Материалы

За знаниями- в Южную Корею

Обновленное содержание образования предполагает уже сегодня внедрение трехъязычия в старшей школе. Восемь педагогов области, преподающих предметы «Химия», «Биология», «Физика», «Информатика», обучались на языковых курсах повышения квалификации педагогических кадров средних общеобразовательных школ РК в рамках внедрения трехъязычного обучения в среднем образовании.

Учитель физики Новоишимской СШ №2 Айсулу Амангельдиновна Баязитова по итогам тестирования по английскому языку набрала наивысший балл и получила возможность выехать в Южную Корею, в г. Сеул для дальнейшего усовершенствования своих знаний.

Приехав домой, А.А. Баязитова с начала третьей учебной четверти начала внедрять в практику изученные методики преподавания. Современная школа должна отвечать современным требованиям, и теперь главная задача Айсулу Амангельдиновны донести в полной мере до учащихся не только полученные знания, но и сознание необходимости обучаться по новым стандартам.

О том, как прошла и чем запомнилась поездка в южнокорейский Сеул, Айсулу Амангельдиновна рассказала, побывав в редакции.

-Программа курсов повышения языковых знаний, проходивших в г. Петропавловске, была насыщенной, напряженной и углубленной. Мы обучались в течение пяти недель, с 14 ноября по 18 декабря. Занятия с нами проводили преподаватели столичного Назарбаев Университета. День был расписан буквально по минутам- до обеда изучали английский разговорный язык, после  обеда- технический, а с 16.00 до 18.00 у нас проходили мастер-классы и онлайн-семинары по методике преподавания, которые велись на английском языке. Учиться было интересно, хотя отдельные моменты характеризовались определенной сложностью. По истечении трех недель с нами на онлайн-связь вышла ректор Назарбаев Университета А. Актымбаева. Объявив о внедрении IV модуля обучения, она проинформировала нас о прохождении стажировки, для чего были выбраны города Гонконг и Сеул.

Слушателями курсов повышения языковых знаний в целом по Казахстану стали 675 педагогов средних школ. Поэтому отбор на прохождение стажировки за рубежом проходил на конкурсной основе. Вначале нам были предложены тесты по английскому языку, они как бы итожили те знания, которые мы получили на курсах. Затем мы писали эссе, темой которого стали наши ожидания от программы языковых курсов, как собираются слушатели курсов внедрять свои знания в дальнейшей практике. Тем, кто успешно прошел первых два этапа, предлагалось провести интервью с преподавателями Назарбаев Университета, в режиме онлайн, и, естественно, на английском языке.

В Петропавловске мы занимались в количестве 31 человека. Восемь из нас получили возможность вылететь на стажировку- 4 человека в Гонконг, столько же в Сеул.

Из г. Астаны делегация вылетела 18 декабря. Разница по поясному времени составляет три часа. В аэропорту г. Сеула казахстанцы приземлились в 6.30 утра по местному  времени.

 

-Встречали нас представители Международной организации по образованию «Интамт». Программа нашего пребывания в Южной Корее была настолько грамотно продумана и построена, что всего за пять дней, которые мы там находились, мы получили широкий пласт знаний, имели возможность знакомства с системой образования страны, местными традициями и обычаями, смогли оценить масштабы, достоинства образования этого государства. Кроме того, мы знакомились с достопримечательностями города. В общем, это была удивительная поездка. Впечатления от нее и сегодня очень ярки в памяти и до сих пор будоражат ум и душу.

В первый день мы побывали в Корейском государственном национальном педагогическом университете, где ознакомились со структурой образования Южной Кореи. Их школа представляет собой трехзвенную систему- начальные классы- с 1 до 5 класса, среднее звено до 9 класса, старшие классы- 10, 11, 12 классы, в которых занятия ведутся только на английском языке.

Из старшей школы выпускники поступают в университет. Высшее образование студенты получают на английском языке. На втором курсе студенты по программе обмена отправляются на два года в Америку.

На следующий день мы поехали в Корейский национальный университет образования, где коллеги делились своим опытом работы, рассказывали, каким образом они внедряли английский язык. Мы почерпнули для себя много нового. В этот же день мы посетили музей образования. Южная Корея- страна, стремящаяся к высокому интеллекту, именно поэтому образованию придается огромное значение и оказывается пристальное внимание властей. Вообще, быть образованным человеком в этой стране не только престижно, но и очень дорого.

