Январь 2024
11 Январь 2024
ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ2023
- Подробности статьи
- Автор
- Категория Образование
На базе Новоишимской СШ №1 проведен районный этап Республиканского конкурса «Фестиваль педагогических идей».
Цель Фестиваля - стимулирование творческой самореализации и профессионального роста педагогов, изучение и распространение инновационного опыта учителей.
Приняли участие в конкурсе 7 педагогов из 6 школ района. Каждый педагог представил свою педагогическую идею членам конкурсной комиссии.
По итогам в направлении «Палитра мастерства» 1 место заняла А.К. Байзакова, учитель казахского языка Новоишимской СШ № 2, 2 место - Э.О. Изтуллина, учитель казахского языка Чистопольской СШ и Б.К. Амиржанова, учитель русского языка Новоишимской казахской СШ, 3 место - С.Е. Лабухина, учитель математики Возвышенской СШ, В.В. Трайбер, учитель истории Чистопольской СШ.
Поздравляем участников и призеров, желаем творческих успехов!
Затем на базе ГККП «Дворец школьников» прошел региональный этап республиканского конкурса «Фестиваль педагогических идей».
В Фестивале в этом году приняли участие 62 педагога Северо-Казахстанской области.
Наш район представляла Аружан Канатовна Байзакова, учитель казахского языка Новоишимской СШ №2, которая заняла призовое 2 место в направлении "Палитра мастерства".
Аружан Канатовна - молодой активный педагог, является членом районной Ассоциации молодых педагогов. Поздравляем ее с успешным выступлением и желаем дальнейших творческих успехов!
Районный отдел образования
Читать далее05 Январь 2024
СКУЧАТЬ НАМ НЕ ПРИХОДИТСЯ
- Подробности статьи
- Автор
- Категория Культура
Новый год – волшебный праздник. Это тепло семейного очага, детский смех и радость, это встреча друзей, это приятные сюрпризы, яркие костюмы, ну и, конечно же, подарки. 31 декабря в сельском Дома культуры прошел новогодний бал-маскарад. Открыл праздник аким Новосельского сельского округа Сергей Васильевич Спасибушкин, он поздравил жителей и гостей села с Новым годом. Далее начались игры и конкурсы, весёлые праздничные хороводы. Все с нетерпением ждали Дед Мороза и Снегурочку. С их появлением в зале стало ещё веселей, так как Дед Мороз «поднял» весь зал своим зажигательным танцем. Получился отличный новогодний флешмоб. Новый год - это праздник, когда можно превратиться в любого любимого персонажа. Да, многие пришли в новогодних костюмах. Самым почётным гостем был, конечно же, Дракон, ведь 2024 годом правит именно он. Никто не ушёл без конфет и подарков. После хоровода новогодних костюмов, участники жюри определили места и вручили призы. Все присутствующие остались довольны проведенным мероприятием, получив массу положительного заряда и энергии на весь год.
Второго января в Привольном Доме культуры прошла детская дискотека! Детская дискотека — это шумный праздник, безудержное веселье и чудесное настроение, взрыв радости, смеха и танцев. А также отличная возможность провести время в кругу таких же активных и любознательных детей. Для ребят прозвучали современные детские хиты и популярные композиции из любимых мультфильмов.
Чебурашка - забавная игрушка, человек? Кто он на самом деле? И мы вам дадим ответ - только величайший разум Вселенной способен за две недели научиться говорить, логически мыслить, играть в шахматы, понимать душу человека и изрекать философские мысли под грустную музыку. И за этим всем следили зрители села Привольное на просмотре фильма "Чебурашка".
Чебурашка учит важному: человечности в самом прямом смысле этого слова.
Н. ПАСТУХОВА,
заведующая Привольным Домом культуры
Читать далееНАШ РАЙОН ПОСЕТИЛ ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
- Подробности статьи
- Автор
- Категория Официальный отдел
Четвертого января в районе имени Габита Мусрепова с рабочей поездкой побывал депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Дмитрий Владимирович Колода. Он посетил ряд объектов, провел прием граждан.
Так, в селе Привольное Д.В.Колода посетил Дом культуры, который после капитальной реконструкции открыл свои двери в канун 2024 года. Семнадцать лет жители Привольного ждали этого момента, когда сельский очаг культуры возобновит свою работу. В 2023 году в рамках Государственной программы «Ауыл – Ел бесігі» здесь силами подрядной организации - ТОО «ПМК-5» с июля началась реконструкция данного объекта культуры. Заказчиком работ являлось КГУ «Отдел архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области».
За сравнительно короткий срок Дому культуры в селе Привольное была дана вторая жизнь. Сегодня это по сути новое, современное, красивое, комфортное здание со зрительным залом на 144 места, диско- залом, филиалом районной Школы искусств для занятий детей в классах изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также фортепиано, сельской библиотекой, фойе, гардеробом, учебными кабинетами для кружковой деятельности.
Здесь же, в Привольном, в 2024 году распахнет свои двери для посетителей новый фельдшерско-акушерский пункт. Площадь здания ФАПа по проекту составляет 260 квадратных метров. Заказчиком данного проекта является КГУ «Управление строительства, архитектуры и градостроительства Северо-Казахстанской области». Штат медицинского учреждения укомплектован. Завезена мебель.
В селе Новоишимское, в здании территориального филиала партии «AMANAT» мажилисмен провел прием граждан, в ходе которого были подняты вопросы, касающиеся строительства в райцентре теплоразводящих сетей, капитального ремонта дороги республиканского значения «Жезказган-Петропавловск», создания единого коммунального предприятия в селе Новоишимское, реализации Программы «С дипломом – в село!», необходимости работы на постоянной основе в районе имени Габита Мусрепова теолога.
Еще одним объектом посещения депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан стал физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный в селе Новоишимское.
Марина ПЕТРОВА
Читать далееПЕРЕВЕДЕМ ЧАСЫ НАЗАД2024
- Подробности статьи
- Автор
- Категория новости
В Казахстане на публичное обсуждение представили проект постановления Комитета техрегулирования и метрологии о переходе страны на единый часовой пояс.
В документе называется дата, когда власти всех регионов, кроме западных, переведут местное время на час назад, если постановление утвердят.
«Акиматам Астаны, Алматы, Шымкента, Абайской, Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Жетысуской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Туркестанской, Улытауской, Восточно-Казахстанской областей вночь с 29 февраля 2024 года на 1 марта 2024 года (в 00:00) перевести местное время на 1 час назад», - говорится в проекте постановления.
Накануне председатель указанного комитета, находящегося в ведении Минторга, Куаныш Еликбаев сообщил, что новшество хотят ввести в первую очередь по экономическим причинам.
