Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Июль 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

ВЕДЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННАЯ РАБОТА

Языковая политика – система государственных мер, определяющих судьбу языка. Языковая политика – это теория и практика сознательного влияния общества на языковое развитие, т. е. управление существующими языками с определенной целью и на научной основе, создание новых языковых средств общения.

По всей республике идет большая работа по языковой политике и наш колледж не исключение. Студенты колледжа принимают участие во всех олимпиадах, связанных с языками. Например, Галина Сергеевна Шишкина студентка первого курса, заняла 2 место в региональной олимпиаде (с международным участием) по общеобразовательным дисциплинам (казахский язык). Сейчас, шагая в ногу со временем, коллектив Новоишимского аграрно-технического колледжа принимает участие во всех челенджах, одним из них - «"Ұлттық киім..."», посвященный празднованию Наурыза. В рамках празднования Наурыз-Мейрамы и спецпроекта «Улттык қазына» - («Национальное достояние») студенты Новоишимского аграрно- технического колледжа приняли участие в реализации новой концепции Наурызнама, где представили каждый день декады. Основная цель мероприятия - возрождение традиций и обычаев казахского народа и укрепление духовных ценностей, когда мы можем восхититься богатством традиций через визуальный образ, вдохновиться красотой традиций и обычаев. Воспитание патриотизма, сохранение исторической преемственности поколений и воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию у молодёжи. В районном Доме культуры прошел конкурс «Көктем аруы», посвященный Международному женскому дню. Основной целью конкурса являлось приобщение девушек к достоинствам нашего народа: нравственности, порядочности, профессионализму и интеллекту, всесторонние знания, обучение познанию мира красоты. Конкурс проходил на государственном языке. Даяна Мұратбекова заняла 1 место. 8 сентября 2023 года педагоги колледжа и сотрудники районной библиотекой провели мероприятие «Государственный язык –наш язык», направленный на пропаганду изучения государственного языка и формирование уважительного отношения ко всем языкам народов Казахстана. Студенты приняли самое активное участие, показав свои знания и умения, отвечая на сложные и интересные вопросы викторины. Мероприятие прошло в непринужденной, уютной атмосфере, все участники получили заряд положительных эмоций и хорошего настроения.

С.ЖУСУПОВ,

директор Новоишимского аграрно-

технического колледжа

ПРОПАГАНДА ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН1

Сегодня важной частью государственной политики является использование и развитие языков. Языковая политика, в том числе роль государственного языка, напрямую способствует безопасности страны, укреплению ее государственности.

Казахский язык считается языком, которому Конституцией Республики Казахстан присвоен государственный статус и как язык титульной нации, обладает особой ценностью.

Казахский язык является связующим фактором всех этносов, проживающих в Казахстане, и источником всех духовных сокровищ страны. Поэтому владение казахским языком, общение и служение на этом языке создают предпосылки для свободного понимания всеми гражданами друг друга, формирования чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и культуре Казахстана.

Главой государства отмечено о необходимости усиления роли казахского языка, как языка межнационального общения, на основе конкретных мер и создания условий для развития языка и культуры этнических групп в стране.

16 октября 2023 года № 914 Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Концепция развития языковой политики в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы.

Концепция направлена на повышение потенциала языковой ситуации в стране и увеличение ее вклада в развитие общественно-политической и социальной сферы, решение актуальных проблем на региональном уровне, в том числе осуществление мер по предотвращению и предупреждению языковой дискриминации.

Ожидаемые результаты Концепции к 2029 году - это доля казахскоязычного населения по республике – 84 %; доля населения, говорящего на трех языках, – 18 %; доля населения, охваченного курсами обучения новому алфавиту и правилам правописания, – 15 %; доля делопроизводства центральных государственных и местных исполнительных органов, национальных компаний на государственном языке – 94 %; доля терминологического фонда, основанного на правилах орфографии латинографического алфавита казахского языка, – 40 %.

Чистопольским сельским округом в целях реализации Закона РК «О языках», «Концепции развития языковой политики на 2023-2029 годы» на постоянной основе проводятся мероприятия в Доме культуры, сельских библиотеках, школах, такие, как «круглый стол» «Люби родной язык», «Единство нации - в её многообразии», час языкознания «Я читаю на казахском языке», выставка «История родного языка», этнолингвистический лагерь "Туған өлке". Главной целью мероприятий является расширение сферы применения родного языка, пропаганда статуса и важности повышения уровня знания казахского языка среди представителей других национальностей и обучающихся, повышение интереса к изучению языка. Пробудить чувство патриотизма, любви к своей Родине, языку, традициям и воспитать уважение к истории.

