Материалы

Наши тамыры

28 августа 1941 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета ССР «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья». В Казахскую ССР было переселено более 460 тысяч человек. При отъезде разрешалось взять с собой только минимум вещей.

С той поры в нашем селе проживают семьи высланных немцев. Для них Казахстан стал второй Родиной. Фундамент нравственности, духовного и физического воспитания заложен в этих семьях. Для нас- кокалажарцев семьи Иоганса Моор, Екатерины Моор, Андрея Пиннекер, Александра Моор, Самуила Сайбель, Марии Эрнст, Фердинанда Михель, Александра Берендт, братьев Александра и Эммануила Михель, Ирмы Дрокиной- самые образцовые, ведь именно они, наши односельчане, всю свою сознательную жизнь трудились на благо родного края. Они стали близкими людьми, друзьями, родственниками. Услышав из их уст слово «тамыр», мы знаем, что речь идет о близком и дорогом человеке, потому что оно подразумевает самые теплые и родственные отношения. А таковыми для них являются друзья-казахи, без которых они не мыслят свою жизнь, и эта дружба  не прерывается, куда бы не забросила их судьба.    

Семья Александра  и Эммы Моор

 «30-40 годы 20-го века в истории человечества отмечены трагическими событиями, не только раскулачиванием, голодом, но еще и массовой депортацией народов»- эти строки я хорошо запомнила со школьной скамьи. Но тогда я не понимала сути вышесказанного, только теперь с годами поняла, что за всем этим стоят судьбы многих людей.

Среди высланных в наши края из Саратовских мест немцев была и семья Моор, которая состояла из четверых человек. Первым их встретил председатель колхоза Шегенев и распределил на квартиру Булыгиных. Герою рассказа А.А. Моор тогда было всего четыре года. Его мать определили работать в колхозе свинаркой. Детство было тяжелым, помогали чем могли казахи, русские, ранее прибывшие немцы. Подрос Александр, в первый класс бежал с охотой, а уже с третьего класса был вынужден бросить школу. «Хоть семья была и небольшая, но лямку за хозяина приходилось тянуть мне,- рассказывает Александр Александрович. -Чтобы как-то прокормить и заработать трудодни, мать в зимнее время еще и воду возила с речки на животноводческую ферму. Время было тяжелое, одежды добротной не было. Зимой, пока она воды наберет в бочку, вся юбка заледенеет, жалко мне ее было, я стал ей помогать. Пока воды на речке наберу, она на печке сидит и греется, я к дому подъезжаю, она выбегает и дальше мы едем, поим скот вместе. Мать меня по-своему жалела, утром еще затемно уходила на ферму, меня закроет, а я в форточку вылезу и прибегаю к ней. Ей тяжело было, оставшись без мужа, моего отца, который умер по болезни. Женского счастья у моей матери так и не сложилось. В свободное время подростком помогал трактористам. Уже в тринадцать лет стал посещать курсы трактористов.

Из-за прохудившейся крыши после каждого дождя наш дом заливало водой. Видя, как мать латает щели в потолке, решил построить другой дом. А тут в армию меня забрали. Родственники дали адрес незнакомой девчонки и сказали, что она землячка- саратовская, тоже из высланных немцев. Пока я служил два года, переписывался с ней, приехал домой после службы, решил познакомиться. Познакомился, получил благословение матери, и с гордостью ввел свою невесту в свой новый дом».

Супруга нашего героя Эмма Христиановна, в девичестве Диль, хорошо помнит свое  детство, их семья была многодетной. Помнит, что переправляли по Волге на большой барже. Затем пересадили в поезд, раньше их называли теплушками. «Я маленькая, бегала по поезду и искала своих соседей, приставала с вопросами к матери «Куда, зачем и почему?». Родители отводили глаза и не разговаривали. Уже от старших подростков я узнала, что война идет через наш родной  город Саратов и чтобы население не перешло на сторону захватчиков, всех срочно стали выселять. Семья наша на тот момент считалась зажиточной, до войны родители  работали на фабрике ткачами, раньше это называлось мануфактурой. Приехали мы в Казахстан, коренные жители шли к нам с теплом, сначала они осматривали нас, но потом так привыкли к нам, и делились всем, в особенности лепешками, куртом, жареной пшеницей. Отец мой шил из овечьих шкур полушубки, за которые его и благодарили всегда казахи. Но потом отца как зажиточного немца выслали на Север, где он умер от болезни и голода»,- рассказывает женщина.

Среди многих семей, высланных из Саратова, семью А. и Э. Моор можно отнести к самым трудолюбивым и сознательным, стойко перенесшим немало испытаний в жизни. Ощущение своей востребованности было и остается у данной семьи. Они гордятся тем, что попали именно в наше село, где они нашли свою Родину, себя, и пустили здесь свои корни. На проводимых мероприятиях округа наши старожилы- почетные гости, несмотря на возраст, они трудятся на приусадебном участке, выращивают овощи, цветы, стараются быть полезными родным, селу и обществу. В июне А.А. Моору исполнилось 80 лет, желаем ему здоровья и долголетия.

Г. ТОПИНА,

библиотекарь,

Кокалажарский с/о