Материалы

Быть солнцем для своего народа

Подведены итоги республиканской акции «Одна страна- одна книга»-2017, в которой книгой года для всеобщего чтения стали произведения известного в истории казахской литературы ХІХ века поэта С.Торайгырова.

Акция проводится с 2007 года при поддержке Министерства культуры и спорта по инициативе Национальной академической библиотеки РК и Библиотечной Ассоциации РК. 

Цель акции- популяризация национальной литературы, сберечь и приумножить историко-культурное и духовное наследие, дать молодому поколению правильное нравственно-патриотическое воспитание.

В ходе обсуждения выступил с предложением Председатель Астанинского филиала Союза писателей РК, акын Несипбек Айтулы: «Султанмахмут Торайгыров- один из великих сыновей своего народа, взобравшийся на пьедестал казахской поэзии. После Абая его заслуженно можно отнести к великим акынам, который отстаивал права своего народа. Поэтому предлагаю в рамках республиканской акции «Одна страна- одна книга»- 017 в качестве книги года для всеобщего чтения выбрать произведения молодого поэта С. Торайгырова».

Инициативу Несипбека Айтулы единогласно поддержали члены оргкомитета акции, отметив 100-летие Алаш Орды и роль, которую сыграли произведения С. Торайгырова в поднятии национального духа.

  Выдающийся казахский поэт-демократ Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Кзыл-Тауском районе Кокшетауской области в семье скотовода. Детство Султанмахмута было безрадостным. Ребенком он познал всю горечь тяжелой, полуголодной жизни, постоянных лишений. Учение доставалось ему с большим трудом. Вначале мальчик учился грамоте дома с помощью отца. Затем несколько лет  у аульного муллы. От природы одаренный, наблюдательный мальчик не находил удовлетворения в чтении старых книг религиозного содержания. Он пытливо присматривался к жизни, стремился постичь смысл веками складывавшихся казахских обычаев. В стихотворении 1907 года Султанмахмут говорит о твердом решении стать поэтом. В этом году он пишет несколько стихотворений. Среди них «Кривобокая, рябая девушка с острым носом», «Нос вздернут, низок ростом и рябой», которые поражают умением молодого, только начинающего тогда поэта создавать живой портрет, отличающийся удачно подмеченными конкретными чертами.

В 1908-1910 годы Султанмахмут учится в духовной школе-медресе в Баянауле. Любознательный и трудолюбивый, Султанмахмут проявляет необычайную настойчивость и упорство в достижении цели. Не имея средств к существованию, он был вынужден выполнять всю тяжелую работу у муллы, в семье которого он жил. Но, ни в этот период, ни после переезда в аул в 1911 году Султанмахмут не оставляет ученья. В это время он уже весьма скептически относится к религиозным проповедям, жаждет серьезных знаний. В конце 1912 года Султанмахмут приехал в Троицк, чтобы продолжать ученье. Он решил овладеть русским языком и читать по-русски, изучить такие науки, как история и география. В Троицке  поступает в духовную школу. Поэтому пополнять знания ему приходится большей частью самостоятельно. Он изучает произведения Абая, знакомится с произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова в переводах великого просветителя. Несколько позже он читает произведения русских писателей и поэтов уже в оригинале.

В июле 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали здоровье,- он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться не оставляет его, и он вскоре снова в Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала «Айкап», на страницах которого Султанмахмут впервые выступил как поэт, публицист и очеркист. В творчестве поэта этих лет значительное место занимают произведения, в которых он зовет молодежь к знаниям, науке, выступает как пропагандист культуры и искусства. В стихотворениях «Какова цель ученья?», «Думы учащегося», в рассказе «Печалюсь» поэт осуждает невежество и отсталость, призывает родной народ к просвещению.

В 1914 году Султанмахмут создает роман «Камар сұлу», одно из самых значительных произведений всей казахской литературы дореволюционного периода. Его  можно назвать поэмой в прозе. Поэт пишет взволнованно, порою ритмической прозой, вставляет стихотворные тексты. Красочные эпитеты и сравнения, поговорки и пословицы, крылатые выражения, взятые из устной поэзии и созданные самим С. Торайгыровым, придают стилю романа своеобразный национальный колорит, в текст вплетаются народные песни (жар-жар, айтыс). Язык романа Торайгырова сочный, меткий, уходящий корнями в поэтическое творчество.

Чувствуя недостаток своего образования, Султанмахмут серьезно думает об учении в русской школе. С этой целью он приезжает в конце 1914 года в г. Семипалатинск. Однако поступить в русскую школу ему так и не удается, Султанмахмут вскоре уезжает из Семипалатинска и, работая учителем в аулах на Алтае и Тарбагатае, самостоятельно изучает русский язык. В этот период Султанмахмут пишет роман в стихах «Кто виноват?», оконченный в 1915 году. В конце 1916 года поступает на курсы в Томск. Занимается и читает поэт напряженно, с присущей ему настойчивостью и трудолюбием.  В эти годы созревает писательское кредо Торайгырова. «Вступив на стезю поиска истины, не отступлю, перенесу все испытания, превозмогу усталость, пройду через заблуждения. Но останусь верен задуманному», - говорит поэт.

После февральской революции 1917 года, стремясь быть поближе к народу, он приезжает в Семипалатинск. Его охватывает радостное чувство, как и всех интеллектуалов казахского общества того времени. «Хочу быть солнцем, которое бы рассеяло тьму над головой моего народа». Торайгыров вступает в контакт с алаш-ординцами, печатает статьи в их газете «Сары Арка». Горячо подхватывая идеи лидеров «Алаша», он восхищается ими в своих стихах. Здоровье его ухудшается, и летом 1918 года Султанмахмут уезжает на родину- в Баянаул.

Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула. В поисках истины одаренный юноша стал знакомиться с социально-политической, философской литературой- ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели.

 Последней незавершенной поэмой Султанмахмута была поэма «Айтыс» с подзаголовком «Состязание городского и степного акынов». В форме диалога поэт хотел показать ломку прежнего старообрядного жизненного уклада.

Султанмахмут Торайгыров за свою короткую жизнь создал столько значительных произведений, что по-праву занял почетное место в истории национальной культуры. Пронизанная бескорыстной любовью к народу, его поэзия по своей социальной направленности в чем-то близкая некрасовской музе, до сих пор звучит набатом гражданского мужества.

 Поэт умер в 1920 году, сломленный болезнью, прожив всего 27 лет. Но, несмотря на это, он сумел оставить потомкам ценное литературное наследие, которое несет идеи человечности, воспитывающие в подрастающем поколении патриотизм и любовь к Родине.  

Уважаемые наши читатели! Библиотеки района имени Габита Мусрепова приглашают вас  познакомиться с литературой, представленной на открытых просмотрах и книжных выставках. Принять активное участие в литературных вечерах, поэтических диалогах, круглых столах, презентациях и других мероприятиях, которые приурочены к проведению акции «Одна страна- одна книга» по произведениям Султанмахмута Торайгырова.

И. ПИГИНА,

заведующая методическим отделом КГУ «ЦБС»