В школах округа на двух языках проводятся уроки и внеклассные мероприятия с целью пропаганды и внедрения государственного языка.

С 2024 года учащимися 5-8 и 10 классов сдается экзамен по казахскому языку. Оцениваются такие навыки, как аудирование, говорение, чтение и письмо.

На территории сельского округа функционирует этнокультурное объединение «Шаттық», где осуществляются разнообразные мероприятия с целью развития казахского языка.

В КГУ «Аппарат акима Чистопольского сельского округа» делопроизводство осуществляется на двух языках - государственном и русском. Стенды оформлены с соблюдением Закона РК «О языках».

Население и трудовые коллективы Чистопольского сельского округа ежегодно принимают участие в подписке на периодические издания на казахском языке.

Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана.

В. РУДЕНКИН,

аким Чистопольского сельского округа

ЯЗЫК- ПУТЬ К ВОСПИТАНИЮ

Родной язык является связующим звеном, помогающим представителям любого народа сохранить свою самоидентификацию и культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, или многочисленной нации, или малочисленному народу — это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка, невозможно. Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения каким-нибудь языком в силу психологических особенностей детей. В этом возрасте у них наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности.

В детских садах Казахстана стало обязательным преподавание казахского языка. Педагог применяет во время организованной деятельности билингвальный компонент, а также рассказывает детям о казахских традициях, знакомит с народной культурой. Любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям можно воспитать любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым ты живёшь. В языке народа сосредоточена духовная жизнь нации, одухотворён народ и его Родина.

В нашем ясли-саду казахский язык детям преподносится в рамках обычных занятий, педагоги используют словарный минимум в разговорах с детьми, рассказывают им о казахской культуре и традициях, приобщают детей к культурному наследию казахского и других народов, устному народному творчеству, национальным играм, искусству. Знакомят детей с традициями ясли-сада, района, села, где они живут, страны, с ее историей, достопримечательностями, Флагом, Гербом, Гимном. Обучая детей родному языку в ясли-саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой Родине, к родному краю. Для этого в нашем ясли-саду созданы все условия. В каждой группе оформлены казахские национальные уголки. Открытие недели у нас каждый понедельник начинается с исполнения Гимна РК детьми.

Ежегодно согласно плану проводится празднование Дня языков народа Казахстана, где воспитатели проводят тематические занятия. На государственных праздниках дети рассказывают стихи и поют песни на казахском языке, танцуют национальные танцы, тем самым воспитываются в них патриотические чувства к Родине.

Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на их эмоциональную сферу и оставляем в их памяти глубокий след. В этом году праздник Наурыз прошел массово и ярко, под единым шаныраком в музыкальном зале собрались представители всех национальностей со своими тардициями и национальными блюдами, которые представляли группы.

В деле воспитания подрастающего поколения, также в изучении родного языка наши первые помощники – это родители. Мы считаем, что только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи можно говорить о полноценном формировании у детей устойчивых навыков, нравственных качеств, патриотических чувств и уважительного отношения к старшим и сверстникам. Уже традицией стало у нашего ясли-сада проводить спортивное мероприятие «Толағай» с участием детей и родителей, что немаловажно для воспитания молодого поколения. Также мы ведём тесную связь с районной детской библиотекой, где сотрудники библиотеки приходят в гости к нам и показывают детям тетрализованное представление, мотивируя тем самым к изучению народного фольклора, семейных традиций. Педагоги нашего ясли-сада - творческие, креативные, и многое создается своим руками для работы с детьми, большие пазлы, сшитые из поролона «Собери орнамент», юрты, додекаэдр для дошкольников и многое другое. Используя народные игры, мы рассказываем детям о жизни казахского народа, демонстрируем иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Активное участие принимает в районных мероприятих и наше этнокультурное объединение «Асыл Мерей».

Язык - это такой символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний. Этим навыкам мы должны учить детей. И делать это будет намного эффективнее в тесном сотрудничестве с родителями. В результате своих размышлений мы пришли к выводу, что ничто другое так не оказывает влияние на душу ребенка, как личный пример взрослого. А значит, впереди нас ждет большой и упорный труд, который непременно принесет свои плоды!

А.УАЛИЕВА,

и.о. заведующей ясли-садом «Астана»

ПРОПАГАНДА ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Каждый национальный язык уникален. По своему лексическому составу и способам выражения казахский язык достаточно богат. Дар красноречия присущ казахам исстари, у народа всегда почиталось и сегодня ценится мастерское, искусное владение словом.

