Материалы

Домбру он посвятил народу своему

В этом году отмечается юбилей Курмангазы Сагырбаева. Со дня рождения народного композитора, домбриста прошло 205 лет. Имя Курмангазы стало одним из символов музыкального искусства Казахстана.

Курмангазы Сагырбайулы (каз. Құрманғазы Сағырбайұлы, (1818, Букеевская Орда, Российская империя — 1889, Букеевская Орда, Астраханская губерния, Российская империя) — казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры). Из рода Кызылкурт, он еки Ата Байулы. Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры.

Родился в 1823 году в Букеевской Орде, в урочище Жидели (ныне район Жанакала, Западно-Казахстанской области), в юрте бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения. Мать Курмангазы Алка, человек яркой индивидуальности и сильной во-ли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке и поддерживала его. В возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи. В родном ауле он с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюйши Узак, который заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В возрасте 18 лет Курмангазы покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши. Вместе с Узаком он участвует в состязаниях, развивает своё мастерство и выдвигается в ряды выдающихся домбристов.

Был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836—1838г.г.) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и русского колониализма. Один из первых кюев «Кишкентай» («Ма-лый») была посвящена народному восстанию. За открытую критику богатых подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, однако, никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга, существуют сведения, что ему приходилось сидеть в Иркутской тюрьме. Переживший скитания, оскорбления и преследования, кюйши создает кюи «Алатау» и «Сарыарка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.

Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева, уральский журналист и поэт Никита Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой вели-чины…».  Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.

В 1862 году Курмангазы наконец встречается с земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора заметно повлияли друг на друга. Кюй Даулеткерея «Булбул» («Соловей») Курмангазы включил в свой репертуар.

Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка», наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приёмы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов и другие.

В 1880 году Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью. Умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству — это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен, М. Сулейменов. Широко известные в то время домбристы — Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора также считали себя учениками Курмангазы.

Умер в 1896 году, похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области, Россия.

К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы.

 

Д. ХАБИБУЛИНА,

библиотекарь,

с. Чистополье