Материалы

СОЦИАЛЬНЫЙ КОДЕКС: ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

Период выплаты по уходу за ребенком продлен с 1 года до достижения 1,5 лет

Во исполнение поручения Главы государства период выплаты государственного пособия и социальных выплат по уходу за ребенком увеличился с одного года до полутора лет.

Планируется, что вышеуказанные выплаты получат 760 тысяч семей, имеющих детей, родившихся с 1 января 2023 года и дети, которые родились в прошлом году, но не достигли возраста 1,5 лет.

Все эти услуги предоставляются получателям в проактивном формате.

Выплаты по уходу за ребенком выплачиваются неработающим матерям из республиканского бюджета, а работающим матерям – из Государственного фонда социального страхования.

В первом квартале 2023 года количество получателей достигло 435 тыс., из них 93 тыс. получают пособия из бюджета в размере от 19,9 тыс. до 30,7 тыс.тенге, в зависимости от количества детей.

Более 343 тысяч матерей социальные выплаты получают из Государственного фонда социального страхования в размере 40 процентов от среднемесячного дохода за последние 2 года. Средний размер социальных выплат составил 48 тыс. тенге.

Вводится статус «Награжденные матери»

В Социальном Кодексе вводится новое понятие – «Награжденные матери».

Этот статус будет присваиваться женщинам, награжденным подвесками «Күміс алқа, «Алтын алқа», или ранее получившим звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степеней.

Предусматривается также дифференциация размера пособия, выплачиваемого награжденным матерям. Сегодня матери, родившие и воспитавшие 6, 7 и более детей, получают пособие в одинаковом размере.

Размер пособия для матерей, награжденных подвеской «Алтын алқа», орденами «Материнская слава» I и II степеней, имеющих звание «Мать-героиня», то есть родивших и воспитавших 7 и более детей, будет повышен до 7,4 МРП. Данное пособие будет выплачиваться с 1 июля 2023 года.

Данное изменение коснется порядка 90 тыс. награжденных матерей.

Монетизация гарантированного социального пакета для детей в возрасте от 1 до 6 лет из семей, получателей АСП

На сегодняшний день в Казахстане около 445 тыс. человек из малообеспеченных семей получают поддержку от государства в виде адресной социальной помощи.

С 2020 года детям из таких семей, в возрасте от 1 до 6 лет, дополнительно предоставлялся гарантированный соцпакет в виде продуктово-бытовых наборов в натуральном виде.

В рамках реализации поручения Главы государства с 1 января 2023 года гарантированный социальный пакет, предоставляемый детям в возрасте от 1 до 6 лет, из числа получателей адресной социальной помощи, переведен с натурального на монетизированный вид помощи.

На сегодня 114 тыс. детям дошкольного возраста ежемесячно дополнительно к адресной социальной помощи предосталяется выплата в размере 1,5 МРП (5 175 тенге).

Данная инициатива предоставит возможность родителям самостоятельно приобретать продукты, исходя из индивидуальных потребностей ребенка.

Внедрение Цифровой карты семьи

С 1 января 2023 года запущена Цифровая карта семьи.

Цифровая карта семьи:

- во-первых, обеспечивает равный доступ казахстанцев к системе государственной поддержки. То есть государство не только определяет, кому, когда и какая помощь нужна, но и имеет возможность продумать меры по предотвращению социальных рисков;

- во-вторых, карта будет служить электронным вестником, который информирует семьи или членов семьи о том, на какую государственную поддержку они имеют право, исходя из их социального статуса и уровня семейного благополучия;

- в-третьих, государственная поддержка оказывается в проактивном формате. То есть социальные выплаты и помощь назначаются гражданам на основании имеющихся в информационной системе данных. Существующие бумажные документы будут постепенно выводиться из системы.

