Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Сентябрь 2022 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Опасность получения теологического образования в сомнительных теологических учреждениях

Государство, безусловно, поддерживает стремление молодежи получать образование за рубежом, овладевать необходимыми стране специальностями и положительным иностранным опытом. Поэтому сегодня в нашей стране созданы все условия, чтобы молодые люди могли получить зарубежное образование, будь то в рамках государственной программы "Болашак", через различные гранты или на средства своих родителей.

Вместе с тем в последнее время, к сожалению, есть немало фактов, когда молодые казахстанцы, находясь на обучении за рубежом, попадали в различные неприятные ситуации. В связи с этим государство заинтересовано в том, чтобы у нашей молодежи в других странах не случались какие-либо конфликты, чтобы они не пострадали или у них не возникали проблемы с иностранными законами.

Многие родители, к сожалению, не знают всех нюансов получения их детьми зарубежного образования, но всячески поддерживают их выбор. Родители должны знать, что их детям в стране пребывания необходимо будет пройти психологическую адаптацию к новой действительности, научиться без каждодневной помощи родителей решать весь комплекс проблем: в организации своего быта, проживания и общения с людьми с другой культурой и менталитетом и многому другому.

Риски, которые могут ожидать молодых казахстанцев в период пребывания за рубежом, во-первых это риск подверг­нуться чуждому религиозному воздействию в среде проживания и обучения. Как правило, это может произойти через центры изучения различных языков, спонсируемые малоизвестными организациями, различными религиозными ассоциациями и орденами так называемых братств, через посещение культовых сооружений, не охваченных государственным контролем в стране пребывания, а также через получение частных уроков и слушание лекций сомнительных духовных лидеров.

Во-вторых, в случае если ваш ребенок получает за рубежом религиозное образование, то родителям просто необходимо проконтролировать, в каком именно духовном учреждении учится их ребенок. Как и с кем он проводит свободное время, как часто выходит на связь с родителями, посольством и многое другое.

В-третьих, родителям и их детям следует иметь в виду, что за рубежом некоторые религиозные организации часто прикрываются различными светскими наименованиями. Например, за приглашениями на бесплатные курсы английского или арабского языка, личностного саморазвития, популярной психологии, обучения основам ведения бизнеса, курсами ораторского искусства могут стоять деструктивные организации, вербующие непосвященных иностранцев в свои ряды.

Важно помнить, что все наз­ванные факты содержат риски переноса деструктивных идей и представлений, в том числе религиозных, в нашу страну. Это может привести к идейным конфликтам в верующей среде, появлению и развитию отрицательного общественного резонанса по ряду гражданских, социально-экономических и морально-этических аспектов жизни нашего общества.

Как известно, в соответствии с Конституцией Рес­публики Казахстан наше государство осуществляет защиту и покровительство своих граждан за пределами наших границ. Поэтому государственные органы страны сегодня предпринимают все возможные шаги по ограждению казахстанцев от попадания в различные конфликтные ситуации и чужеродное религиозно-идеологическое влияние в иностранных государствах. Однако значение роли родителей и самих студентов в профилактике таких ситуаций трудно переоценить.

Очень важно отметить, что на данном этапе религиозное образование целесообразно получать в казахстанских духовных учебных заведениях. Родители и студенты должны знать, что в Казахстане есть все возможности для получения качественного духовного образования. В частности, в стране работают один университет и девять исламских медресе, православная и католическая духовные семинарии.

Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» в Алматы ведет подготовку высококвалифицированных специалистов – религиоведов, исламоведов, переводчиков арабского и английского языков, других специальностей, отвечаю­щих требованиям времени. Все программы обучения в данных учебных заведениях соответствуют требованиям Министерства образования и науки Казахстана и сочетают в себе как светские, так и религиозные дисциплины.

Дополнительно следует отметить, что как компонент светского образования в шести вузах страны ведется подготовка специалистов с религиоведческим образованием: в КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ им. Л. Гумилева, КарГУ им. Е. Букетова, университете «Нур-Мубарак», Международном Казахстанско-Турецком университете им. Х. Ясави и университете иностранных языков и деловой карьеры. Именно в этих вузах по государственному заказу обучаются будущие религиоведы и исламоведы. Таким образом, в настоящее время казахстанская молодежь, решившая посвятить себя изучению религиоведения и теологических дисциплин, имеет все возможнос­ти получить профессиональные знания у себя на Родине.

А. БАЙКЕНОВА,

руководитель отдела внутренней политики,

культуры и развития языков

Государственный язык - мой язык

Говоря о межнациональной дружбе, межэтническом согласии, мы не можем обойти язык стороной. Ведь язык-это путь к более глубокому пониманию друг друга.

