Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Июнь 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

ПРИНЦИП ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ

Массовому правосознанию издавна известна формулировка «Не пойман - не вор». Эта формула заключает в себе суть того, что получило название «Презумпции невиновности». Согласно этому правовому принципу судопроизводства, обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Сущность презумпции невиновности сформулирована в статье 77 Конституции Республики Казахстан и статье 19 Уголовно-процессуального кодекса, из содержания которых следует, что каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении уголовного правонарушения не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности подозреваемого, обвиняемого, подсудимого толкуются в их пользу. В пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого должны разрешаться сомнения, возникающие при применении уголовного и уголовно-процессуального законов. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и должен быть подтвержден только достаточной совокупностью допустимых и достоверных доказательств.

Любой человек считается абсолютно невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в законном порядке и пока эта доказанность не будет установлена соответствующим судебным решением (приговором) суда, которое вступило в законную силу.

Любой гражданин (подозреваемый, обвиняемый) имеет право давать показания, при этом он не обязан доказывать свою невиновность. Обвиняемый вправе давать любые показания, а также вправе полностью отказаться от дачи показаний, даже вправе отказаться от ответов на отдельные вопросы. Факт полного отсутствия у обвиняемого доказательств невиновности сам по себе не считается доказательством его вины. Факт отказа обвиняемого от показаний и от отдельных пояснений, факт дачи им противоречивых и даже ложных показаний не являются основанием для обвинительного приговора.

Если выдвинуты обвинения в совершении уголовно наказуемого деяния, то бремя доказывания этих обвинений, то есть обязанность по поиску, сбору и предоставлению в суд доказательств вины обвиняемого лежит на стороне обвинения.

Если против гражданина в качестве доказательств его вины у органов, осуществлявших досудебное расследование, имелись только его же собственные признательные показания, от которых он хотя бы одним устным заявлением отказался в ходе судебного рассмотрения, то данные показания не могут учитываться судом в качестве доказательства его вины. При этом обвиняемый, отказавшийся от ранее данных показаний, освобожден от обязанности доказывать, что давал эти показания под чьим-либо незаконным (физическим или психологическим) давлением, нажимом, избиением и т. п.

Если стороной защиты (или самим обвиняемым) в ходе досудебного расследования или даже в ходе судебного следствия заявлены «доводы защиты», то есть указано на существование объективных обстоятельств, свидетельствующих о невиновности обвиняемого, то бремя (обязанность) по сбору и предоставлению в суд доказательств, опровергающих эти «доводы защиты», также лежит на стороне обвинения, причем сторона обвинения не может быть освобождена от этого бремени (обязанности) судом или иным органом государства.

Все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого, которые до момента окончания судебного следствия не были устранены в законном порядке, суд обязан толковать в пользу.

Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях, на догадках следствия и суда, не имеющих надлежащих доказательств, не может быть основан на свидетельских показаниях анонимных источников, на голословных утверждениях о якобы факте существования множества секретных доказательств, на ознакомление с которыми у суда нет допуска, а также на иных «недопустимых доказательствах».

Обязанность государства - обеспечить независимость судебных органов. Суд, рассматривающий обвинения против человека, не является органом уголовного преследования, не выступает ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты, не исполняет их функций, а является органом независимого, беспристрастного, объективного, всестороннего и законного рассмотрения вопроса обоснованности либо необоснованности (доказанности или недоказанности) обвинений, причем суд, вынося решение, не в праве выходить за пределы обвинений, предъявленных и известных обвиняемому.

Суд обязан проверить все доказательства, собранные органами дознания или следствия: допросить подсудимых, потерпевших, свидетелей, заслушать заключения экспертов, осмотреть вещественные доказательства, огласить протоколы и иные документы. Обвинитель, подсудимый, защитник пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств.

Одним из главных положений презумпции невиновности при вынесении приговора является требование закона о полной и несомненной доказанности виновности подсудимого. Презумпция невиновности является основой, обобщенным выражением тех правовых гарантий, которыми охраняется право обвиняемого на защиту. А из этого явствует взаимосвязь и взаимозависимость права обвиняемого на защиту и презумпции невиновности.