В том, что образование- это престижно и не каждому по карману, мы смогли убедиться на следующий день, побывав в элитной школе провинции Джу-Чень. Это школа, в которой обучают только лидеров. Здесь дети учатся полгода, затем у них месяц каникул, и следующие полгода они  опять учатся. Таким образом, учебный год в этой школе длится не как у нас 9 месяцев, а 11. График работы при этом столь плотный и насыщенный, что даже мы, взрослые, были слегка ошеломлены. Во-первых, дети живут при этой школе, домой могут уехать на выходной один раз в три недели. Подъем у них в пять часов утра. Далее зарядка, исполнение Гимна, с 7.00 утра до 20.00  у учащихся занятия. Занятия проходят в разных корпусах, расположенных примерно в полукилометре друг от друга. Причем местность холмистая, и преодолевать это расстояние, казалось бы, не так-то просто. Но при поступлении в эту школу ребята сдают спортивный норматив на выносливость- бегут кросс 4 километра. Успешная сдача норматива- одна из гарантий поступления в школу. Когда мы встречали идущих живо и стремительно навстречу нам учащихся, мы спрашивали нашего  гида, который и объяснил нам систему поступления и обучения. Школа эта очень дорого стоит, родители платят баснословные деньги за обучение в ней своих детей. Ребенок весь день загружен. Старшие классы- это классы, где все учебные дисциплины изучаются только на английском языке. Преподавательский состав на 80 % состоит из иностранцев (Россия, Германия, США), при этом и свои, корейские педагоги, бегло говорят по-английски. У них дисциплины идут по циклам- гуманитарный, в который входят корейский язык, политология, история, социология; наука- химия, физика, информатика, биология; английский язык- тестирование, аудирование, интервью. Таким образом, и в этой школе мы тоже смогли взять для себя очень много интересного и нужного. Интересна система оценки знаний, на которую введен ценз. Лишь 10 % учащихся в классе могут получить оценку «5», 30 % обучающихся педагог имеет право поставить оценку «4». Оценку «3» получают 50 % учащихся, а остальные 10 % оцениваются на «2». Это сделано с целью повышения качества знаний через стимулирование и мотивацию учащихся. И самое интересное, что это работает. Стремление к знаниям в корейских детях воспитывается с младых ногтей. Каждый ребенок знает, чтобы чего-то добиться в жизни, нужно хорошо учиться, иметь прочные, востребованные знания. Например, оценки, полученные в ВУЗе, причем по всем изучаемым дисциплинам, играют роль  при поступлении на работу. Еще удивило то, что во всех учебных заведениях, будь то школа или ВУЗ, для учащихся и студентов открыт доступ в учебные лаборатории. В любое время, пользуясь специальной абонентской картой, учащийся может прийти в лабораторию, где есть все условия самостоятельно выполнять заданные лабораторные работы, либо изучать опытным путем то, что считает интересным и нужным для себя.

Становление образования в Южной Корее происходило очень тяжело. И исторически жители считают носителями прогресса воинов армии США. В музее образования сохранилась навесная палатка, портфель, подаренные войсками США. Сегодня страна, пережившая войну в начале 50-х годов прошлого века, шагнула далеко вперед. Но здесь по-прежнему сохраняется почтение к учителю, и огромное значение придается образованию. Это похоже на культ сверхобразованной нации, во всяком случае, жители Южной Кореи стремятся быть образованными и сверхобразованными.

Следующие два дня мы обучались в университете- у нас были мастер-классы по методике преподавания английского языка, по развитию у детей критического мышления. Вели их лучшие педагоги университетов г. Сеула. Очень поразила меня чистота улиц и тротуаров. Время, когда мы были там, совпало с поздней осенью. Но, тем не менее, никаких листьев, никакой грязи. Деревья до весны укутывают в теплые коврики и пледы, чтобы они не замерзли. Вообще, природу в этой стране не только любят, а просто боготворят. При этом  жители стараются рационально использовать то, что дает природа. Теплицы, в которых выращивают буквально все, простираются на многие километры за городом. Зелень, овощи, фрукты имеют особый вкус, их выгодно отличает то, что выращены они без химических добавок. Продукция, выращенная в теплицах, идет большей частью в Японию. Большой популярностью у жителей страны пользуются рыба и морепродукты. Популярен также рис в самых различных вариациях: в супе, с овощами, со множественными соусами. Интересен тот факт, что корейцы не готовят и практически не едят дома. Это считается немыслимо дорого. Все они питаются в кафе, ресторанах, или пользуются уличной едой.

Местные жители очень вежливы и предупредительны, очень почитают женщин и старших. Мы, хотя и были гостями, не чувствовали себя чужими. Нам постоянно кланялись, улыбались местные жители. Заметно бросилась в глаза их доброжелательность и общий позитивный настрой. Ходят, кстати, все в национальной одежде, называемой хан-бук. Даже учащиеся в школу приходят в ней. Побывали мы в самом большом замке Сеула Кёнбоккун, где нам очень понравилось. Очень много интересного мы увидели и узнали в этой стране. У них есть чему поучиться.

Л. БОРИСЕНКО