Будущее нашей страны

2018 год ознаменован для Казахстана важным событием- Посланием Президента Республики Казахстан- Н.А. Назарбаева народу «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Елбасы отмечает, что, несмотря на успехи, государство не...


Подробнее...

Вам, повелители стальных дорог

В первое воскресенье августа работники железнодорожного транспорта традиционно отмечают свой профессиональный праздник. Накануне, пятого августа, праздничное мероприятие прошло на станции Новоишимская. Открывая его. ведущие отметили, что именно благодаря слаженной работе железнодорожников...


Подробнее...

Мы горды, что живем в Казахстане!

На базе Новоишимской СШ №1 прошел фестиваль детского творчества «Под единым шаныраком живут мои друзья», посвященный 25- летнему юбилею Независимости Республики Казахстан. В этот день представители многих наций и народностей...


Подробнее...
123

Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Декабрь 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

О чем говорят археологические раскопки?

В районе имени Габита Мусрепова активно ведется реализация программной статьи Главы государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», по различным ее направлениям.  В том числе учащиеся школ, представители трудовых коллективов интересуются историей своего региона и, конечно, археологией.  В связи с чем в наш район был приглашен директор НИИ «Археология и степные цивилизации» Каз НУ имени Аль-Фараби , доктор исторических наук, профессор археологии, член-корреспондент Германского археологического института Виктор Федорович Зайберт, приехавший со своим ассистентом, научным сотрудником отдела археологии- археологом Акмолинского областного историко-краеведческого музея Жасуланом Каримұлы Укеевым.  Ученые ознакомились с местностью, им показали несколько объектов археологии, все они были проверены и на одном из них были проведены раскопки. 

Как пояснил В.Ф.Зайберт,  на месте раскопок вблизи дачного поселка села Новоишимское был обнаружен древний могильник эпохи бронзы, который был заложен 4 тысячи лет назад, точнее 18-15 века до нашей эры. Этот объект археологии принадлежит Петровской культуре Андроновской общности, которая связана с обитанием здесь племен металлургов, земледельцев, скотоводов.  Андроновские племена наследовали древнюю культуру Ботая, они были прекрасными скотоводами и научились у ботайцев выращивать лошадей, внеся свою лепту в виде лошадей в колесницах.  В эпоху бронзы появляются металлурги, работающие с медью. В население Евразии приходит движение, в мировой истории начинается эпоха великих миграций, движение индогариев, алтайских и уральских народов, взаимодействие их на военном поприще, в культурном и хозяйственном отношении.

На месте раскопок предстал образец погребения андроновского времени в виде центрального погребения, в котором расположен костяк. Часто в этих могильных ямах находится два костяка, один из них, как правило, принадлежит мужчине, другой- женщине.  Это символизирует семейную ячейку, мужчина лежит на правом, женщина- на левом боку.  И таким образом в истории первобытного общества правая сторона всегда отражает правое действие, правую руку- основную, несущую функцию правления.

В эпоху бронзы люди занимались земледелием и селились небольшими поселками на берегах Ишима, Тобола, Иртыша и многих других рек. Территория обитания племен андроновской культуры была очень большой, она занимала практически всю территорию Казахстана, частично- территорию России, Узбекистана и многих других регионов, граничащих на Волге со срубной культурой. Андроновские племена известны тем, что они мигрировали в далекие страны, их следы сегодня находятся на территории Индии и других стран. И связано это с продвижением передовых технологий, связанных с коневодством. Роль коня, начиная с Ботая и в эпоху бронзы, всегда превышала все культы. Роль коня в военной сфере в эпоху бронзы резко повышается, потому что бронза изготавливалась на поселениях.  На территории Северо-Казахстанской области следы таких поселений эпохи бронзы находили у сел Новоникольское, Петровка, Карлуга, это все села, которые стоят вдоль Ишима. Здесь археологи находили слитки олова, которое добавляли при изготовлении бронзы в медь. Таким образом, медные гнущиеся орудия труда были заменены на твердую крепкую бронзовую технологию. Хотя бронза, конечно, сыграв свою роль в 7 веке до нашей эры, уступила место железной технологии. Таким образом,  сегодня повсеместно находят памятники ботайской культуры, эпохи бронзы, сакской, савроматской и других культур, которые сыграли огромную роль в формировании современных народов Азии.