Н.КАЛИНИНА,

судья суда района имени Габита Мусрепова

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В целях профилактики уголовных правонарушений против личности в семейно-бытовой сфере в суде района имени Г.Мусрепова проведен показательный уголовный процесс в отношении гражданина «П.», который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нанес гражданке «С.» телесные повреждения, причинившие ей тяжкий вред здоровью.

При рассмотрении уголовного дела 22 апреля 2024 года в зале суда присутствовали лица, привлеченные к административной ответственности в сфере семейно-бытовых отношений, в отношении которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» Отделом полиции района вынесены защитные предписания.

Приговор вступил в законную силу.

Прокуратура района имени Г.Мусрепова

ПРОКУРОРСКИЙ ФИЛЬТР ПО ЗАЩИТЕ ИНВЕСТПРОЕКТОВ

8 апреля текущего года прокуратурой района им.Г. Мусрепова проведено совещание с субъектами бизнеса района (инвесторами), где доведено до сведения о внедрении нового механизма «Прокурорский фильтр по защите инвестпроектов».

Главной целью данного механизма является совершенствование прокурорского сопровождения инвестпроектов и внедрение эффективных инструментов профилактики.

Теперь прокурор будет включаться в защиту инвестпроектов не постфактум, а в текущее состояние, что предусматривает работу на опережение еще до начала судебных процессов.

Все государственные и местные исполнительные органы обязаны согласовывать с прокурорами все запретительно-ограничительные меры в отношении всех субъектов крупного и среднего предпринимательства, в том числе и назначение налоговых проверок.

Необходимо отметить, что вышеуказанная процедура (согласование) будет проводиться лишь в отношении субъектов, находящихся в едином реестре Комитета по инвестициям.

Также обсуждены и рассмотрены проблемные вопросы по реализации алкогольных напитков и взаимодействию с налоговыми органами.

По итогам встречи предпринимателям даны исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

Напоминаем, что в целях защиты прав предпринимателей при прокуратуре района функционирует Мобильная группа, в состав которой входят местные и уполномоченные органы.

В случае нарушения законных прав субъекты бизнеса могут обратиться в мобильную группу по следующим контактам: прокуратура района – 21-8-39, 21-3-88, 8-702-351-41-01; отдел предпринимательства – 8-775-909-22-55, 21-7-45.

Прокуратура района им Г. Мусрепова

ПРОИЗВОДСТВО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ВЫДВОРЕНИИ ИНОСТРАНЦА ИЛИ ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы о выдворении иностранцев, лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан, являются Конституция Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Гражданский процессуальный кодекс (глава 49), Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранцев», Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей) государств - участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 14 ноября 2008 года) и другие международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 4 от 13 декабря 2013 года «О судебной практике рассмотрения дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан».

В соответствии с Законом "О правовом положении иностранцев", иностранцами признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Иностранец может быть выдворен за пределы Республики Казахстан, если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка, если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц, если он нарушил законодательство Республики Казахстан, в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином Республики Казахстан явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в Республике Казахстан.

По содержанию административное выдворение и выдворение в порядке гражданского судопроизводства представляют собой принудительное или контролируемое уполномоченными органами самостоятельное перемещение иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан, осуществляемое на основании постановления (решения) суда за совершение административного правонарушения либо нарушения законодательства.

При рассмотрении дел о выдворении иностранцев и лиц без гражданства необходимо разграничивать административное выдворение, применяемое в порядке реализации норм КоАП, и выдворение, осуществляемое в порядке особого производства, предусмотренного ГПК.

Рассмотрение дел по заявлению органов внутренних дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан осуществляется в порядке особого производства (глава 49 ГПК).

В соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса заявление о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан подается органами внутренних дел в суд в письменной форме либо в форме электронного документа по месту пребывания и (или) регистрации иностранца или лица без гражданства.

