Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего.
М. Ломоносов
Сегодня во всём казахстанском обществе реализуется программа «Рухани жаңғыру». Одной из подпрограмм является «Туған жер». Как отмечает Президент страны Н.А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой Родине. Малая Родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. В статье отмечается, что лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах. Данную задачу помогает решить школьный музей.
С особой теплотой хочется рассказать о музее Пескинской средней школы. Краеведческий музей – место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда проходишь по залу, то чувствуешь, как дух ушедших времён наполняет тебя. Музей нашей школы имеет свою историю. Открылся он в 2013 году в здании школы. Создавался музей стараниями работников школы, а также энтузиастов – общественников. По мнению директора школы Н.Т.Ашимовой, открытие музея дало более широкие возможности для решения задач воспитания, вовлекая учащихся школы в работу по сохранению и восстановлению истории своей малой Родины.
В музее работает актив, который организует экскурсии на месте, выездные акции.
Работая в направлении «История села Пески», члены музея проводят опросы жителей села, встречи со старожилами. Материал оформлен в виде стендов «Никто не забыт, ничто не забыто», «Земляки-первоцелинники», «Ветераны педагогического труда нашей школы», а также в виде альбомов «История села Пески», «Успешные выпускники школы» и другие. В течение прошлого учебного года был обновлён, дополнен материал для экспозиции «Предметы быта жителей нашего села в XX веке», оформлены этнические уголки казахского и славянского народа.
Музейным активом проведена выездная акция «История в чемодане», когда ребята знакомили с экспозициями музея, выезжая на объекты, где трудятся их родители или в другие школы. В 2017 году наши ребята вместе с директором школы Н.Т. Ашимовой выезжали в г. Петропавловск, где продолжили акцию «История в чемодане» на слёте школьных музеев области. Также здесь проводятся внеклассные мероприятия, обзорные и тематические экскурсии. 10 октября в музее прошла акция «Живые экспонаты», которая вызвала большой неподдельный интерес у посетителей. Ученик 9 класса Ю. Сергеев представил солдата Великой Отечественной войны, пишущего письмо домой. В проведении акции участвовали не только члены музейного актива, но и родительская общественность. Слова благодарности хочется сказать экскурсоводам музея- ученикам 9 класса Ю. Шевченко и И. Шостик, родителям А.А. Муратовой, представляющей фрагмент из быта казахского народа, Г.М. Шихавцовой, рассказавшей о культуре русского народа, всем нашим односельчанам, которые приносят семейные реликвии в музей, понимая, что оставляют след в истории своей малой Родины. Хочется отметить семьи Мирных, Лих и Стадник, внёсших большую лепту в сбор материалов о своих родных.
Наш школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями. Важно осознать возможность и необходимость такого объединения. Формы работы в школьном музее различны: это и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и многое другое. Ученики привлекаются к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях школы, организатором которых является музей. Это позволяет вырабатывать у них чувство сопричастности к большому полезному общему делу.
Наблюдения показывают, что работа музея в формировании патриотизма достигает своей цели. Целью нашего школьного музея является эффективное использование потенциала музейных комнат в учебно-воспитательном процессе как средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Работая в направлении «История школы» на протяжении нескольких лет, нами был собран материал, рассказывающий об истории школы, её судьбе и судьбе учителей, обнаружены интересные факты, свидетельствующие о первоначальном месте расположения школы. Оформлен материал об успешных выпускниках школы разных лет.
Попадая первый раз в наш школьный музей, первоклассники с восторгом и удивлением восклицают: «Ой, как интересно! Ой, а что это такое?». Понятно, что первая экскурсия бывает обзорной. На ней ребята впервые сталкиваются с атрибутами школьной жизни прошлых лет. В музее можно увидеть пионерскую форму и подудеть в пионерский горн, можно потрогать старую швейную машинку, увидеть старые пластинки с песнями прошлых лет, которые слушали их бабушки и дедушки и т.д. Дети близко сталкиваются с историей своей школы, с историей своей малой Родины. После этого им хочется вновь прийти в музей. Уже в этом учебном году фонд музея пополнился материалами, рассказывающими об истории нашего района. В коридоре школы открыта экспозиция, посвящённая Габиту Мусрепову, имя которого носит наш район.
Посещение музея, знакомство с музейными экспонатами не только учащихся, но и всех желающих говорит о возрастающем интересе односельчан к школьному музею, о желании пополнять музейный фонд новыми экспонатами, свидетельствующими об истории своего родного края.
Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.
Надо сказать, что мы уже вышли за рамки музея и экспозиции, стендовые материалы располагаются в реакриациях школы. Вместе с родителями дети оформили выставки «Туған жер», «Достопримечательности Астаны», выпускники 2018 года подарили школе картины с пейзажами родного села. У нас есть стендовые материалы «Всё начинается со школы», «Гордость школы», где ученики воочию видят тех, кто славит свою школу успехами в учёбе, а потом и на производстве. И, конечно же, они хотят им подражать, быть успешными в учении, а потом и в жизни.
Активисты музея говорят: «Хорошо, что есть музей в нашей школе, который дает преставление о том, какие люди работали и учились в ней». С детьми согласны преподаватели: «Такие музеи необходимы, потому что любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине - к своим близким, к своим друзьям, к своей улице, к своей школе. А так как все мы родом из детства, то эту любовь мы пронесем через всю свою жизнь, и мы считаем, что роль нашего маленького школьного музея в этом немалая. Это обстоятельство очень радует, потому что благодаря ему, мы становимся причастными к своему народу, Отечеству».
Мы не только оформляем свой музей, но и тесно общаемся с музеями других школ. Наши ученики вместе с классными руководителями побывали в музее имени Айкына Нуркатова в Шукыркольской средней школе, посетили мазар Токсан би, побывали в музее Ш.Уалиханова в Сырымбете. В наших ближайших планах поездка в музей Целинной средней школы. Ребята с воодушевлением делятся увиденным, что-то берут себе на заметку, что-то отмечают добрым словом и всегда с благодарностью говорят о хозяевах музеев, которые делятся с нами своей работой. Музеи, конечно, разные, непохожие друг на друга. Это и должно быть так, потому что у каждой школы, у каждого села своя неповторимая история. Но все они помогают нам лучше знать историю своей малой Родины и в этом их огромный воспитательный потенциал.
И в заключение хотелось бы привести слова И.В. Киреевского: “Нет ни высокого дела, ни стройности слова без живого чувства собственного достоинства … Чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти». Национальная же память хранится именно в музее.
Т.ЭФФА,
учитель русского языка и литературы,
Е.КОВАЛЕНКО,
библиотекарь Пескинской средней школы