На месте раскопок нашли фрагменты сосуда для жертвоприношения.  Как правило, посуда эпохи бронзы изготавливалась ручным способом, без гончарного круга. Вначале подбиралась глина, она должна была быть достаточно вязкой. В специально подобранную глину добавляли песок, шамот, навоз или конский волос, эти добавки позволяли моделировать сосуд без трещин. Вначале глину замачивали, добавляли материал из вышеперечисленных, подсушивали, потом раскатывали на ленты, они по спирали одевались и моделировали определенную форму.  После дальнейшей технологии на сосуде костяными палочками, штампами в виде зубцов, прокатывающих цилиндров наносили геометрический орнамент. В эпоху бронзы основной орнамент основывался на треугольнике,  меандре, вертикальных и косых линиях дождя, определенных желобчатых рисунках, которые делили орнамент на зоны. Сосуд, как и человек с его мировоззрением, делился на три части  верхний мир, средний и нижний. Часто сосуд изображался антропоморфно, то есть сосуд был не только вместилищем человеческой души, но и человеческого образа, он отождествлялся с человеком, конкретно, с женщиной. Потому что культ воспроизводства, культ матери имел огромную роль в развитии психологии человека, на этом зижделись жизненные ценности.

На месте раскопок могильника также были обнаружены кости животного, предположительно мелкого рогатого скота. Когда человек научился одомашнивать животных, они стали использоваться в обрядах жертвоприношения.

Здесь есть так называемые лабиринты, или каменные кольца, ограждения- это существовавшие три уровня ограды,  символизирующие путь человека в мертвое царство.

Остатки угольков тоже имеют свою историю. В эпоху бронзы возникают и формируются два обряда погребения, один из них кремация, второй- когда покинувших этот мир укладывали в соответствующей позе. Андроновцы хоронили часто по парам -  мужчина, женщина, иногда ребенок. И у каждого свои сосуды.  Один лежал на левом боку, другой- на правом, в позе спящего человека- с подогнутыми в коленях ногами и кистями рук у лица.

Были найдены останки трех человек  и женские украшения.

На место раскопок выезжали группы учащихся Новоишимских СШ №№ 1,2, Новоишимской казахской СШ, Привольной СШ из малообеспеченных семей, дети, находящиеся на попечении,  а также учителя истории из ряда близлежащих школ. Такое скопление людей требовало решения организационных вопросов, в том числе и с организацией питания. Помощь с питанием ребят оказал приютдля несовершеннолетних детей (директор С.И.Жахин),  в обеспечении хлебом помощь оказали детские сады райцентра «Ак бота», «Дюймовочка», «Айголек», «Астана», Новоишимский сельский акимат, индивидуальные предприниматели  В.М. Вердиева,  С.П. Клименко помог с продуктами питания.

Марина ПЕТРОВА

Ведется целенаправленная работа

  В районе проводится целенаправленная информационно- разъяснительная работа  исполнительных органов  по пропаганде Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева  «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».

30 января 2018 года в районном акимате состоялось собрание районного актива общественности по обсуждению Послания.

Утверждены медиа-план по освещению мероприятий по продвижению в СМИ ежегодного Послания Главы государства и сетевой медиа-план мероприятий по разъяснению основных положений Послания в районе имени Габита Мусрепова, что способствует повышению уровня информированности населения о принимаемых государством мерах по обеспечению социально-экономического развития страны, реализации ежегодных Посланий Первого Президента РК народу Казахстана, Стратегии «Казахстан – 2050», совершенствованию общественно-политической ситуации в районе.

   В  рамках этой  работы  целый блок  задач связан с обеспечением идеологического сопровождения  данных документов.  Он включают в себя  системную разъяснительную работу в  СМИ, прежде всего, по линии государственного заказа. В районе эти  функции выполняют 2 печатных органа – газеты «Есiл өңiрі» и «Новости Приишимья». В районных газетах текст Послания и 7 откликов вышли 15 января 2018 года за № 3 и 7 откликов 22 января 2018 года за № 4.

   На газетных полосах широко освещаются материалы о ходе реализации Стратегии «Казахстан - 2050», исполнении масштабных государственных региональных программ,  актуальных вопросов социально-экономического развития района.

   Районными газетами были созданы в интернете веб-сайты и странички в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграм», «Фейсбук», в которых регулярно и максимально размещается материал о проводимых в районе мероприятиях.