Заявление о выдворении указанных лиц может быть подано прокурором.

Заявление о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан суд рассматривает в течение десяти дней с момента возбуждения дела, с обязательным участием иностранца или лица без гражданства, а также прокурора.

Неявка в судебное заседание иностранца или лица без гражданства, в отношении которого отсутствуют сведения об извещении, является основанием для отложения разбирательства дела. В случае неизвестности фактического места пребывания и невозможности рассмотрения заявления о выдворении указанных лиц в установленные законом сроки, суд обязан объявить розыск, а также вправе приостановить производство по делу. Сроки, устанавливаемые судом для выдворения, должны быть разумными.

При определении срока, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должно покинуть территорию Республики Казахстан, необходимо учитывать особенности финансирования процедур выдворения.

Судебные расходы, а также расходы по выдворению несут выдворяемые иностранцы или лица без гражданства либо организации или физические лица, пригласившие их в Республику Казахстан. В случаях отсутствия либо недостаточности средств у названных лиц для покрытия расходов по выдворению, финансирование соответствующих мероприятий производится за счет бюджетных средств.

Решение суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан вступает в законную силу со дня его принятия и служит основанием для выдворения иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан.

Г.БАЛГАБЕКОВА,

председатель суда

района имени Габита Мусрепова

Ухудшение здоровья водителя, как основание прекращения права на управление транспортными средствами

Хотелось бы обратить внимание читателей, что основанием для прекращения права на управление транспортными средствами, в том числе, является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением (пункт 2 части 1 статьи 75 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» (далее Закон).

В 2023 году в суд района поступило 32 иска о прекращении права управления транспортным средством в связи с ухудшением состояния здоровья водителя, доказательством заявленных требований были сведения из районной больницы, сведения из СИОПСО, что ответчики-водители состоят на «Д» - учете (психические расстройства и расстройства поведения различной этиологии). Из них с вынесением решения об удовлетворении заявленных требований рассмотрено всего 6 дел, поскольку стороной ответчиков предоставлены доказательства, опровергающие заявленные требования (заключения, справки о состоянии здоровья), в связи с чем 25 исков было оставлено без рассмотрения по ходатайству истца, 1 иск возвращен.

Судом было установлено, что давность постановки ответчиков на учет варьировалась от 10 до 20 лет, при этом многие водители даже не знали о том, что они состоят на учете с психическими и поведенческими расстройствами, указывая, что, возможно, были поставлены на учет перед призывом в армию, по молодости лет, злоупотребляли спиртным и обращались в больницу, в последующем спокойно прошли медкомиссию и получили водительские права, никто к ним претензий не предъявлял.

Перечень медицинских противопоказаний, при которых водителю запрещается управлять транспортными средствами, указан в Приказе Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан № 853 от 9 ноября 2015 года «Обутверждении перечня медицинских противопоказаний, при которых лицам запрещается управлять транспортными средствами». В данном перечне лица c психическими расстройствами и расстройствами поведения, умственной отсталостью, шизофренией, шизотипными бредовыми расстройствами и другим, относятся к лицам, которым запрещено управлять транспортными средствами.

В свою очередь, прекращение права на управление транспортными средствами в связи с ухудшением здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, осуществляется по решению суда, основанием для прекращения, либо не прекращения права является соответствующее медицинское заключение состояния здоровья водителя.

В случае же устранения причин прекращения права на управление транспортными средствами (выздоровление, подтвержденное медицинским заключением), в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 75 Закона, право управления транспортным средством восстанавливается.

С учетом изложенного обращаю внимание, что в случае, если кто-либо столкнулся с такой ситуацией, при этом у водителя есть соответствующие медицинские заключения, справки, полученные при получении водительского удостоверения, ему необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства для последующего снятия с «Д» - учета, подтвердив свое состояние здоровья соответствующим медицинским заключением, что позволит избежать прекращения водительского права.

Г.ЕРТАЕВА,

судья суда района имени Габита Мусрепова