«Стало известно в последние года, что наши 24-часовые сутки – это человеческое изобретение, не природное. Ученые не понимают, что такое природное время, истинное время, потому что это ненаучные термины», - сказал Еликбаев.
Он также перечислил причины, по которым в Казахстане решили установить единый часовой пояс.
«Первая причина – экономическая. Два часовых пояса – это определенно неудобно. Это транспортные, логистические вопросы. Банковские вопросы: когда банковский день завершается на западе на час позже. Это вопросы управления – мы теряем время, когда на западе рабочий день еще не начался, а в Астане уже идет, час рабочего времени. И наоборот, когда на западе еще идет рабочее время, а в Астане уже рабочий день кончился – еще час. Плюс расписания поездов, самолетов, накапливается значительная сумма потерь в ВВП», - перечислил Еркин Абиль.
Он отметил, что единый часовой пояс – это очень удобно, но есть страны, которые физически не могут его ввести – например, Россия.
Читать далее04 Январь 2024
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖИТЕЛЕЙ УЛИЦ И СЕЛ ДЛЯ УЧАСТИЯ В СХОДЕ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА АНДРЕЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА РАЙОНА ИМЕНИ ГАБИТА МУСРЕПОВА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
- Подробности статьи
- Автор
- Категория Официальный отдел
Приложение
к решению маслихата района
имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанской области
от 31 октября 2023 года № 10-4
№ |
Наименование улиц и сел |
Количество представителей жителей улиц и сел Андреевского сельского округа района имени Габита Мусрепова (человек) для участия в сходе местного сообщества |
1 |
Для жителей улицы Карпухно села Андреевка |
2 |
2 |
Для жителей улицы Советская села Андреевка |
3 |
3 |
Для жителей улицы Шарыкская села Андреевка |
3 |
4 |
Для жителей улицы Гагарина села Андреевка |
1 |
5 |
Для жителей улицы Урицкого села Андреевка |
1 |
6 |
Для жителей улицы Юбилейная села Андреевка |
1 |
7 |
Для жителей улицы Габдуллина села Раисовка |
3 |
8 |
Для жителей улицы Конституции села Раисовка |
1 |
9 |
Для жителей улицы Кунаева села Раисовка |
3 |
10 |
Для жителей улицы Голопятова села Раисовка |
1 |
11 |
Для жителей улицы Трубицина села Раисовка |
3 |
12 |
Для жителей села Жанасу |
2 |
Читать далее
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛЬНЫХ СХОДОВ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА АНДРЕЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА РАЙОНА ИМЕНИ ГАБИТА МУСРЕПОВА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
- Подробности статьи
- Автор
- Категория Официальный отдел
Утверждены
решением маслихата района
имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанской области
от 31 октября 2023 года № 10-4
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения раздельных сходов местного сообщества Андреевского сельского округа района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 39-3 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 июня 2023 года № 122 «Об утверждении Типовых правил проведения раздельных сходов местного сообщества» (зарегистрированв Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за№ 32894) и устанавливают порядок проведения раздельных сходов местного сообщества жителей Андреевского сельского округа.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) раздельный сход местного сообщества – непосредственное участие жителей (членов местного сообщества) сельского округа в избрании представителей для участия в сходе местного сообщества;
2) местное сообщество – совокупность жителей (членов местного сообщества), проживающих на территории соответствующей административно – территориальной единицы, в границах которой осуществляется местное самоуправление, формируются и функционируют его органы.
2. Порядок проведения раздельных сходов местного сообщества
3. Для проведения раздельного схода местного сообщества территория сельского округа подразделяется на участки (села, улицы).
4. На раздельных сходах местного сообщества избираются представители для участия в сходе местного сообщества в количестве не более трех человек.
5. Акимом сельского округа созывается и организуется проведение раздельного схода местного сообщества в пределах сельского округа.
При наличии в пределах микрорайона или улицы многоквартирных домов раздельные сходы многоквартирного дома не проводятся.
6. О времени, месте созыва раздельных сходов местного сообщества и обсуждаемых вопросах население местного сообщества оповещается акимом сельского округа не позднее, чем за десять календарных дней до дня его проведения через средства массовой информации или иными способами.
7. Перед открытием раздельного схода местного сообщества проводится регистрация присутствующих жителей соответствующего села, улицы.
Не допускается участие в раздельном сходе местного сообщества несовершеннолетних лиц, лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Раздельный сход местного сообщества считается состоявшимся при участии не менее десяти процентов жителей (членов местного сообщества), проживающих в данном селе, улице.
8. Раздельный сход местного сообщества открывается акимом сельского округа или уполномоченным им лицом.
Председателем раздельного схода местного сообщества является аким сельского округа или уполномоченное им лицо.
На раздельном сходе местного сообщества ведется протокол, для оформления протокола раздельного схода местного сообщества открытым голосованием избирается секретарь.
9. Кандидатуры представителей жителей улиц и сел для участия в сходе местного сообщества выдвигаются участниками раздельного схода местного сообщества в соответствии с количественным составом, утвержденным маслихатом района имени Габита Мусрепова.
10. Голосование проводится открытым способом персонально по каждой кандидатуре. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов участников раздельного схода местного сообщества.
Председатель раздельного схода пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на раздельном сходе местного сообщества голоса участников разделяются поровну.
11. Протокол раздельного схода местного сообщества подписывается председателем и секретарем и в течение двух рабочих дней со дня проведения раздельного схода передается секретарем схода в аппарат акима сельского округа для регистрации.
На сходе местного сообщества или собрании местного сообщества ведется протокол, в котором указываются:
1) дата и место проведения схода местного сообщества или собрания местного сообщества;
2) общее число членов местного сообщества, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в сходе местного сообщества или на собрании местного сообщества;
3) количество и список присутствующих с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии);
4) фамилия, имя, отчество (при его наличии) председателя и секретаря схода местного сообщества или собрания местного сообщества;
5) повестка дня, содержание выступлений и принятые решения.
Читать далее"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛЬНЫХ СХОДОВ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА И КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖИТЕЛЕЙ УЛИЦ И СЕЛ ДЛЯ УЧАСТИЯ В СХОДЕ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА АНДРЕЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА РАЙОНА ИМЕНИ ГАБИТА МУСРЕПОВА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБ
- Подробности статьи
- Автор
- Категория Официальный отдел
РЕШЕНИЕ X СЕССИИ МАСЛИХАТА РАЙОНА ИМЕНИ ГАБИТА МУСРЕПОВА
с. Новоишимское № 10-4 31 октября 2023 года
В соответствии с пунктом 6 статьи 39-3 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 июня 2023 года № 122 «Об утверждении Типовых правил проведения раздельных сходов местного сообщества» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32894) маслихат района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения раздельных сходов местного сообщества Андреевского сельского округа района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области.