Президент Республики Казахстан Касым -Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана отметил: «Считаю, что роль казахского языка как государственного будет усилена и наступит время, когда он станет языком межнационального общения. Однако, чтобы достичь такого уровня, нужны не громкие заявления, а наша общая работа. Кроме того, необходимо помнить, что язык является инструментом большой политики», - поделился он своими мыслями о развитии казахского языка. Это следует воспринимать как слова, адресованные не только отдельным группам граждан, но и народу Казахстана в целом, независимо от национальности. Несмотря на то, что за годы независимости был сделан ряд важных дел, направленных на повышение потенциала государственного языка, до сих пор есть вопросы, которые необходимо решить.

Одним из важных изменений в языковой политике за последние годы стала работа по переводу казахского языка на латинскую графику. Это исторически важное решение, вызванное требованием времени. Сейчас подавляющее большинство языков мира маркируется на латинском алфавите. Сегодня язык науки и образования, мировой коммуникации - это также английский язык, который пишется на латинице.

За 30 лет независимости нашей страны со стороны государства была сформирована единая языковая политика, казахскому языку придан статус государственного языка, расширен круг его применения. Сегодня казахский язык, являющийся государственным, стал языком государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, который применяется во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. Это одно из важнейших достижений нашей страны, это повышение статуса государственного языка.

Ежегодно 5 сентября в стране отмечается День языков народа Казахстана. Национальный праздник был отмечен в день рождения основателя казахской филологии Ахмета Байтурсынова. В этот день учащиеся школ округа подготовили видеопоздравление.

Традиционная декада, посвященная Дню языков народа Казахстана прошла с 6 по 17 сентября 2021 года, в рамках декады учитель казахского языка Гаршинской СШ С. А. Рамазанова провела конкурс сочинений среди старшеклассников на тему ««Ең қымбат қазына-тіл», в школах округа прошел единый классный час на тему «Мәңгі ел-мәңгі тіл», конкурс рисунков «Дружба народов-дружба языков».

В КГУ «Аппарат акима Чистопольского сельского округа района имени Габита Мусрепова СКО »1 раз в неделю организовано обучение государственных служащих казахскому языку. Также при поступлении на государственную службу требуется пройти тестирование по законодательству. При сдаче теста также задаются вопросы по казахскому языку, присваиваются баллы.

На сегодняшний день общее количество изучающих язык растет. Главная цель языковой политики - это превращение государственного языка в общий язык многоязычного Казахстана, расширение сферы применения родного языка, достижение лидирующих позиций. Отрадно, что у представителей других национальностей в настоящее время есть желание изучать казахский язык. Представитель некоренной национальности Кирилл Гаврилов, учащийся 7 «А» класса Чистопольской средней школы, обучается и в совершенстве владеет государственным языком. Также в округе можно отметить Сейлбека Кайрбековича Омарбекова, Еркебулана Аскаровича Кайрата и Камилу Болатовну Макатову, владеющих тремя языками.

В итоге, практическое укрепление в Казахстане статуса казахского языка, его компетенции - это общее дело всех казахстанцев.

 Потенциал государственного языка будет возрастать с течением времени. Но, чтобы ускорить этот процесс, мы все должны использовать имеющиеся ресурсы и возможности.

 К. АМАНТАЕВ,

 аким Чистопольского сельского округа

БОГАТСТВО ЯЗЫКА - БОГАТСТВО СТРАНЫ

Язык - опора государства, духовное богатство народа, отражение прошлого и будущего. Наш народ, познавший достоинство родного языка, вкладывает его в дух нации. Ведь язык-это душа народа, его образ в целом, его национальная идентичность.  

Язык - мощная опора независимости, непоколебимый фактор единства и солидарности. В целях расширения сферы применения государственного языка и повышения уважения к языку организуется множество государственных программ и мероприятий.

Только через родной язык мы познаем наш народ, нашу Родину. Уважение к языку у каждого можно узнать через уважение к своей матери, к своей национальности, к своей Родине. Человек, забывший свой родной язык, - лишается прошлого и будущего.

Наше будущее – это сегодняшняя молодежь. Каждый молодой человек должен в совершенстве знать историю своей страны, свой язык.

Представители более 100 национальностей, проживающих в Казахстане, обязаны знать государственный язык. Уважение к языку - это уважение к народу.

Государственный язык является одним из основных символов независимости страны. Поскольку язык любой цивилизованной страны является средством общения людей, он является основой речевой деятельности.