С января 2023 года для оказания 10 видов государственных услуг социально-трудовой сфере направлено более 59 тыс. СМС-сообщений. Выплаты и пособия были назначены 38,2 тыс. человек, из которых 5,6 тыс. проактивно.

Привлечение получателей адресной социальной помощи к работе

Адресная социальная помощь предоставляется на основе взаимной ответственности для семей, имеющих трудоспособных граждан.

Поэтому для работы по месту жительства:

- во-первых, государством предоставляются субсидируемые рабочие места от молодежной практики до общественных работ. В 2023 году на эти цели выделено 135 млрд. тенге;

- во-вторых, с марта 2023 года начался прием документов на льготное кредитование молодежи под 2,5%. В этом году на реализацию мероприятия выделено 29 млрд. тенге и в последующие 2 года в бюджете предусмотрено 60 млрд. тенге;

- в-третьих, в целях распространения проекта Жамбылской области по повышению доходов сельских граждан, Министерством сельского хозяйства рассматривается выделение 100 млрд. тенге для развития личных подсобных хозяйств.

Вместе с тем, в целях создания рабочих мест на крупных сельхозпредприятиях регионов дополнительно планируется выделить 100 млрд. тенге. В последующие годы общий объем этих средств будет доведен до 1 трлн. тенге;

- в-четвертых, с 2022 года идет работа по предоставлению безвозвратных грантов для уязвимых слоев населения. В прошлом году более 21 тысячи граждан получили гранты и открыли собственное дело.

Кроме того, для охвата населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, планируется реализация двух новых проектов:

1) обучение и трудоустройство в передвижных учебных центрахспециализированных колледжей граждан сельской местности, один из которых показал хорошиерезультаты в Акмолинской области;

2) выезд мобильных Центров занятости в отдаленные села и привлечение сельских граждан, особенно молодежи, на вакантные места на бирже труда.

Только за 3 месяца 2023 года в органы занятости за трудовым посредничеством обратились 171,7 тыс. сельских жителей, им оказано 89,1 тыс. мер по трудоустройству, из них 25,3 тыс. трудоустроены на постоянные рабочие места, 26,8 тыс. человек охвачены обучением основам предпринимательства в рамках проекта «Бастау-Бизнес».

Внедрение гибких форм занятости

На фоне быстрого развития технологий на рынке труда появились новые гибкие формы занятости.

В целях законодательного регулирования гибких форм занятости в рамках Социального Кодекса вводятся следующие режимы:

- совместное трудоустройство – прием работодателем нескольких (обычно двух) работников для совместного выполнения одной трудовой функции;

- скользящий график работы – работа в различные дни недели с различной продолжительностью графика работы;

- четырехдневная рабочая неделя по соглашению сторон, с правом чередования с пятидневной или шестидневной рабочей неделей;

- платформенная занятость – это динамично развивающийся гибкий формат трудовой деятельности, который может выполнять роль как основной, так и дополнительной занятости.

Внедрение платформенной занятости будет осуществляться в два этапа:

На первом этапе с 2023 года вводится понятийный аппарат, определяющий стороны платформенной занятости, такие, как оператор интернет-платформы, заказчик и исполнитель, а также определяется порядок их взаимоотношений и вовлечения лиц, занятых посредством интернет-платформ, в системы социального и пенсионного обеспечения.

Для случаев, когда во взаимоотношениях сторон платформенной занятости присутствуют признаки трудовых отношений, вводится новая статья в Трудовом кодексе, регулирующая особенности труда данной категории занятых, включая режим и учет рабочего времени, отдыха и другое;

На втором этапе для лиц, занятых посредством интернет-платформ, с 2025 года в рамках разрабатываемого нового Налогового Кодекса вводится упрощенный налоговый режим, осуществляется вовлечение в действующую систему социальной защиты (социальные выплаты из ГФСС, ЕНПФ, ОСМС и др.).