2. Утвердить количественный состав представителей жителей улиц и сел для участия в сходе местного сообщества Андреевского сельского округа района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области согласно приложению к настоящему решению.
3. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
С. БАУМАГАНБЕТОВ,
председатель маслихата
района имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанской области
Читать далееКак прогрессивная нация мы должны смотреть только вперед - интервью Главы государства Касым-Жомарта Токаева
- Подробности статьи
- Автор
- Категория новости
Газета Egemen Qazaqstan опубликовала объемное интервью Главы государства Касым-Жомарта Токаева генеральному директору ТОО «Қазақ газеттері» Дихану Қамзабекұлы. Президент дал ответы на вопросы, касающиеся внутренней и внешней политики, социально-экономического развития страны, январских событий 2022 года, семейно-бытового насилия, строительства АЭС и других актуальных тем, передает агентство Kazinform.
– Благодарю Вас, Касым-Жомарт Кемелевич, за то, что нашли время в своем плотном рабочем графике для интервью газете Egemen Qazaqstan. Казахская пресса ждала Вашего мнения по вопросам, волнующим наше общество. Поэтому сегодня я бы хотел с Вами откровенно поговорить на эти темы.
Чем Вам запомнился прошедший год?
— Пользуясь случаем, хочу еще раз поздравить всех соотечественников с Новым годом!
2023 год выдался для нашей страны насыщенным на значимые события. Мы подошли к завершению основных политических реформ. Начал работу Конституционный Суд. По новым правилам прошли выборы депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней. Впервые состоялись выборы акимов районов и городов областного значения. Продолжилось проведение выборов глав сел и городов районного значения, по итогам которых в прошлом году были избраны около 700 сельских акимов.
Мы приступили к построению справедливой и конкурентной экономической системы. Занялись вопросами диверсификации и демонополизации экономики, обновления инфраструктуры, поддержки бизнеса и привлечения инвестиций.
Последовательно решались наболевшие вопросы социальной сферы. По всей стране началось строительство школ, в том числе «комфортных школ», в селах возводятся медицинские объекты. Внедрен Социальный кодекс, нацеленный на комплексную поддержку уязвимых категорий граждан. Утверждена специальная выплата лицам, занятым во вредных условиях труда. Установлена доплата сотрудникам природоохранных служб за риски для жизни и здоровья. Повышены зарплаты медицинских работников, педагогов школ, колледжей, детских садов. Принят закон, регулирующий отчисления детям из Национального фонда. Принята новая методика определения минимальной заработной платы, учитывающая ключевые экономические показатели, в том числе уровень инфляции.
Вся эта работа будет наполняться новым содержанием в 2024 году. Мы будем действовать скрупулезно и планомерно, неуклонно двигаясь к намеченным целям. Этот год особенно важен, поскольку он закладывает фундамент ближайшего пятилетнего цикла развития страны.
— А какие ожидания Вы связываете с наступившим новым годом? Какие главные задачи стоят перед страной?
— В сентябрьском Послании мною поставлена задача — перейти на новую экономическую модель. В качестве стратегической цели обозначена задача удвоения ВВП к 2029 году. В скором времени состоится расширенное заседание Правительства, на котором мы подведем итоги социально-экономического развития и определим тактику дальнейших действий в этом направлении.
Полезной площадкой для обсуждения вопросов идеологической сферы, формирования нового качества нации, обновления системы ценностей общества стали заседания Национального курултая. Традиционно они проходили летом, но в этом году мы скорее всего проведем заседание весной.
Таким образом, в течение первого квартала будет сформирована основная повестка страны в экономике, общественно-политической и гуманитарной сферах.
Мы продолжим конструктивную и сбалансированную внешнюю политику с учетом национальных интересов государства. В 2024 году в нашей стране пройдет ряд представительных саммитов и форумов. Казахстан будет председательствовать сразу в нескольких авторитетных международных организациях: Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации тюркских государств, Международном фонде спасения Арала, Исламской организации по продовольственной безопасности.
Большим событием станет проведение в Казахстане Всемирных игр кочевников. Они важны как для популяризации национальных видов спорта и здорового образа жизни, так и для расширения культурно-гуманитарных связей между братскими народами — наследниками номадической цивилизации Великой степи.
Полезным с точки зрения укрепления общенациональной идентичности станет чествование выдающихся исторических деятелей нашего народа. В этом году исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого ученого Каныша Сатпаева и 100 лет со дня рождения прославленных героев Сагадата Нурмагамбетова и Рахымжана Кошкарбаева. Кроме того, по мнению историков, в 2024 году исполнится 800 лет с момента фактического образования Улуса Джучи. В связи с такой знаковой датой, показывающей многовековые корни нашей государственности, будет развернута большая исследовательская работа. В этом году завершится подготовка многотомника по истории Казахстана. Это обстоятельный труд, над которым работает более 200 отечественных ученых и около 60 привлеченных зарубежных специалистов.
Помимо множества важных событий, будет еще больше рутинной каждодневной работы. От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В своем новогоднем обращении я сказал, что в следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели.
— Прошло ровно два года с трагических январских событий. Қаңтар стал рубежом, открывшим новую эпоху в истории Казахстана. В своих выступлениях и интервью Вы уже давали оценку тем трагическим событиям. Однако вопросы еще остаются. Имеют место различные интерпретации. Как сегодня, по прошествии времени, Вы можете охарактеризовать эти события? Какими видятся их основные причины и предпосылки?
— Долго думал над этими вопросами и продолжаю размышлять над ними. На мой взгляд, к трагическим январским событиям привели многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества. Это было видно, как говорится, невооруженным взглядом.
После моего избрания Президентом в 2019 году был взят курс на демократизацию политической системы, либерализацию общественной жизни, демонополизацию экономики. К разработке и реализации реформ активно подключились общественники, гражданские активисты, эксперты. Многие инициативы прорабатывались на различных диалоговых площадках, в том числе на заседаниях специально созданного мною Национального совета общественного доверия.
Скажу откровенно: этот новый курс вызвал резкое неприятие влиятельных лиц, воспринявших его как угрозу глубоко укоренившемуся положению дел в стране и своему привилегированному статусу во властных структурах. С их стороны постепенно нарастало скрытое, а зачастую и открытое сопротивление реформам. В конце концов, чтобы повернуть вспять преобразования и восстановить прежние порядки, они решились на крайние меры.
Эта группа высокопоставленных лиц имела огромное влияние на силовые структуры и криминалитет, поэтому был выбран вариант организации насильственного захвата власти. По данным следствия, подготовка началась примерно с середины 2021 года. Затем Правительство приняло непродуманное, неправомерное решение по резкому повышению цен на сжиженный газ, и в Мангистауской области подстрекаемые провокаторами люди вышли на демонстрации.