На сегодняшний день большое значение приобретает вопрос углубленного внедрения государственного языка во все сферы жизни общества. Судьба языка - в наших руках.

Самое главное, что сейчас со стороны казахстанцев всесторонне рассматривается развитие государственного языка.

Статус языка - статус страны. Для того, чтобы стать страной, признанной миром, мы должны поднять статус государственного языка.

Ж. КАБДУННАСОВ,

руководитель отдела земельных отношений

                                                                                                               

Учитывая интересы широких масс

Язык - это общественное явление, действующее на протяжении существования всего человечества. Истории не известен ни один человеческий коллектив, у которого не было бы своего языка. И это понятно. Ведь человек живет в обществе. Его связи с другими людьми постоянно укрепляются. Средством общения служит язык. С помощью его люди передают свои чувства, желания, мысли.

Пропаганда языковой политики - одна из глобальных тем нашего государства. В последние годы Казахстан стал уделять внимание развитию родных языков народов республики, при этом акцентируя внимание на государственном языке.

Языковая политика в Казахстане - путь интеграции страны в мировое сообщество. На сегодняшний день в казахстанском обществе проводится политика трехязычия, направленная на освоение казахстанцами  казахского, русского и английского языков. Политика трехъязычия возводит казахский язык на первое место.

В настоящее время в независимом Казахстане проживают в гармонии и единстве представители более 130 национальностей и этнических групп.

 В Казахстане каждый этнос не только развивает свой язык и культуру, но и движется к консолидации вокруг государственного языка. Триединство языков - идеология языкового развития Казахстана, провозглашающая, что казахский язык - государственный язык, русский язык - язык межнационального общения и английский язык-  язык успешной интеграции в глобальную экономику.

В основе политики триединства языков лежит требование знания гражданами страны казахского языка.

Особое значение в языковой политике  Казахстана придается русскому языку, который является одним из мировых языков и имеет широкое распространение в современном мире. Третьим элементом является английский язык, который занимает в современном мире доминирующее положение. Английский язык открывает казахстанцам окно в мир, в глобализацию. Казахстан все шире и глубже вовлекается в международные процессы и контакты. Сегодня в обществе никого не надо убеждать, что знание английского языка является важнейшим ресурсом профессионального роста человека.

В Дружбинском сельском округе, с целью пропаганды языковой политики, периодически проводятся различные мероприятия.

В школах округа проходят уроки и внеклассные мероприятия, которые ведутся на двух языках - государственном и русском, используются также элементы английского языка. Ежегодно проходят предметные недели.

Организуется и проводится работа  с одаренными детьми школ округа, которые постоянно  участвуют в республиканских, областных, районных интеллектуальных олимпиадах, творческих конкурсах и занимают призовые места.

Также в сельских библиотеках ведется работа по пропаганде языковой политики, библиотеки ведут активную деятельность по организации тематических и литературных вечеров, «круглых столов», праздников и творческих встреч.

В рамках программы «Рухани жангыру» и важнейшего направления по популяризации казахского языка библиотекарем Володарской сельской библиотеки, учителем русского языка Н.Ю.Вербовским совместно с учителем казахского языка Володарской средней школы Э.С. Шакеевой  было проведено интересное и познавательное мероприятие  Білім -Тime «С казахским языком  в будущее» для учащихся школы.

В Целинной средней школе на постоянной основе проводятся мероприятия, приуроченные ко Дню языков народа Казахстана, среди которых: проведение открытых уроков, «круглых столов», турниров, конкурсов на тему «Қазақстан халқы тілдері» («Языки народов Казахстана») (по казахскому, русскому и английскому языкам), конкурс коллажей и рисунков «Тіл тағдыры - ел тағдыры», конкурс выразительного чтения на трех языках, посвященный 120-летию Габита Мусрепова.

В Дружбинской сельской библиотеке в рамках программы «Рухани жаңғыру» была представлена презентация выставки «История латинской графики в казахском языке».

Библиотекарь отметила, что, по мнению ученых и общественных деятелей Казахстана, реформа казахского языка поможет повысить его престиж среди молодёжи, и она существенно облегчит процесс изучения казахского языка. Что переход на латинскую графику укрепит авторитет Казахстана в мире, и переход на латиницу не означает отказа от русского языка. Государственная политика образования основана на трёх языках: казахском, русском и английском, а переход на латиницу позволит упростить изучение английского и других европейских языков. Также латиница будет способствовать сближению Казахстана с тюркоязычными странами.

Стоит отметить, что библиотеки и школы на постоянной основе ведут активную работу, направленную на развитие читательской грамотности и изучение государственного языка у молодого поколения, именно поэтому подобные мероприятия всегда актуальны.

