Материалы

СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТПУСКОВ И ОПЛАТЫ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ МЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Одним из основных прав государственных служащих согласно Закону  Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» (далее – Закон) является социальная и правовая защита (подпункт 4) статья 9 Закона).

В соответствии с подпунктом 9) статьи 9 Закона, государственный служащий имеет право на стимулирование и оплату труда в зависимости от государственной должности, которую он занимает, качества работы, опыта и иных оснований.

Согласно проведённому анализу соблюдения требований предоставления отпусков и оплаты командировочных расходов государственным служащим местных исполнительных органов по результатам  2023 года и представленных материалов установлено, что наибольшее количество нарушений относится к нарушениям прав государственных служащих в период предоставления трудовых отпусков, которое составило в 30 случаях (отпускные на сумму 12, 6 млн. тенге, сумма пени по которой составила  50,6 тыс.тенге), а также 1 нарушение прав в части оплаты командировочных расходов (на сумму 164,9 тыс.тенге).

Данная информация по несвоевременной оплате (ежегодного трудового отпуска менее чем за 3 календарных дня до его начала) в отношении  30 госслужащих и оплате командировочных по 1 сотруднику Северо-Казахстанской области озвучена на Совете по этике.

Несвоевременная  выплата  отпускных  согласно пункту 1 статьи 54 Закона, где оплата ежегодного трудового отпуска должна производиться не позднее, чем за три календарных дня до его начала, а в случае предоставления трудового отпуска вне графика – не позднее трех календарных дней со дня его предоставления, имеет место в ряде акиматов Северо-Казахстанской области.

Анализ показал, что государственными органами на системной основе нарушаются требования статьи 54 Закона, либо присутствуют отступления от них.

Также при проведении анализа по своевременной оплате командировочных расходов установлен один факт нарушений пункта 6 Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 мая 2018 года № 256 по району Шал акына Северо-Казахстанской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 92 Трудового кодекса Республики Казахстан  (далее – Кодекс), оплата ежегодного трудового отпуска производится не позднее чем за три рабочих дня до его начала, а в случае предоставления трудового отпуска вне графика отпусков – не позднее трех рабочих дней со дня его предоставления.

Вместе с тем, согласно подпункту 37) пункта 1 статьи 1 Кодекса заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Так как отпускные входят в понятие заработной платы, при несвоевременной их выплате возникает обязательство по начислению и выплате пени за период задержки платежа.

При невыплате заработной платы работодателем в полном объеме и в сроки, которые установлены трудовым, коллективным договорами, работодатель несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Работодатель выплачивает работнику задолженность и пеню за период задержки платежа. Размер пени рассчитывается, исходя из 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на день исполнения обязательств по выплате заработной платы и начисляется за каждый просроченный календарный день, начиная со следующего дня, когда выплаты должны быть произведены, и заканчивая днем выплаты (пункт 3 статьи 113 Кодекса).

Вместе с тем, на основании положения статьи 87 Кодекса «Об административных правонарушениях», невыплата заработной платы работодателем в полном объеме и в сроки, которые установлены трудовым законодательством Республики Казахстан, а равно неначисление и невыплата пени за период задержки платежа по вине работодателя  влечет штраф.

Таким образом, отмечается нарушение прав госслужащих в своевременном получении соответствующих выплат, где государственными органами на системной основе нарушаются требования статьи 54 Закона, либо присутствуют отступления от них.

По результатам проведенной работы Управления контроля,  все вышеуказанные нарушения государственными органами в настоящее время устранены.

Абзал УРАЗАМБЕТОВ,

главный специалист

Департамента Агентства Республики Казахстан

по делам государственной службы по Северо-Казахстанской области

Управления Контроля в сфере государственной службы