Правительство по моему поручению создало специальную комиссию, которая выехала в регион для встреч с представителями общественности и принятия компромиссного решения. Но протесты приобрели экстремистский характер, чем воспользовались заговорщики.
Расследование Генеральной прокуратуры показало, что развитие январских событий носило «волнообразный» характер.
Вначале были митинги в Мангистауской области, которые нашли продолжение в других регионах. Несмотря на все усилия центральной власти и акиматов, ситуация в стране приобрела характер дестабилизации, переговоры и диалог для нахождения компромиссных решений не находили поддержки организаторов волнений.
Начались первые столкновения во многих регионах страны. Все это было на руку заговорщикам, которые через специально подготовленных людей всячески потворствовали нагнетанию обстановки. Но даже в такой сложной ситуации органы правопорядка избегали применения силы. Это была вторая волна.
Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды, лидеры которых были подконтрольны заговорщикам и имели контакты с террористами, в том числе прибывшими извне. Используя специальные технологии, провокаторов, бандитов, они превратили мирные протесты в массовые беспорядки, сопровождавшиеся масштабным насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества. В условиях хаоса к происходящему подключились вооруженные бандиты, террористы, которые одновременно, по единой команде устроили атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, арсеналы сил правопорядка и воинских частей. Причем речь идет не только об Алматы, но и целом ряде областных центров. Напомню, во время январских событий было похищено более трех тысяч единиц оружия, в том числе автоматов, пулеметов и даже гранатометов. Кроме того, нападениям подверглись транспортная инфраструктура и объекты телекоммуникаций. Повторюсь: бандиты и террористы действовали организованно, в тесной координации друг с другом.
В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы. Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть.
Ситуация тогда была крайне сложной и напряженной — страна была близка к тому, чтобы погрязнуть в хаосе. Чтобы не допустить этого, все меры контролировались мною лично, ежечасно и круглосуточно. По линии МВД поступали сведения о подготовке различных атак на Акорду, в том числе с использованием грузовиков. Мне неоднократно рекомендовали покинуть резиденцию, даже эвакуироваться, в том числе за рубеж, но я с этим решительно не согласился и в одном из телевизионных обращений заявил, что при любых обстоятельствах останусь на рабочем месте. В течение двух недель я находился в служебной резиденции Акорда. Оперативные совещания проходили и глубокой ночью, и ранним утром. В те дни самая главная задача состояла в том, чтобы сохранить наше государство, восстановить в стране верховенство закона и порядок.
— Насколько было правильным решение пригласить военнослужащих России в Казахстан? В соседней стране много говорят о ее спасительной роли во время беспорядков в Казахстане.
— В условиях хаоса и фактического безвластия в регионах на заседании Совета Безопасности было принято решение об обращении к ОДКБ ввести миротворческий контингент в нашу страну на срок, необходимый для обеспечения стабильности и безопасности. Подчеркиваю: обращение было не к России, а к ОДКБ, членом которой является и Казахстан.
На момент обращения председателем организации была Армения, а в этом году председательство перешло Казахстану. Контингент ОДКБ был действительно миротворческим и сыграл роль сдерживающего фактора в вакханалии, разыгравшейся в те трагические дни. По договоренности со странами-участницами организации ее контингент покинул страну без каких-либо предварительных условий, к тому же досрочно.
Миротворческий контингент ОДКБ не участвовал в контртеррористической операции и не произвел ни одного выстрела. Армянский контингент охранял горводоканал и хлебокомбинат «Аксай», белорусский — аэродром в Жетыгене, таджикский и кыргызский — соответственно ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 города Алматы, российский — ТЭЦ-3 и объекты телекоммуникаций. Были угрозы совершения терактов на объектах жизнеобеспечения, поэтому контингент был направлен именно туда. Но самое главное — это позволило высвободить наши силы для проведения контртеррористической операции.
— Получается, это была неудавшаяся попытка государственного переворота. Что тогда Вы скажете тем, кто утверждает, что это было народное восстание и чуть ли не революция?
— Весь мир был свидетелем тех трагических событий, когда мирные демонстрации переросли в массовые беспорядки и погромы. Разве на мирные демонстрации приходят с автоматами, пистолетами и холодным оружием? Разве там избивают и убивают военнослужащих, издеваются над ними, используют их в качестве живого щита во время нападений на административные здания? Разве после мирных демонстраций остаются разграбленные магазины и банки, сожженные автомобили? Я уже не говорю о нападениях на здания органов власти и полицейские участки. Общая сумма ущерба от этих бесчинств составила порядка трех миллиардов долларов.
На причинах и последствиях Қаңтара не следует выстраивать спекулятивные версии. Скажу прямо: рассуждения о якобы народном восстании способствуют оправданию и обелению преступных деяний. Такие безответственные, по сути, провокационные разговоры приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии. А значит, призывают к новым беспорядкам в ущерб национальной безопасности и благополучию народа. Это очень серьезная угроза. Поэтому государство и общество должны быть едины в осуждении беззакония — я в этом уверен.
— В таком случае, как граждане страны могут выразить свое критическое отношение к действиям властей?
— У нас созданы все условия для публичного выражения несогласия с действиями власти. Граждане могут открыто говорить о существующих проблемах. В соответствии с концепцией «слышащего государства» я требую от государственных органов учитывать общественное мнение. У нас действует демократический закон о мирных собраниях. Недавно принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций.
Поэтому нужно предельно ясно понимать: мирные протесты допустимы, но массовые беспорядки неприемлемы и будут жестко пресекаться. В стране должен царить закон — это моя принципиальная позиция. Посмотрите, ведь в странах Запада, цитадели демократии, особо не церемонятся с теми, кто устраивает уличные беспорядки и нападения на здания органов власти.
Полиция выявила организаторов январских беспорядков — всех тех, кто призывал сопротивляться законным требованиям властей, занимался доставкой и распространением оружия, нагнетал атмосферу агрессии, руководил толпой в ходе погромов, поджогов и актов насилия.
При этом от бандитов были отделены рядовые и зачастую случайные участники беспорядков. Мною было принято решение амнистировать граждан, попавших под влияние провокаторов. Амнистия применена в отношении 1 095 граждан из 1 205 осужденных ранее. А организаторы беспорядков и лица, получившие сроки за теракты, государственную измену, попытку насильственного захвата власти и другие тяжкие преступления, в полной мере отбудут свое наказание.
— Не знаю, насколько приятным или неприятным будет для Вас следующий вопрос, но не могу не задать его. После Вашего вступления на пост Президента в 2019 году в стране заговорили, что у нас сложилась система двоевластия. Кто-то сравнивал нашу политическую модель с иранской, кто-то — с сингапурской. И действительно, складывалось впечатление, будто в стране два центра власти. Это было так?