На территории Дружбинского сельского округа функционирует этнокультурное объединение «Улытау», представители которого проводят большую работу по сохранению и внедрению в жизнь  культуры разных народов. ЭКО  участвует во всех мероприятиях,  проводимых в областном, районном центре и  селах округа. 

Таким образом,  языковая политика Республики Казахстан учитывает интересы широких масс и поэтому ее можно назвать демократической. Безусловно, необходимо подчеркнуть интернациональный характер языковой политики, так как, несмотря на то, что приоритет, в первую очередь, отдается развитию казахского языка, максимальное внимание при этом уделяется развитию русского языка и языков всех других этнических групп страны. Сохранение сфер применения русского языка еще раз доказывает стремление Казахстана к интеграционным процессам, сохранению единого культурно-образовательного пространства с государствами СНГ. Статус русского языка отражает его высокую востребованность в Казахстане, как носителя значительного объема научной и культурной информации. Тем более, что еще сохраняется та историко-культурная традиция среди населения республики, для которого русский язык стал языком межнационального общения.

 

Д. УРАЗОВ,

аким Дружбинского сельского округа                                  

Горжусь тем, что говорю на казахском языке

«Развитие казахского языка является одним из ключевых приоритетов государственной политики.  Мы достигли в этом серьезных результатов».

Президент Республики Казахстан К.- Ж.К. ТОКАЕВ

Учащийся 11 класса Новоишимской СШ №1 Владислав Власенко в течение нескольких лет является победителем и призером районных, областных олимпиад и конкурсов по казахскому языку. Этот год также стал успешным  - Владислав занял I место в областной олимпиаде и получил право защищать честь области в республике.

В республиканской олимпиаде В.Власенко не занял призового места, но в процессе подготовки, участия получил колоссальный опыт выступления на столь высоком уровне, что, бесспорно, пригодится ему во взрослой жизни. Владислав был приглашен в г. Петропавловск на церемонию награждения, где ему в торжественной обстановке был вручен Диплом за I место, занятое в областной олимпиаде. Поздравляем!

Когда мы беседуем с Владиславом об учебе, увлечении казахским языком, он живо и интересно говорит о том, с чего началась его любовь к казахскому языку, казахской литературе.

- Изучение казахского языка я начал с нулевого класса, как и все ученики, и уже во 2 классе впервые принял участие в районной олимпиаде по казахскому языку. Готовила меня учитель казахского языка Самал Егимбаевна Альмуканова. С благодарностью юноша отзывается о Дине Маратовне Кожагуловой, Армангуль Ураловне Кабдулиной.

В начальных классах казахский язык у Владислава Власенко вела учитель Лейла Кайрулловна Касленкина. Постоянное старание ученика плюс высокий профессионализм учителя стали залогом успешности моего собеседника - фундамент знаний, заложенный в начальных классах, стал прочной основой, базисом, обеспечившим победы в школьных, районных, областных языковых олимпиадах и конкурсах.

- С 5 класса я начал учить стихи М. Жумабаева, стал принимать активное участие в конкурсах чтецов. Принимая участие в районном конкурсе чтецов впервые, призового места я не занял, но воодушевился - ведь и язык, и стихи казахских поэтов, и эпос мне нравились.

В 6 классе я продолжил изучение стихов Магжана, выучил 17 произведений, что дало возможность значительно расширить свой словарный запас, вновь подготовиться к районному конкурсу, глубже окунуться в классическую поэзию. К участию в конкурсе меня готовила учитель казахского языка Айна Еркебаевна Испаева. Наша кропотливая работа увенчалась успехом - я  занял III место. Также принимал участие в конкурсах, посвященных творчеству Магжана, учась уже в 7, 8, 10 классах. Благодаря этому мне полюбились уроки казахской литературы, авторы - классики. Любовь к казахскому языку и литературе мне привила Назгуль Елубаевна Сулейменова. Она всегда на своих уроках старалась донести до нас всю красоту и звучность казахского языка, его напевность и глубину, объясняла правила грамматики и орфографии.

Взрослея и больше внимания уделяя государственному языку, я познакомился с  поэзией Абая, привлекавшей меткими выражениями, яркими образами.

- В стихах Абая  меня привлекает мудрость, - говорит мой собеседник.-  Благодаря изучению творчества Абая, других поэтов, государственный язык стал неотъемлемой частью моей жизни.