По экспертным данным, сегодня в стране на различных интернет-платформах осуществляют деятельность порядка 500 тысяч граждан, которые не охвачены социальными гарантиями, позволяющими защищать их здоровье и благополучие, в том числе включать их в систему страхования рисков.

Формализация гибких форм занятости позволит увеличить занятость, повысить трудовую мобильность, обеспечить защиту трудовых и социальных прав работников.

Меры по занятости населения

1. Повышение навыков рабочей силы.

Ежегодно более 300 тыс. молодых людей достигают трудоспособного возраста. Будущее рынка труда Казахстана определяет молодежь. Уже сегодня она составляет 60% занятых, а к 2030 году ее доля превысит 80% всей рабочей силы Казахстана.

К тому же под влиянием цифровизации и автоматизации технологические процессы на рабочих местах стремительно меняются. Появляются новые профессии.

В этой связи предусматривается перезагрузка Национальной системы квалификаций и создание системы понятных стимулов как для работодателей, так и работников, для непрерывного повышения навыков.

Они предполагают:

- во-первых, разработку с участием работодателей профессиональных стандартов, в которых будет определен четкий набор знаний, навыков и компетенций;

- во-вторых, ориентировать госзаказ на подготовку кадров только на те организации образования, где профессиональные стандарты внедрены в учебные программы;

- в-третьих, запустить институт независимых центров оценки квалификаций рабочей силы. Итоги оценок определяют, с одной стороны, степень готовности кадров к поступлению на работу, а с другой - уровень образования организаций, выпустивших кадры.

Эти инициативы предусмотрены в рамках проекта Закона «О профессиональных квалификациях», который находится на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан.

2. Новые подходы к регулированию миграционных процессов.

В текущих условиях миграционная политика будет направлена на привлечение квалифицированных и востребованных специалистов.

В этой связи в рамках Социального Кодекса предусмотрены следующие подходы:

- во-первых, для этнических казахов в целях укрепления связей с исторической родиной с июля 2024 года будет внедрена карта «Ата жолы», дающая этническим казахам, являющимся гражданами других стран, право осуществления трудовой и предпринимательской деятельности в Казахстане;

- во-вторых, для повышения научного потенциала наших университетов, особенно технического и аграрного профиля, планируется привлечь в Казахстан передовые ВУЗы мира.

По данным Министерства науки и высшего образования уже открыты филиалы российского Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» на базе Казахского национального университета имени Аль-Фараби, Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина на базе Атырауского университета нефти и газа имени С. Утебаева и Университета Аризоны на базе Северо-Казахстанского университета имени М. Козыбаева;

- в-третьих, с целью усиления кадров флагманских казахстанских предприятий, рассматривается привлечение квалифицированных иностранных специалистов по дефицитным профессиям, которые обеспечат трансферт технологий и подготовку национальных кадров в их замену;

- в-четвертых, для развития культурного потенциала страны будут привлечены знаменитые мастера в сфере искусства и спорта. Будут вовлечены видные деятели кино, театра, литературы. Им будут предоставлены условия для открытия авторских школ.

Для реализации обозначенных инициатив будет создана единая Цифровая система регистрации, учета и контроля пребывания иностранных специалистов, что обеспечит им удобный режим трудовой деятельности и упростит все разрешительные процедуры.

3 . Развитие трудового посредничества.

В Социальном Кодексе предусмотрена трансформация центров занятости населения, которая будет осуществлена следующим образом:

1. Услуги действующих центров занятости будут оказываться в цифровом формате через портал Электронной биржи труда;

2. В свою очередь, Центры занятости будут преобразованы в 207 карьерных центров, которые в городах и районах будут выполнять роль фронт-офисов и сосредоточатся на качестве оказания услуг соискателям и работодателям.

Основными задачами карьерных центров будут: регистрация безработных, оказание им помощи в поиске работы и в проектировании карьеры, предоставление активных мер содействия занятости, информирование населения о состоянии регионального рынка труда.