— Коль скоро Вы поставили такой острый вопрос, я должен быть предельно откровенным. Президент в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, назначает и освобождает от занимаемых постов высших должностных лиц государства, высшее командование Вооруженных Сил. Глава государства является Верховным Главнокомандующим.
Однако попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, должен сказать, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации «транзита власти» политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В нашей стране действовали Президент и Верховный Главнокомандующий, а также Председатель Совета Безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии.
Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема». Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну.
Считаю, что вообще не должно быть «старшего и младшего президентов». «Уходя — уходи». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества.
К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов.
Қаңтар показал необходимость строительства устойчивой и эффективной системы государственных институтов, действующих в соответствии с Основным законом. Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее. Мы предотвратили еще большую катастрофу и стабилизировали ситуацию в стране только благодаря сплоченности наших граждан и решительным действиям всей вертикали власти. Потом, уже во время следствия, некоторые заговорщики признались, что не ожидали увидеть такой уровень консолидации народа и политической воли власти.
— После Қаңтара Вы приступили к осуществлению глубоких политических реформ, что признали даже на Западе. Можно ли сказать, что пройдена точка невозврата, критическая черта, которая отделяет нас от недавнего прошлого? Есть ли сегодня гарантии необратимости перемен?
— Как я сказал, политические реформы начались еще в 2019 году. Был образован Национальный совет общественного доверия, который разработал и реализовал важные законодательные инициативы. Были внесены существенные изменения в законодательство о выборах, политических партиях, Парламенте. В стране впервые открыто заговорили о диктатуре олигополии.
Эти нововведения создали угрозу тем, кто вольготно чувствовал себя в условиях политической и экономической монополии. Поэтому они предприняли безуспешную попытку повернуть все вспять.
После Қаңтара высказывались опасения, что власть, дескать, «закрутит гайки», начнет консервацию режима. Однако мы поступили наоборот, пойдя по более сложному, но правильному пути.
В 2022 году процесс политической модернизации, конечно же, ускорился. И одной из главных задач реформ стало формирование более справедливой и сбалансированной политической системы. Кроме того, важно было создать такие условия, чтобы обеспечить необратимость политических реформ, сделать их постоянным фактором общественной жизни.
Для этого в рамках конституционной реформы было установлено несколько заслонов.
Во-первых, мы воссоздали Конституционный Суд, который является, по сути, высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Кому-то может показаться, что прежний Конституционный Совет просто сменил вывеску, но здесь дело обстоит иначе. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан.
Любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда.
И напомню, что из одиннадцати судей Конституционного Суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента. А Председатель, хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената.
Во-вторых, в самой Конституции принципиальные позиции утверждены однозначно. Например, статья 91 Основного закона гласит, что установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики и, подчеркиваю, положение об однократном семилетнем сроке для Президента являются неизменными.
В-третьих, в результате реформ существенно расширены полномочия Мажилиса, который стал формироваться по новой избирательной модели — партийным спискам и одномандатным округам.
Одним словом, возврат к старой системе невозможен. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что политические реформы в Казахстане имеют не просто системный, но, что критически важно, необратимый характер, потому что политический менталитет нации претерпел кардинальную трансформацию. Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований. Народ уже не допустит отката назад и, убежден, будет твердо отстаивать свершившиеся перемены.
— Между тем некоторые критики власти, в том числе на Западе, утверждают, что в нашей стране до сих пор есть политические заключенные. Так ли это?
— Главные признаки политических преследований — это цензура, специальные законы и карательные органы. Ничего подобного в современном Казахстане не существует. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного другого нормативного документа, по которому граждане могли бы преследоваться за свои политические взгляды.
Наоборот, реформы укрепили систему защиты прав человека. Приняты законодательные поправки, усиливающие независимость судов. Расширены категории дел для судов присяжных. В стране полноценно функционирует институт Уполномоченного по правам человека, который получил конституционный статус. Последовательность и глубину реформ показывает тот факт, что в декабре прошлого года мною подписан уже второй Указ в области прав человека.
Главная задача власти — неукоснительное обеспечение законности и порядка. Поэтому любое нарушение закона наказуемо. А политические взгляды и идеологические предпочтения людей к закону и правопорядку не имеют никакого отношения.
Отдельные личности, несмотря на предупреждения органов прокуратуры, со странной настойчивостью нарушают закон, видимо, таким образом пытаясь получить широкую общественную известность. Другими словами, ставят себя выше закона.
О каких политических преследованиях можно говорить в стране, в которой работает множество независимых СМИ, а политическая цензура не существует?
Более того, после принятия нового закона о митингах, когда вместо разрешительного был введен уведомительный порядок, число мирных митингов в Казахстане увеличилось кратно.
В своих выступлениях я неоднократно говорил, что все проблемы нужно решать цивилизованно, в конструктивном ключе — не криками и провокациями на площадях, а в рамках специально созданных диалоговых платформ и механизмов и, прежде всего, в стенах Парламента.
Сейчас в Парламенте представлена самая широкая политическая палитра, отражающая взгляды всех основных слоев нашего общества. Законодательно закреплен институт парламентской оппозиции.
Напомню, что в Мажилис по итогам последних выборов прошли шесть партий, три из которых впервые получили депутатские мандаты. При этом одна из парламентских партий изначально является оппозиционной.
Многие зарубежные политики и эксперты, в том числе из стран Запада, выражают поддержку нашим демократическим реформам, отмечая их передовой характер. Действительно, в нашем геополитическом окружении мы — единственная страна, которая провела такую масштабную демократическую трансформацию и добилась большого прогресса в деле защиты прав человека.
— В соцсетях «ходит» новость, будто Вы планируете провести референдум по Конституции и в 2026 году намерены вновь принять участие в президентских выборах. Это правда?
— Это дезинформация. Убежден, произвольное внесение изменений в Конституцию, тем более по такому фундаментальному вопросу, уже невозможно. Конституционная реформа была осуществлена не для того, чтобы вносить произвольные изменения в Основной закон.
Положение об однократном президентском сроке в Конституции неизменно. Эта норма является такой же незыблемой, как и нормы о независимости, унитарности, территориальной целостности и форме правления нашего государства.
Раз мы коснулись этой темы, воспользуюсь случаем и раскрою некоторые подробности. Идею однократного семилетнего срока я высказывал в закрытых дискуссиях еще 15 лет назад. Тогда это предложение не поддержали. После избрания Президентом взвешивал все «за» и «против», много размышлял, как можно воплотить эту идею на практике.
В 2022 году было реализовано несколько важных конституционных изменений, направленных на ликвидацию суперпрезидентских полномочий. И тогда же мною была предложена идея однократного семилетнего срока. Эта инициатива получила всенародную поддержку. Этим все сказано.