Казахский язык является не только хранителем всего богатства древней культуры, но и ядром современной казахстанской языковой полиэтнической среды. С первых лет независимости в стране проводится гармоничная языковая политика, учитывающая интересы всего народа Казахстана, которая обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов страны, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Реализация языковой политики должна основываться на чувстве патриотизма и ни в коем случае не на нетерпимости и негативных эмоциях.

В сельских библиотеках ведется работа по пропаганде языковой политики, библиотеки ведут активную деятельность по организации мероприятий. С целью работы в направлении воспитания бережного отношения ко всем языкам народов нашей многонациональной страны, Урожайной сельской библиотекой организован «круглый стол» «Язык - живая душа народа». В рамках его проведения состоялся очень актуальный и интересный диалог мнений, идей, рассуждений. Библиотекарем был представлен доклад на тему «Государственный язык Республики Казахстан: изучать, знать, уважать». Каждый участник мог высказать свое мнение в рамках тематики «круглого стола». Республика Казахстан – это государство, в котором за три десятилетия независимости сформировалась уникальная модель государственной языковой политики, которая направлена на возможность всем представителям разных этносов развивать и популяризировать свои родные языки – как важнейших составляющих своеобразия национальных культур.

В рамках популяризации государственного языка, пропаганды казахского алфавита Урожайная сельская библиотека подготовила библиотечный квилт "Инновации казахского алфавита". В библиотеку были приглашены читатели разного возраста. Им была представлена выставка, состоящая из различных сообщений на казахском и русском языках. Посетители библиотеки, просмотрев тематическую литературу, выбрали на их взгляд важные факты о казахском языке и алфавите.

В Ломоносовской сельской библиотеке проводятся культурно-познавательные мероприятия на тему «Сохранение, развитие и пропаганда государственного языка». Основной целью проведения мероприятий является развитие и популяризация государственного языка.

В рамках мероприятий было проведено бюро литературных новинок «Я покорён красотой казахского языка», организована поэтическая горница «Изучаем государственный язык», пройдет викторина «Я знаю казахский язык» и многое другое. Также участники мероприятий обсудят вопрос о переводе казахского алфавита на латиницу. Библиотека стремится к созданию благоприятных условий развития и функционирования государственного языка. Популяризации государственного языка, расширению сферы его употребления, широкой пропаганде во многом способствуют проводимые мероприятия, в которых читатели принимают активное участие.

Терпимость и лояльность являются позитивным моментом, способным подкреплять консолидирующую основу общества. Для успешной реализации целей этноязыковой политики нужна очень кропотливая, многолетняя работа. Потребуется время, смена поколений. Есть оптимизм и уверенность, что достигнем задач языкового строительства, и наступит время, когда желание и умение разговаривать на казахском языке станут естественными для каждого гражданина Казахстана.

С.БАРСУКОВ,

аким Ломоносовского сельского округа

ГАРМОНИЧНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА – ОСНОВА ДУХОВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

С первых лет независимости в стране проводится гармоничная языковая политика, учитывающая интересы всего народа Казахстана, которая обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов страны, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Язык – это история народа, его гордость и честь.

Начиная с детского сада, необходимо прививать любовь к родному краю, к культуре казахского языка. Применяя во время организованной деятельности билингвальный компонент, можно заложить крепкий фундамент для изучения казахского языка ребенком предшкольного возраста. В основу изучения казахского языка в детском саду должен быть положен этнокультурный подход, ориентированный на изучение казахского языка через народную культуру.

В этот период предоставляется возможность реализации задач и развития языковой активности детей.

Для этого в каждой группе ясли-сада «Айголек» оформлены казахские национальные уголки, оборудованы этнические центры, оснащенные игровым и иллюстративным материалом: куклы в национальных костюмах, мини-музей с предметами быта, произведениями народного прикладного творчества. Используется «Асыктерапия», которая отличается многофункциональностью, многовариантностью, с учетом возрастных особенностей детей. В условиях предметно - развивающей среды дети имеют возможность закрепить полученные знания и применить их в свободной деятельности. Применяют на занятиях утренние круги, лексический словарь, обращения, стихи, отрывки из мультфильмов, видео-физминутки на казахском языке. Используется современная технология - «Говорящая стена», это та форма работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей, в том числе изучение казахского языка.

В целом можно констатировать, что развитие речевой активности у детей в поликультурном языковом пространстве возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

Для успешной реализации целей этноязыковой политики нужна очень кропотливая, многолетняя работа. Потребуется время, смена поколений. Есть оптимизм и уверенность, что достигнем задач языкового строительства, и наступит время, когда желание и умение разговаривать на казахском языке станут естественными для каждого гражданина Казахстана.

С.САЙРАНОВА,

заведующая ясли-садом «Айголек»