Во всех областях и трех городах республиканского значения будут созданы центры трудовой мобильности. Их роль будет заключаться в координации работы карьерных центров, регулировании на уровне регионов вопросов обеспечения занятости населения и внутренней миграции.

Этот подход позволит централизовать необходимые управленческие процессы.

Финансирование службы занятости будет осуществляться за достигнутые результаты – за трудоустройство безработных и подбор персонала на вакансии работодателей, на основе утвержденных тарифов.

Повышение эффективности пенсионной системы

Действующая система включает 3 категории пенсионеров. Граждане, вышедшие на пенсию до 1998 года и после 1998 года основную часть пенсии получают от государства. А будущие пенсионеры, достигающие пенсионного возраста после 2038 года, будут получать из собственных накопленных пенсионных активов.

В ближайшее время основными проблемами пенсионной системы станут уменьшение размера солидарной пенсии лиц, достигших пенсионного возраста, выплачиваемой от государства, из-за снижения трудового стажа на 1 января 1998 года, а также недостаточность пенсионных активов у будущих пенсионеров.

В этой связи:

1) начиная с 1 января 2023 года для первой и второй категории пенсионеров:

- повышен минимальный размер базовой пенсии с 54% до 60% от величины прожиточного минимума. Повышение базовой пенсии будет проводиться до 2028 года, размеры базовой пенсии по сравнению с 2022 годом будут повышены в 1,5 раза;

- для граждан, достигших пенсионного возраста, размеры пенсий, назначаемые в зависимости от трудового стажа до 1998 года, начали исчисляться от суммы дохода равного 55-кратному месячному расчетному показателю (ранее 46 МРП);

- в результате размер средней пенсии в текущем году превысил 120 тыс. тенге, что составляет 50% от средней заработной платы (рассчитанной по уплате обязательных пенсионных взносов). Его получают порядка 1 млн. человек от общего числа пенсионеров.

2)начиная с 1 января 2024 года для третьей категории - будущих пенсионеров будут введены дополнительные пенсионные взносы со стороны работодателей. Эта мера направлена на увеличение размеров пенсионных активов граждан.

3) участникам накопительной пенсионной системы предоставляется право передать не более 50 процентов пенсионных накоплений компаниям по управлению пенсионными активами и выбрать такую компанию самостоятельно.

При этом, государство гарантирует сохранность только той части пенсионных накоплений, которые находятся под управлением Национального банка. А за сохранность и доходность пенсионных накоплений, переданных в частное управление, несет ответственность компания, выбранная вкладчиком.

Трансформация системы социального обслуживания

1. Вовлечение частного сектора в систему социального обслуживания лиц с инвалидностью для повышения качества и охвата услуг в сельской местности.

Планируется поэтапный переход от обслуживания лиц с инвалидностью в крупных домах-интернатах к оказанию услуг в малокомплектных организациях социального обслуживания по аналогии с Программой по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан».

Предполагается, что это повысит доступность специальных социальных услуг для лиц с инвалидностью, особенно в сельских округах.

Уже разработаны новые стандарты специальных социальных услуг. В настоящее время прорабатываются, подушевые нормативы, что привлечет частный сектор в систему социального обслуживания.

С 1 июля 2023 года будет реализован пилотный проект в 7 регионах страны (в городах Астана, Алматы, Шымкент, а также в Акмолинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Туркестанской областях). По итогам пилота с 1 января 2025 года проект будет масштабирован по всей республике.

2. Вовлечение в социальное обслуживание незанятых членов семей лиц с инвалидностью.

Одним из направлений модернизации системы социального обслуживания является вовлечение в социальное обслуживание лиц с инвалидностью незанятых членов семьи.

Практика показала, что поддержка близких людей и привычный социум дают большую эффективность реабилитации. Членам семьи будет представлена возможность оформления в качестве индивидуальных помощников. При этом, основным требованием будет наличие у них соответствующих навыков, умений и квалификации для оказания таких услуг.