— Перейдем к экономике. В Послании 2023 года Вы провозгласили новый экономический курс Справедливого Казахстана и поставили цель — удвоить объем национальной экономики к 2029 году, доведя его до 450 миллиардов долларов. Между тем, по прогнозам Международного валютного фонда и Всемирного банка, в 2023–2024 годах рост экономики в Казахстане составит не более 3-4%. Насколько реалистично при такой динамике достичь поставленной цели?
— Это вполне достижимая цель. По оценкам аналитиков Международного валютного фонда, по итогам 2023 года объем ВВП в текущих ценах в Казахстане должен составить свыше 259 миллиардов долларов, что на 15% больше чем в 2022 году. Это самый значительный номинальный рост в Центральной Азии.
Положительная динамика отмечается и по ВВП на душу населения, прогнозный показатель на 2023 год составил почти 13 тысяч долларов, годовой рост оценивается в 1,6 тысячи долларов. По прогнозу МВФ, к 2028 году данный показатель вырастет на треть — до 16,8 тысячи долларов.
Правда, должен отметить, что для меня макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению, все же главное — это реальное благополучие граждан.
Благоприятные прогнозы станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов к управлению экономикой. Я вижу два основных направления.
Первое — это решение ряда точечных задач, способных стимулировать страновое развитие. К ним относится реализация крупных промышленных проектов. В сентябрьском Послании Правительству поручено определить перечень возможных крупных проектов и подготовить План инфраструктурного развития. Эти проекты прорабатываются, проводятся консультации с крупным бизнесом, институциональными инвесторами и экспертным сообществом.
Нужно также решить важную задачу привлечения инвестиций, в том числе путем приватизации и возврата активов. Масштабные инвестиции способны «разогнать» экономику и сформировать новые точки роста. Поэтому моим Указом недавно создан Инвестиционный штаб, наделенный широкими полномочиями для улучшения инвестиционного климата и качественной реализации инвестиционных проектов.
Второе направление включает в себя меры по реализации системных реформ, которые закрепят новые «правила игры» для всей экономики.
Правительством по моему поручению разрабатывается новый Налоговый кодекс, призванный перезапустить взаимоотношения государства и бизнеса. Совершенствуя налоговую систему, очень важно отойти от исключительно фискального подхода. Нужен баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня доходной части бюджета.
Большое значение имеет новый Бюджетный кодекс. Мы должны кардинально поменять отношение к бюджетным деньгам, поставив во главу угла рациональность, бережливость, актуальность их использования.
Здесь серьезную роль призваны сыграть новые законы о государственных закупках и государственно-частном партнерстве. Эти документы позволят обеспечить прозрачность госзакупок и создать финансовую основу для развития экономики.
Особое внимание следует уделить повышению эффективности квазигосударственного сектора. Меры по его модернизации уже определены, сейчас идет их практическая реализация.
Отвечая на Ваш вопрос, хочу также отметить, что экономическая конъюнктура в мире, безусловно, влияет на нашу страну. Но любые сложности всегда открывают и новые возможности. Правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий. Важно, чтобы все меры по стимулированию экономического роста сопровождались структурными реформами, направленными на развитие предпринимательства и конкуренции, защиту частной собственности, обеспечение справедливости правосудия. При таком подходе мы добьемся всех поставленных целей, в том числе и по удвоению объема национальной экономики в намеченные сроки.
— В нашу газету часто поступают звонки и письма от граждан, которые не в состоянии расплатиться с долгами по потребительским кредитам. В этой связи хотелось бы спросить, какие меры принимаются для решения данной проблемы?
— Закредитованность граждан вызывает у меня серьезную тревогу, потому что эта проблема напрямую влияет на социальное самочувствие людей и стабильность финансовой системы. Одним из моих первых решений на посту Президента был Указ 2019 года о сокращении долговой нагрузки граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Тогда в качестве разовой акции были списаны беззалоговые кредиты 500 тысяч человек. Затем, в 2023 году, вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Это были важные шаги, снизившие остроту вопроса. В своем прошлогоднем Послании я поручил Правительству принять новые системные меры для кардинального исправления ситуации, которая в основном связана с низкой финансовой грамотностью граждан. С другой стороны, очевидно, что нужно ужесточать регулирование потребительского кредитования и деятельности коллекторских компаний.
Кое-что в этом направлении уже сделано. К примеру, за последние годы в пять раз увеличены требования к банкам и микрофинансовым организациям по объему капитала потребительского кредитования. Введен запрет на получение новых займов при наличии просрочки по кредитам, а также запрет на начисление вознаграждения по всем кредитам после 90 дней просрочки. На постоянной основе проводятся проверки коллекторских агентств.
Для защиты прав заемщиков разработаны поправки в законодательство о кредитовании, которые еще больше ужесточат требования к микрофинансовым организациям, коллекторским агентствам и банкам. Предлагается ограничить продажу кредитов коллекторам. Процедура урегулирования приобретенной задолженности станет обязанностью коллекторских компаний. Расширяются полномочия и банковского омбудсмена. Документ уже рассматривает Мажилис Парламента. Готов поддержать эти инициативы.
— Сегодня многих наших соотечественников беспокоят рост цен, повышение тарифов, вопросы занятости, общая ситуация в регионах. Способно ли нынешнее Правительство, занятое множеством оперативных вопросов, решать задачи стратегические? Как Вы оцениваете эффективность работы Правительства в целом?
— Перед Правительствами всех стран стоят и оперативные, и стратегические задачи. И Казахстан здесь не исключение. Главный вопрос — оптимальное распределение ресурсов и эффективное планирование.
Нынешний состав Правительства сформирован только весной прошлого года. Конституционная реформа и парламентские выборы «обнулили» мандат Парламента и Правительства. Согласно Конституции, Правительство сложило полномочия перед вновь избранным составом Мажилиса. Кандидатуру нового главы кабинета министров представила партия Amanat, занявшая большинство мест в Мажилисе. Не буду скрывать, партия сделала это, проведя консультации с Президентом. Экономический блок ее предвыборной платформы был сформирован на основе программы действующего Правительства.
Полномочия Правительства значительно расширены. После сентябрьской реорганизации Администрация Президента сосредоточилась на стратегических направлениях социально-экономического развития страны и больше не занимается детальной опекой Правительства, отдельных министерств и ведомств. Теперь Администрация выступает как политический штаб, не вмешивающийся в работу исполнительной власти в режиме «ручного управления». Дублировавшиеся ранее функции переданы Правительству. Прерогатива принятия отраслевых решений также перешла на уровень Правительства и профильных органов. Повысилась бюджетная самостоятельность регионов.