Будучи учащимся 8 класса, Владислав принял участие в школьной олимпиаде по казахскому языку, и, заняв I место, выступил в районной олимпиаде. Готовила его Акмарал Хизатовна Хизат. Кроме того, именно в 8 классе, увлекшись народным эпосом, Владислав выучил поэму «Кобланды батыр». Также принимал участие в конкурсе стихов Абая.  Успех был закреплен в 9 классе, когда, победив в районной олимпиаде, В. Власенко выступил в областной олимпиаде, где занял II место. В 10 классе в областной олимпиаде мой собеседник занял III место.

Обучаясь в 9 классе, Владислав принимал участие в конкурсе, объявленном Ассамблеей народа Казахстана, в г. Петропавловске, где прочел стихотворение М. Жумабаева «Туркестан» на государственном языке. На следующий год, в 10 классе, В. Власенко, принимая участие в конкурсе, посвященном юбилею поэта  Ж. Жабаева, декламировал стихотворение «Ленинградцы, дети мои!». Принимал участие в конкурсах эссе, сочинений на государственном языке. Одно из эссе Владислава было посвящено значимой исторической личности-  Кожабергену жырау.  Руководила подготовкой к работе учитель казахского языка и литературы Акмарал Хизатовна Хизат.

В 2020 году, участвуя в Международной олимпиаде «Жарқын болашақ», Владислав Власенко занял I место в области. В 2021 году он тоже занял I  место в области, но уже в конкурсе «Абай окулары».

Учитель казахского языка и литературы Новоишимской СШ №1 Акмарал Хизатовна Хизат занималась с Владиславом в 8, 9 классах, в 10-11 классах она готовила его ко всем олимпиадам и конкурсам. В нашем разговоре Акмарал Хизатовна отмечает 100%-ую грамотность юноши, умеющего думать на государственном языке.

- У Владислава исключительная память, он отлично усваивает грамматику, может излагать грамотно свои мысли. Развитое критическое мышление, целеустремленность помогают Владиславу достойно представлять Новоишимскую СШ №1 на самых высоких уровнях.

Выступая на областной олимпиаде по казахскому языку, В. Власенко писал эссе на антикоррупционную тему, а на республиканской олимпиаде тема эссе называлась «XXI век - век образования».

Республиканская олимпиада, также как и областная, проходила в два этапа. В ней приняли участие почти 60 школьников - победители областного тура и учащиеся, занявшие II места. Олимпиада проходила в дистанционном формате, на написание эссе отводилось два часа. Наш участник, как отмечает наставник А.Х. Хизат, был сильнее во втором этапе - где требовалось говорить на государственном языке.

-Владислав справился блестяще, - говорит Акмарал Хизатовна. - Он умеет отлично говорить, потому что думает на казахском языке.

Таким образом, мы видим, что любовь к казахскому языку у Владислава проявляется разносторонне и дает ему возможность более углубленного изучения как языка, так и литературы.

У Владислава есть и другие любимые школьные предметы - русский язык, биология, география. Так, по географии, еще обучаясь в 5 классе, став победителем в школьной и районной олимпиадах, Владислав занял I место на областной олимпиаде. По истории Казахстана В. Власенко принимал участие в проекте «История моего села».

В 2021 году, принимая участие в лингвистической олимпиаде, Владислав занял I место в районе. В олимпиаде по физике (КИО) неоднократно занимал призовые места на областном уровне. А готовил его в олимпиадам учитель физики Сергей Федорович Шагалкин. Успешен мой собеседник и в математике. В этом году, участвуя в Президентской олимпиаде по общеобразовательным предметам (химия, биология, математика и физика), занял I место в районе, области, вошел в состав сборной СКО. В составе сборной области В.Власенко выезжал в г. Караганду, где выступал на Республиканской олимпиаде, показав высокий результат.

Увлеченно занимался робототехникой под руководством преподавателя Сергея Сергеевича  Шагалкина в 6, 8 классах был участником областных конкурсов. То есть парень интересуется многим, старается всесторонне развиваться, получить хорошие знания. В. Власенко является лучшим учеником Новоишимской СШ №1, претендующим на получение знака «Алтын белгі». 

Учителя и директор школы А.К. Нурмаганбетова отзываются о Владиславе, как об ответственном, грамотном и активном учащемся, воспитанном, добром человеке, в любую минуту готовом прийти на помощь другим.

Учебный год идет к завершению, совсем скоро Владиславу предстоит выбирать будущую профессию, и пусть знания, полученные в школе, помогут ему при определении жизненного азимута. Это важный и необходимый выбор, а знание государственного языка станет визитной карточкой юноши, вызывая гордость, уважение, любовь к Родине - Республике Казахстан.

 

Лариса БОРИСЕНКО