   Еженедельно реализация Послания, аналитические выводы,  мероприятия по изучению и пропаганде освещаются  в районных печатных СМИ в рубриках «За строкой Послания», «Послание Президента – руководство к действию», «Стратегия Казахстан-2050», «Жолдауға қолдау».  Работают 29 веб-сайтов, где постоянно идет освещение хода реализации Послания Президента. Во многих информационных публикациях в газетах есть ссылка на Послание, применяются  цитаты Президента Республики Казахстан.

На веб-сайте отдела открыто 20 разделов, в которых регулярно освещаются основные направления работы отдела. По количеству посещений веб-сайт отдела занимает второе место после отдела образования, 32819 посещений.

Жители района являются потребителями информации, размещаемой на страницах  как областных, так и  республиканских газет. Всего за 2017 год в районе подписано и приобретено 6648 республиканских, 31101 областных, 4796 районных газет и журналов на государственном и русском языках.

Непосредственную работу по разъяснению Послания ведут информационные группы. Ежегодно утверждаются графики выездов районной и областной информационных групп. Всего в районе  работает 1 районная информационная группа, 17 сельских, число членов в которых составляет 223 человека.

В целях качественного проведения информационно-разъяснительной работы все члены ИГ обеспечены методическими и информационно-справочными материалами.

На сегодняшний день членами районной ИГ проведено 8 выездов в 16 населенных пунктов, 9 встреч членами областной ИГ.

В районе был разработан сетевой график организационных мероприятий по разъяснению основных положений 5 социальных инициатив Президента РК народу Казахстана. Согласно данному сетевому графику проведено 7 мероприятий.

Всего в 240 учреждениях и организациях района состоялось обсуждение Послания Президента РК Н.А. Назарбаева, на стендах заменен текст Послания.

По разъяснению Послания Президента РК в районе было приобретено и размещено 9 баннеров.

Работа всех государственных органов и общества в целом в районе, ориентированная на реализацию стратегических задач, поставленных Главой государства, продолжается.

К. МИНАШЕВА,

и.о руководителя отдела внутренней политики  

Тонкий лирик и пылкий патриот

В своем ежегодном Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Президент страны Н.А. Назарбаев говорит о том, что идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свою историю, язык, культуру.  Патриотизм немыслим без глубокой признательности к творчеству таких казахстанских писателей как А. Кунанбаев, Г. Жубанов, О.Сулейменов, С.Муканов,  М.Жумабаев.

 

Международной организацией тюркской культуры 2018 год объявлен Годом Магжана Жумабаева.  25 июня этого года исполняется 125 лет со дня рождения  известного казахского поэта, публициста, педагога, деятеля «Алаш», североказахстанца Магжана Жумабаева.

Магжан Жумабаев- талантливый поэт ХХ века. Его творчество представляет чрезвычайный интерес. Каждая строка поэта дорога казахстанцам, так как его поэзия- это биография души творца. Его называют основателем новой казахской литературы.

Магжан Жумабаев- писатель с драматической судьбой, которому суждено было заплатить жизнью за любовь к Родной земле.

В расцвете сил  и таланта он был репрессирован в 1938 году. В 1960 году его полностью реабилитировали.

 Только в годы независимости Казахстана, когда были открыты архивы, творчество Магжана стало широко известно. Как сквозь песок небытия, вырвался на поверхность живой родник его стихов и поэм.

Прикоснемся к биографии этого тонкого лирика и пылкого патриота.

Магжан Бекенович  Жумабаев родился в Полудинской волости Петропавловского уезда в 1893 году.  Отец его занимал пост волостного управителя. В начале М. Жумабаев окончил домашнюю школу, затем медресе, а осенью 1910 года поступил в Уфу в знаменитое в ту пору «Медресе-Галия»- высшее духовное учебное заведение. Здесь он учился полтора года. За это время изучил арабский, персидский, турецкий языки и заслужил высшую оценку своего наставника Галымжана Ибрагимова.

При содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани впервые выходят в печать произведения юного Магжана. В этот же период при наставничестве со стороны Мыржакыпа Дулатова и Ахмета Байтурсынова он изучает русский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой "Казах". Магжан Жумабаев поступает в 1913 году в Омскую учительскую семинарию. За годы, проведенные в Омске, Магжан принимает активное участие в создании общества "Бирлик" ("Единство"), редактирует его рукописный журнал "Балапан".

