Материалы

О РЕФОРМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Двадцать  первого  декабря  в  селе  Новоишимское, в актовом зале  районной Школы искусств под  председательством заместителя акима  района имени Габита Мусрепова  С.Т. Баумаганбетова прошел учебно-практический  семинар  для  акимов  городов районного значения, сел,  поселков,  сельских  округов,  а  также  сотрудников их аппаратов и предсе-дателей собраний местного сообщества. В мероприятии приняли  участие проектный эксперт Программы развития Организации  Объединенных Наций в Республике  Казах-стан  К.А. Зертуймеев,  руководитель  Управления разработки и мониторинга региональных документов  Министерства национальной  экономики Республики Казахстан  М.Б. Курыкбаев, главный эксперт  Управления развития местного  самоуправления Министерства  национальной экономики Республики  Казах-стан К.Е. Мажиков, заместитель  руководителя Управления финансов  акимата Северо-Казахстанской  области Ж.Н. Батырбеков,  руководители  и  главные специалисты отделов  экономики и финансов, акимы и  главные специалисты сельских округов,  руководители Управлений казначейства, руководители   и заместители  руководителя Управлений государственных доходов района имени  Габита Мусрепова, района Шал  акына, Айыртауского и Тимирязевского  районов.

Открывая семинар, заместитель  акима района С.Т. Баумаганбетов  отметил, что Министерством  национальной экономики Республики  Казах-стан в  рамках  реализации  пункта  5.2  Плана действий по реализации  Концепции развития местного  самоуправления  в  Республике  Казахстан  до 2025 года, совместно с  Программой развития Организации  Объединенных Наций в  стране  проводятся  учебно-практические  семинары  для  акимов  городов  районного  значения,  сел,  поселков  и  сельских  округов,  а  также  сотрудников  их аппаратов  и  председателей  собраний  местного сообщества.

Председательствующим была  озвучена повестка дня   мероприятия.

После  чего  вступительное  слово  было предоставлено проектному  эксперту Программы развития  Организации Объединенных Наций в  Республике Казахстан К.А. Зертуймееву, отметившему, что  данная Программа уже на  протяжении 30 лет оказывает содействие  Правительству Казахстана в  сфере  реформ  и развития государственных инициатив,  в  том  числе  государственного  управления. «В этом году мы реализуем  проект по содействию реформе  местного самоуправления в  Республике  Казахстан.  В  рамках  данного  проекта  совместно  с  Министерством  национальной  экономики  организуем  семинары для акиматов в 17  регионах  страны. Все вопросы, которые поднимаются на этих семинарах, обязательно будут учтены и проанализированы для дальнейшего  совершенствования законодательства и  политики в вопросах местного самоуправления»,- сказал в завершении  Канатбек  Айтбекович.

По  первому  вопросу  слово  было  предоставлено  руководителю  Управления разработки и мониторинга  региональных документов Министерства национальной экономики  Республики Казахстан М.Б. Курыкбаеву, доложившему о  вопросах  внедрения  прямых  выборов   акимов  районов и городов областного  значения. Максут Бакытович  акцентировал  внимание  присутствующих  на том, кто и как выдвигает  кандидатов, выборном процессе  районных акимов, требованиях к  избираемым акимам районов и  городов,  сопутствующих  поправках,  Алгоритме проведения прямых  выборов  акимов  районов  и  городов  и  другом.

О  разработке  проекта  Закона  РК  «О местном самоуправлении в  Республике Казахстан» в рамках  проводимых реформ согласно  Концепции развития местного  самоуправления  в  Республике  Казахстан  до  2025  года,  утвержденной  Указом  Президента страны от 18 августа  2021   года, проинформировал главный  эксперт Управления развития  местного самоуправления  Министерства  национальной  экономики  Республики  Казахстан   К.Е.Мажиков. 

Министерство национальной  экономики Республики Казахстан  разработало Концепцию развития  местного самоуправления  в  Республике Казахстан. Ее принятие  позволит реализовать конституционные нормы, создать законо-дательные основы организации, деятельности   и  развития  местного  самоуправления, провести действенные реформы в сфере  децентрализации  и  демократизации  власти,  повысить  роль  граждан  в  решении  вопросов местного значения,   создать  условия для прямого участия  граждан  в  управлении  территориями.

Кенес – это орган местного  самоуправления, выражающий волю  населения и в соответствии с  законодательством РК определяющий  меры,  необходимые  для  ее  реализации,  и  контролирующий  их  осуществление  на территории города районного  значения,  села,  поселка,  сельского  округа. 

  Касымхан   Ерахметович   в  своем  выступлении остановился на  расширении базы собственности  органов МСУ, государственных  закупках   для   МСУ,   предоставлении  платных услуг, налогах и  поступлениях  в  бюджет  МСУ,  полномочиях   кенеса  и  другом.

Заместитель руководителя  Управления финансов акимата  Северо-Казахстанской области  Ж.Н. Батырбеков выразил свою точку  зрения  о  том,  как  эффективно  и  грамотно распределять государственный бюджет в  органах   местного   самоуправлении, конкретно, в  сельских  округах  при  содействии  кенеса. Государство  дает  право  населению  решать,  куда  и  на  что  тратить  бюджетные  средства,  и  в  этом  уникальность  проекта.