Одним словом, инструментов у Правительства хватает. С его стороны требуется продуманная стратегия действий и, конечно, воля для успешного решения поставленных задач. Правительство просило предоставить ему самостоятельность и дополнительные полномочия — оно их получило. Но надо понимать, что и спрос теперь будет особый.
— На мой взгляд, Правительство с большим трудом справляется с задачами по обеспечению бесперебойного функционирования топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства страны. В экстренном порядке приходится заниматься ликвидацией аварий, поддерживать подачу тепла, энергии и воды в населенных пунктах по всему Казахстану. Почему сложилась такая ситуация?
— Плачевное состояние ТЭЦ и ЖКХ — результат многолетнего бездействия. Все понимают, что текущие проблемы в этой отрасли возникли не за один день, а накапливались годами. Износ теплоцентралей и другого оборудования в регионах достигает 80 процентов. При этом инвестиции в коммунальное хозяйство все эти годы не соответствовали потребностям.
Отрицательно влияют на ситуацию и некоторые информационные «сетевики», намеренно нагнетающие штатные ситуации на объектах электроэнергетики, называя положение с теплообеспечением «трагедией».
Глубокая модернизация инженерной инфраструктуры по всей стране — это очень масштабная и сложная задача, но она постепенно решается.
В весенне-летний период Правительство и акимы приняли меры для обеспечения качественной подготовки к отопительному сезону. Проведена работа на проблемных объектах, состояние которых было критическим.
Сейчас задача-минимум — не допустить серьезных аварий и остановки теплоснабжения в домах. Задача-максимум — ввести новые мощности, планомерно обновить сети, модернизировать всю коммунальную сферу. В сложившихся условиях теплосети худо-бедно выдерживают нагрузки, но без дальнейших решительных мер Правительства и акимов не обойтись.
— Напряженная ситуация с теплоснабжением заставляет задуматься о состоянии энергетической безопасности страны. В Послании Вы заявили о том, что вопрос строительства АЭС в нашей стране будет вынесен на всенародный референдум. Несмотря на то, что АЭС относится к «зеленой» генерации, однозначного мнения по вопросу ее возведения в обществе нет. Планы по АЭС имеют и определенное геополитическое измерение. Какова Ваша позиция?
— Чистая атомная энергия очень важна для Казахстана. Это принципиальный вопрос для будущего нашей экономики. Мы занимаем первое место в мире по объему добываемого природного урана, у нас действует свое производство компонентов ядерного топлива. Поэтому я уделяю особое внимание вопросу строительства АЭС на территории нашей страны. В конце концов, вопрос энергетической безопасности следует решать, исходя из реальных потребностей и возможностей, и, конечно, на основе научных исследований, а не исходя из геополитических соображений.
Среди граждан есть те, кто критически относится к строительству АЭС. Это вполне объяснимо, многие хорошо помнят трагические последствия испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Имеются и другие сложные моменты, которые следует учесть, например, стоимость проекта, экологические аспекты.
Поэтому, понимая значимость вопроса, я предложил вынести вопрос строительства АЭС на всенародный референдум. О том, что решения по наиболее важным для народа проблемам будут приниматься посредством референдумов, было заявлено еще в предвыборной платформе, с которой я шел на выборы в 2019 году. Это и есть реализация на практике концепции «слышащего государства» и принципов Справедливого Казахстана.
Впереди нас ждут широкие общественные слушания. Граждане должны рассмотреть и обсудить все аргументы экспертов «за» и «против» для того, чтобы в ходе свободного волеизъявления принять взвешенное, продуманное решение. Это будет решение народа.
— Прошлый год был очень насыщенным во внешнеполитической сфере. Позиция Казахстана весьма весомо прозвучала на множестве саммитов и форумов. Вы провели много встреч с мировыми лидерами, весьма востребованным стал региональный формат С5+. В значительной степени это связано и с Вашим авторитетом в мировой дипломатии. Какие знаковые внешнеполитические события ожидаются в предстоящий период?
— Проводя сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, Казахстан защищает национальные интересы и решает стоящие перед нами стратегические задачи. Наши приоритеты неизменны — это обеспечение незыблемости суверенитета и территориальной целостности страны, защита прав и интересов граждан Казахстана, создание благоприятных внешних условий для устойчивого экономического роста. Будучи министром иностранных дел в течение десяти лет, я принимал самое непосредственное участие в разработке этих приоритетов.
В текущих сложных геополитических условиях для Казахстана важно развивать взаимовыгодное и прагматичное сотрудничество со всеми нашими зарубежными партнерами и, прежде всего, соседями.
Вы верно подметили актуальность формата «С5+», ведь Центральная Азия — это динамично развивающийся регион с собственным видением геополитических реалий, широкими возможностями в торговле, инвестициях, бизнесе, инновациях. Именно поэтому в мире существенно возрастает интерес к Центральной Азии, повышается востребованность диалоговой площадки «С5+».
Активное развитие отношений стран региона с влиятельными внешними игроками было бы невозможно без регулярного и доверительного диалога на высшем уровне. В этом плане за последние годы достигнут значительный прогресс, продуктивными стали ежегодные Консультативные встречи глав государств Центральной Азии. К слову, в этом году Казахстан проведет у себя очередное заседание встречи такого формата.
Как я уже сказал, 2024 год пройдет под знаком председательства Казахстана в нескольких влиятельных региональных и международных организациях и объединениях.
Важным событием станет «Международный форум Астана» в июне текущего года с участием лидеров ряда государств и глобальных компаний. На этой площадке традиционно обсуждаются такие общемировые проблемы, как изменение климата, нехватка продовольствия и энергетическая безопасность.
Большое значение имеет договоренность с Францией о совместной организации на полях Генеральной Ассамблеи ООН Международного форума «One Water Summit», который призван внести вклад в глобальную климатическую повестку.
– На март 2024 года назначены президентские выборы в России. Как повлияет это событие на глобальную и региональную повестку?
— В плане выборов нынешний год станет знаковым для многих государств. Помимо России, избирательные кампании пройдут в США, Азербайджане, Великобритании, Индии и других странах, состоятся выборы и в Европарламент. Конечно, мы будем внимательно следить за этими электоральными процессами.
Президентские выборы в России, безусловно, представляют для нас особый интерес ввиду высокого уровня взаимоотношений между Астаной и Москвой. Всем известно, что Россия является основным стратегическим партнером и союзником Казахстана. За прошедшие 30 лет мы выстроили внушительную архитектуру межгосударственных отношений, включающую в себя свыше 300 договоров и соглашений. Механизмы двустороннего сотрудничества действуют практически во всех сферах.
Интенсивно развивается политический диалог на высшем уровне. Мы взаимодействуем в рамках многосторонних структур, а также в вопросах обеспечения региональной стабильности и международной безопасности.