С первых шагов в поэзии Магжан обнаруживает яркий самобытный талант. Широкое признание принес ему поэтический сборник "Шолпан" (1912). Первый этап творческого пути Жумабаева охватывает период с 1910 по февраль 1917 годов. Все сильнее звучат мотивы национально-освободительной борьбы в стихах поэта, смело обращающегося к истории. В стихотворении "Прошлое" Магжан называет имена героев борьбы против джунгарских поработителей.

После февральской революции Жумабаев, имя которого как поэта уже было известно в кругах казахской интеллигенции, был введен в составобластного комитета партии "Алаш". Хотя на всеказахстанских съездах этой партии он избирался кандидатом в депутаты учредительного собрания, активной политической деятельности не вел. В дальнейшем, на втором этапе своего творческого пути (1917-1924) Жумабаев занимается журналистикой, работает на ниве просвещения, издает в 1922 году труд под названием "Педагогика". Магжан некоторое время был редактором газеты "Бостандыктуы" ("Знамя свободы"), издававшейся в Омске, а с 1921 года - в Петропавловске.

Напряженный и творчески плодотворный период жизни Жумабаева связан с переездом в 1922 году в Ташкент, где он создает поэму "Батыр Баян", цикл стихов о Туркестане, статьи об Акан-сәрі, Бухаре-жырау, АбубакиреДиваеве. Он сотрудничает с газетой "Ак жол" и журналом "Шолпан". Здесь же, в Ташкенте, а также в Казани в 1922-1923 годах один за другим выходят в свет два сборника стихотворений Жумабаева, в которых проявились отличительные черты его дарования.

МагжанЖумабаев принадлежит к тому поколению поэтов, которые первыми в регионе Средней Азии и Казахстана воссоединили два потока духовного развития народов Востока и Запада.

В этот же период взлета начинается волна обвинений в национализме, пантюркизме, самолюбовании. Эти наветы продолжались и в период его учебы в 1923-1926 годах в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В. Брюсовым, который высоко ценил талант казахского поэта. Параллельно Магжан работал в Московском Восточном издательстве. Летом 1927 года он возвращается на Родину и занимается преподавательской деятельностью в Петропавловске, Боровом. В это время он создает ряд патриотических стихов, воспевающих новую жизнь. Жумабаев принимает активное участие в создании литературы для детей, пишет учебники.

В 1929 году по ложному обвинению Жумабаева осудили на 10 лет лишения свободы, он отбывал наказание на Севере, затем в 1935 году благодаря ходатайству М. Горького был освобожден досрочно. Однако, пребывание на свободе длилось недолго. Проработав учителем русского языка и литературы в средней школе, Жумабаев по приглашению С. Сейфуллина прибыл в Алма-Ату. 30 декабря 1937 года по злостному навету поэт вновь подвергается аресту.

Поэт Магжан Жумабаев- мастер любовной  лирики. Он боготворит дар любви как неземное счастье и радость. Такие его стихотворения как "Мое желание", "Люблю", составили сокровищницу казахской поэзии. Отдавая дань символизму, Магжан подобно другим представителям этого направления сделал много полезного для развития литературы.

Литературное наследие Магжана Жумабаева выдержало испытание временем, оно органически вошло в историю казахской поэтической культуры, составив наряду с творчеством других классиков ее неотъемлемую часть. Его могучая лирика оказывала и продолжает оказывать непреодолимое влияние на всю устную и письменную казахскую литературу послеабаевского периода.

В память о мастере художественного слова в честь 125-летия со дня рождения Магжана Жумабаева во всех библиотеках будут проводиться такие мероприятия как Магжановские чтения, литературные вечера, час поэзии, обзоры, а также будут оформлены книжные выставки.

Уважаемый читатель, для вас в  фонде центральной районной библиотеки имеется литература известного поэта М.Жумабаева: «Пророк», «Избранные сборники стихов», проза. Художественный мир автора очень богат, образы колоритны и интересны. Приходите в библиотеку, где вы сможете глубже окунуться в многогранное творчество Магжана.

Н. НУРТАСИНА,

библиограф централизованной библиотечной системы

района имени Габита Мусрепова