О государственных  закупках  на   IV  уровне бюджета  шла  речь  в  докладе  заведующего сектором отдела  экономики и финансов акимата  района имени  Г. Мусрепова   Б.Т. Дюсекеева. 

Государственные закупки на IV уровне  бюджета  проводятся согласно  Закону  Республики Казахстан  «О государственных закупках»  и  Правилам   осуществления государственных закупок.

В 2021 году были внесены изменения в Закон «О государственных закупках», которые вступили в силу в 2022 году. На  этих  изменениях  подробно остановился Берик  Тулегенович.  Они  касались   запроса  ценовых предложений, государственных закупок из  одного  источника путем  прямого  заключения  договора, внедрения нового способа  государственных закупок - конкурса с использованием рамочного соглашения, изменений в процедуре заключения договора на веб-портале, единого организатора, констатируя,  что  принятые поправки в Закон «О государственных закупках» направлены на сокращение закупок из одного источника, минимизацию коррупционных рисков, а также дальнейшее совершенствование системы государственных закупок.

Об управлении коммунальным  имуществом сельского округа  говорилось в докладе главного  специалиста  отдела  экономики  и  финансов  акимата  района  имени  Г.Мусрепова   С.В.Самойловой.              

В рамках реализации 98-го шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» был  принят закон по вопросам развития местного самоуправления, предусматривающий поэтапное внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности МСУ на уровне сельского округа с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2 тысяч человек.

 С 1 января 2018 года бюджет и коммунальная собственность  МСУ  были внедрены в 9-ти сельских округах района имени Габита Мусрепова. На новый уровень перешли следующие округа района - Андреевский, Дружбинский, Ломоносовский, Нежинский, Новоишимский, Новосельский, Рузаевский, Тахтабродский, Чистопольский.

С 1 января 2020 года на четвертый уровень местного самоуправления перешли оставшиеся 8 сельских округов района,                   с численностью населения менее 2 тысяч человек- это Бирликский, Возвышенский, Кокалажарский,  Кырымбетский, Салкынкольский, Червонный, Шоптыкольский,  Шукыркольский.

Управление коммунальной собственностью МСУ возлагается на аппарат акима сельского округа по согласованию с собранием местного сообщества и осуществляется по аналогии с коммунальным имуществом района.

 В соответствии с Законом РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» местное самоуправление осуществляется местным сообществом, т.е. населением, проживающим на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Сообщества могут самостоятельно решать вопросы местного значения под свою ответственность. Для их решения избранные руководители местного самоуправления и члены местного сообщества имеют возможность управлять финансовыми ресурсами и коммунальной собственностью МСУ. Тем самым повысилась роль населения в решении вопросов местного значения через собрания местного сообщества, внедрен механизм вовлечения части активного населения в процесс принятия управленческих решений, собранию местного сообщества переданы функции по согласованию отчуждения имущества органов МСУ.

Согласно Закону Республики Казах-стан «О государственном имуществе»,   в связи с переходом на 4-й уровень бюджета местного самоуправления, торги по приватизации, тендера по  передаче в доверительное управление и передаче в аренду объектов стали относится к коммунальной собственности местного самоуправления.

В коммунальной собственности районного уровня осталась функция постановки на учет имущества как бесхозяйного и принятие бесхозяйного имущества в коммунальную собственность через суд.

С переходом на 4-й уровень МСУ все социально значимые объекты недвижимости,  находящиеся на территории сельских округов, такие, как водопроводные сети, объекты водоснабжения, теплоснабжения, канализации, спортплощадки, уличное освещение  были переданы на балансы сельских округов и составляют коммунальную собственность МСУ.

У акимов сельских округов появилась функция передачи в имущественный найм, аренду своих объектов.    

Несмотря на положительные стороны перехода на МСУ,  на сегодняшний день остался проблемный вопрос оформления правоустанавливающих документов для регистрации объектов недвижимости МСУ. В настоящее время имеется необходимость в изготовлении землеустроительных проектов, технических паспортов, актов на землю, оформлении и регистрации по сельским округам таких  объектов,  как  дороги, уличное освещение, линии электропередач, комплексные  трансформаторные подстанции, водопроводы, линии канализации, теплотрассы, спортплощадки, мини - фубольные поля, на которые необходимо выделение значительных денежных средств.

В связи  с  чем предлагается рассмотреть возможность проведения легализации имущества для оформления правоустанавливающих документов незарегистрированных объектов.

О механизме взаимодействия  акимов с населением и органами  местного самоуправления говорилось в  выступлении главного эксперта  Управления развития местного  самоуправления Министерства  национальной  экономики  Республики  Казахстан  К.Е.Мажикова.

В  ходе  семинара  его  участники  задавали  интересующие  их  вопросы.

Завершил работу семинара  заместитель акима района С.Т. Баумаганбетов.

 

Марина  ПЕТРОВА