Их труд будет оплачиваться, будут производиться социальные отчисления, а период работы будет засчитываться в трудовой стаж при назначении пенсий.

За 3 месяца текущего года индивидуальными помощниками стали 24 тыс. человек. На их содержание и обеспечение социальных и пенсионных отчислений с 1 июля 2023 года из бюджета будет направлено 25,3 млрд. тенге.

3. Пересмотр Классификатора технических средств, предоставляемых лицам с инвалидностью.

В настоящее время классификатор состоит из 60 видов. Рабочей группой при Министерстве труда будет пересмотрен перечень технических компенсаторных средств (протезно-ортопедической и сурдологической помощи, тифлотехнических средств, кресло-колясок, а также санаторно-курортного лечения, услуги индивидуального помощника и специалиста жестового языка), сроки их использования и предельные цены для их приобретения.

4. Выбор социального работника.

Лицам, нуждающимся в социальном обслуживании, наряду с выбором специальных товаров и услуг, организаций обслуживания, будет представлена возможность выбора социальных работников, предоставляющих им услуги.

В этих целях до 1 января 2025 года будет:

- сформирован Реестр социальных работников.

В нем будет содержаться информация о квалификации социальных работников, видах и качестве оказываемых ими услуг, и результатах работы. Это позволит потребителям услуг осуществлять выбор социальных работников в конкурентной среде;

- разработан профессиональный стандарт социального работника, отражающий требования работодателей к уровню знаний, навыкам и умениям готовящихся кадров. К социальной работе будут допускаться только сертифицированные специалисты, прошедшие независимую систему оценки квалификации;

- подготовлена новая система оплаты труда, учитывающая уровень квалификации, категорию и специфику предоставляемых услуг.

5. Комиссия по вопросам Портала социальных услуг.

Сегодня лица с инвалидностью заказывают технические, вспомогательные (компенсаторные) средства и услуги реабилитации посредством Портала социальных услуг.

На 1 марта для лиц с инвалидностью реализовано 97 тысяч мероприятий по обеспечению ТСР и услугами или 46,5% (от общего числа необходимых 208,6).

Однако от лиц с инвалидностью поступило много обращений, касающихся низкого качества товаров (подгузники, трости, коляски и т.д.), предоставляемых поставщиками, что вызывает недовольство среди получателей услуг.

Для разрешения этих проблем в рамках Социального Кодекса предусмотрено:

1) право лиц с инвалидностью подать жалобу о несвоевременной доставке и качестве товаров и услуг через Портал социальных услуг;

2) полномочия местных комиссий по Порталу социальных услуг, предусматривающие принятие решений о:

-рассмотрении в течение пяти дней заявления получателя услуг, поступившего на Портал социальных услуг;

- направлении заявления поставщику об оказании некачественной услуги или товара и контроль его исполнения;

- снятии поставщика с Портала социальных услуг, о его недопуске на портал и включении в список недобросовестных поставщиков.

6. Трансформация медико-социальной экспертизы.

В рамках Социального Кодекса законодательно закреплен заочный или проактивный формат установления инвалидности.

При проактивном формате установления инвалидности лицу достаточно будет обратиться только в поликлинику, без хождения по другим инстанциям.

При этом экспертиза, назначение положенных социальных выплат и услуг проводится без участия заявителя, автоматически, на основе данных, полученных из информационных систем Министерства здравоохранения.

С 1 апреля текущего года такой формат работы будет реализовываться по 22 видам нозологии и составит 25% от общего количества первичных освидетельствований. В прошлом году он был равен 22%.

К экспертизе будут привлекаться опытные практикующие врачи для назначения эффективных мер реабилитации, с учетом ранее оказанных гражданам видов медицинской помощи. Будет создан Единый реестр независимых экспертов, куда на конкурсной основе будут отобраны специалисты с учетом уровня квалификации и стажа работы.