Сохраняя наследие предков

Искусству в истории мировой культуры

 всегда отводилась роль особой формы познания,

 осмысления и оценки окружающего мира.

У казахов чрезвычайно важное место

 в этом процессе принадлежит искусству музыки.

С. Аязбекова

В нашем районе есть человек, который собственноручно мастерит домбры. Это учитель изобразительного искусства Новоишимской казахской СШ Кушербай Сырымович Касымов. Кроме того, он ведет кружок резьбы по дереву в районной школе искусств. С переездом школы искусств в здание бывшей Новоишимской казахской средней школы, учебный кабинет кружковцев расширился и материально разбогател. Потому что он переехал в учебный класс труда и технологии. Здесь имеется все для обучения детей навыкам и тонкостям работы с деревом: верстак, три точильных станка, оборудованных для резьбы по дереву, металлу. Есть ручные электроинструменты, используемые для обработки заготовок, полузаготовок.

В 2016-2017, 2017- 2018 учебных годах в кружке у Кушербая Сырымовича занимались 15 ребят- учащиеся Новоишимских СШ №№ 1, 2, Новоишимской казахской СШ. В этом учебном году кружок посещают 18 учащихся.  Ребята с удовольствием посещают кружок, где обучаются различным видам резьбы: геометрической, контурной, барельефной, объемной. Они также выпиливают лобзиком. Результатом кропотливого детского труда под руководством К.С. Касымова являются симпатичные сувениры, разделочные доски, астау, другая кухонная утварь, табуретки. Занимаясь изучением культуры, кружковцы изготавливают сувениры из дерева- домбры, гитары, балалайки, виолончели, пробовали сделать кобыз.

Кстати, кружок резьбы по дереву открылся в школе искусств одним из первых, наряду с классом вокала и фортепиано. Вот уже несколько лет воспитанники Кушербая Сырымовича, принимая участие в областных конкурсах, занимают призовые места. Их работы дышат теплом рук, создающих эти чудеса из дерева, лучатся солнцем, даря радость людям. Сам Кушербай Сырымович, имеющий за плечами более 20 лет педагогического стажа, тоже принимает активное участие в областных и республиканских выставках, причем весьма успешно.

Кроме того, радуют результаты работы кружка в том плане, что многие воспитанники К.С. Касымова сегодня стали архитекторами, проектировщиками, есть даже художественные дизайнеры. Некоторые обучаются в настоящее время в технических ВУЗах, осваивая строительные и инженерные специальности, отмечая, что занятия в кружке Кушербая Сырымовича сыграли решающую роль при выборе профессии. Один из ребят завершил обучение и получил диплом учителя изобразительного искусства. Стало быть, кружок работает не зря, дети, занимающиеся в нем, чувствуют себя более уверенно в жизни, имеют не только более широкий кругозор и аспект знаний, но также приобретают необходимые в жизни навыки и умения, способствующие личностному росту.

Кушербай Сырымович очень много знает о домбре, порой думаешь, что он досконально изучал историю этого музыкального инструмента, настолько глубоки его познания. Благодаря таким людям, как Кушербай Сырымович Касымов, возрождается сегодня культура, пришедшая к нам из глубины веков. Домбра- струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахов и некоторых тюркских народов Средней Азии. Прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов- предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, схожие с казахской домброй и, возможно, являющиеся её прототипом, более 2 тысяч лет назад.

Домбра- инструмент кюя, а для казахов кюй- больше чем произведение, это звучащая страница истории народа, его обычаев и культуры. Домбру, как никакой другой инструмент, можно считать главным источником этнокультурной информации казахов. Обобщая опыт жизни народа, его нравственные, философские воззрения, исторические и политически реалии, домбра служила важнейшей связью в формировании единства народа, соединяя прошлое, настоящее и будущее.

О домбре и ее происхождении существуют легенды: Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинецНукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие- след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Жезказганской области. «Аксак-кулан» («Хромой кулан»)- одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.

Но вернемся к занятиям кружковцев. Работа с деревом- нелегкое дело. Здесь требуется усидчивость, недюжинное терпение, ловкость рук и неутомимое трудолюбие. Работают кружковцы и их руководитель с породами деревьев, произрастающими в нашей местности,- березой, осиной, сосной. Для поставок материала налажен тесный контакт с лесозаготовителями. Они всегда идут навстречу, выбирают фактуру получше, понимая важность детского труда.

В 2017 году, готовясь к международной выставке «ЭКСПО-2017», ребята выпиливали лобзиком красивый барельеф и представляли его на областном культурном мероприятии «Дни района имени Габита Мусрепова». Работа кружковцев получила высокую оценку.

Все работы ребят являются результатом кропотливого, вдумчивого труда и приобщают их к прекрасному, воспитывая эстетический вкус. Много сил и терпения отдает своим ученикам Кушербай Сырымович.

Но в плотном графике работы моего собеседника не только уроки в школе и занятия в кружке. Дома он занимается в своей мастерской. Процесс изготовления домбры очень долог и щепетилен. Вначале требуется просушка дерева. Потом делается дека, она, как правило, изготавливается из цельного дерева и должна быть обязательно из ели. Затем идет изготовление струн. В давние времена казахи делали струны из кишок козы, которые обрабатывали по специальной технологии. Сейчас для этих целей используется рыболовная леска, что, соответственно, изменило звучание домбры. Затем, когда инструмент практически готов, его разрисовывают- методом выжигания по дереву, либо росписью, это тоже очень тонкая и ювелирная работа, требующая художественного вкуса.

Пример К.С. Касымова еще раз подтверждает- богатое духовное и культурное наследие продолжает жить и сегодня, неся современникам информацию из прошлого. И свое призвание Кушербай Сырымович видит в приобщении детей к истокам культуры.

Лариса  БОРИСЕНКО