, мастер-3. Второй этап  в виде обобщения итогов деятельности был рассмотрен аттестационной комиссией, в результате 127 (модератор-30, эксперт-57, исследователь-38, мастер-2) педагогов подтвердили заявленную категорию. В зависимости от подтверждённой квалификации зарплата учителей повысится от 30 до 50%.

       С 2017-2018 учебного года с целью поэтапного перехода на трехъязычное образование в Новоишимской СШ № 1 обучение предмету естественно-математического цикла, в частности, предмета «химия»  ведется на английском языке. Согласно областному плану курсовой подготовки, в настоящее время 30 педагогов района проходят языковые курсы. В отделе образования назначен координатор по повышению квалификации по обновлению содержания образования, учителя начальных классов и предметов естественно-математического цикла участвуют в курсовой переподготовке в рамках обновления содержания образования.  С 2018-2019 учебного года в пилотном режиме по обучению предметам естественно-математического цикла будут работать 12 школ района (15 педагогов) – Новоишимская СШ № 2, Новоишимская СШ № 1, Возвышенская, Рузаевская, Урожайная, Чистопольская, Салкынкольская, Пескинская, Ковыленская, Ялтинская, Шукуркольская средние школы  с охватом 118 обучающихся.

С целью развития робототехники в 7 школах района (Новоишимские СШ № 1,2, Новоишимская казахская СШ, Калиновская, Чистопольская, Рузаевская, Бирликская средние школы с охватом 80 обучающихся) приобретены необходимые комплекты. В 2018 году дополнительно приобретено ещё 16 комплектов. При школе искусств работает кружок по информатике «Занимательная информатика».  Кружок функционирует в 33 школах района, по 1 часу в неделю. Охват детей составляет 820  человек.  Для проведения кружков «Робототехника» приобретено 12 роботов для 6 школ (Новоишимская СШ №1, Новоишимская СШ №2, Новоишимская казахская средняя школа, Червонная, Бирликская, Калиновская средние школы). По курсу «Основы робототехники» обучен 21 педагог.  Учитывая, что нагрузка на учеников у нас самая высокая среди стран СНГ, с 2017-2018 учебного года согласно  инструктивно - методическому письму все учреждения образования перешли на пятидневную систему обучения.  В текущем учебном году предусматривается изменение ТуПов  с целью уменьшения нагрузки на учащихся.

Согласно плану по переходу  казахского алфавита на латиницу отделом образования были проведены круглые столы, дебаты, семинары на базе Бирликской и Рузаевской СШ.

   Современные преобразования в стране, быстрая информатизация общества и динамичность кардинально меняют требования к образованию. Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды.

Э.КАРАБАЕВА,

и.о. руководителя отдела образования