Одним из ключевых событий в обширной двусторонней повестке прошлого года стал официальный визит Владимира Путина в Казахстан. В ходе переговоров мы подтвердили неизменно дружественный характер отношений стратегического партнерства между нашими государствами.
Россия является одним из основных торгово-экономических партнеров Казахстана. Товарооборот между двумя странами за 10 месяцев 2023 года составил 21,4 миллиарда долларов. И это не удивительно, ведь между нами самая протяженная в мире непрерывная сухопутная граница.
Традиционно особое внимание уделяется расширению культурно-гуманитарных связей и научно-образовательных контактов. К слову, в этом году исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Пушкина. Этот юбилей значим не только для России, но и для Казахстана. Потому что Пушкин, как и наш великий Абай, является одним из главных символов дружбы и культурного взаимодействия двух народов.
Надо понимать, что Российская Федерация играет исключительно важную роль в мировой политике и обладает статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Президент России Владимир Путин — это лидер, который своими словами и действиями, по сути, формирует глобальную повестку дня. С мнением России во всем мире считаются, без участия этого государства ни одна мировая проблема не решается, и это факт.
Поэтому президентские выборы в такой стране, как Россия, будут иметь большое международное значение и привлекут внимание большинства стран мира.
— Особое место во внешней политике Казахстана занимают отношения с Китаем. За несколько лет в казахстанском обществе произошли позитивные сдвиги в восприятии восточного соседа. Каковы перспективы дальнейшего строительства отношений с КНР?
— Сегодня отношения Казахстана и Китая активно развиваются в духе дружбы, добрососедства, вечного стратегического партнерства.
Вместе с Председателем Си Цзиньпином мы запустили новое «золотое тридцатилетие» сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Наглядным свидетельством этому являются два визита, которые я совершил в Китай в прошлом году.
Во время содержательных переговоров с лидером Китая в Сиане и Пекине мы достигли важных договоренностей и наметили конкретные пути их реализации. Такие личные контакты в полной мере отражают высокий уровень связей Астаны и Пекина. Казахско-китайские отношения можно с уверенностью назвать образцовыми.
Взаимный товарооборот демонстрирует беспрецедентный рост — по итогам 10 месяцев 2023 года он достиг 24,3 миллиарда долларов, установив новый рекорд. Мы активно работаем над тем, чтобы расширить номенклатуру экспорта нашей продукции и увеличить объемы поставок в КНР.
К тому же, Китай традиционно является одним из крупнейших инвесторов в экономику Казахстана. В нашей стране уже накоплено 24 миллиарда долларов китайских инвестиций.
Общая граница с Китаем, выгодное географическое положение Казахстана между Востоком и Западом — все это открывает для нашей страны широкие перспективы для транзита китайских товаров в различных направлениях. В ходе моего участия в Третьем форуме высокого уровня «Один пояс, один путь» в Пекине были подписаны такие важные договоренности, как Соглашение по совместному развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута и Меморандум по совместному строительству железной дороги «Аягоз — Тачэн». Уверен, они придадут дополнительный импульс развитию транспортно-логистической сферы нашей страны. Казахстан твердо поддерживает китайский мегапроект «Один пояс, один путь», о чем лишний раз свидетельствует мое выступление на форуме в Пекине в октябре прошлого года.
Крайне важное значение имеет вступление в силу безвизового режима между Казахстаном и Китаем — у казахстанцев появилось право свободного посещения этой страны. Надеюсь, многие наши сограждане воспользуются открывшейся возможностью.
В отношении Китая у нас не должно быть страхов, привнесенных извне или основанных на представлениях давно минувших дней. Сейчас Китай — это в высшей степени развитое государство, в том числе в сфере высоких технологий. Это признает весь мир. Поэтому Казахстану крайне важно сотрудничать с нашим восточным соседом, эффективно использовать все преимущества таких дружественных отношений и взаимного доверия.
– На недавней церемонии награждения лауреатов премий «Парыз» и «Алтын сапа» Вы призвали соотечественников смотреть вперед, ориентироваться на долгосрочные цели. В частности, Вы сказали, что общество не должно скатываться в архаику и сворачивать с пути прогресса. Что Вы имели в виду? На чем, на Ваш взгляд, нужно сосредоточиться нашему обществу?
— Помимо текущих задач, для нас очень важно фокусироваться на долгосрочных целях. Мы часто придаем большое значение второстепенным вопросам, тратим свою энергию на мелкие темы или еще хуже — ведемся на чью-то ложную повестку. Мы не должны отвлекаться на все это и терять из виду наши стратегические национальные ориентиры.
Тем более нам нельзя скатываться в архаику, предаваясь пустопорожним дискуссиям о былом величии или обидах. Конечно, история — это важная составляющая нашей общенациональной идентичности, поэтому государство именно сейчас ведет системную деятельность в этом направлении. Издается много тематической литературы, создаются профильные научные учреждения и модернизируются действующие институты. Недавно завершена большая исследовательская работа по реабилитации жертв сталинских репрессий. Одним словом, изучение нашей многовековой истории, восстановление исторической справедливости всегда будет одной из наших приоритетных задач.
Но гораздо важнее не то, кем мы были, а то, кем являемся и, самое главное, кем будем. Мы должны быть едины в понимании не только того, какой сложный путь мы прошли, но и того, к чему мы стремимся. Нам нужно жить не воспоминаниями о прошлом, а устремлениями в будущее, делом доказывать величие нашей нации.
Нам следует избавляться от подражательства в культуре, ложного патриотизма и безудержного бахвальства. При этом надо не закрывать глаза на имеющиеся недостатки, а работать над их устранением. То, о чем я говорю, имеет критически важное значение для будущего Казахстана в этом постоянно турбулентном мире.
Для нового подъема нашей нации мы должны постоянно впитывать в себя все прогрессивное и избавляться от всего, что тянет страну назад. В нашем обществе должен укорениться культ труда и продуктивного творчества, торжествовать сила знаний и креативного мышления, главенствовать принцип прагматизма и реалистичного отношения к жизни. Должен сказать правду, не все представители интеллигенции, выдающие себя за «совесть нации», достойно выполняют эту благородную миссию. Вместо настоящего духовного пастырства мы слышим нытье вокруг мелкотемья, привычные самовосхваления и жалобы на власть за невнимание к их материальным вопросам. Тем самым они пускают развитие национальной идеологии по ложному пути.
Как прогрессивная нация мы должны смотреть только вперед, думать над тем, что нас объединяет, а не разъединяет. Во главу угла нужно поставить общенациональные ценности. Я неоднократно о них говорил, но повторю вновь. Единство, солидарность, трудолюбие, культ знаний, профессионализм, взаимная поддержка, предприимчивость, инициативность, честность, скромность, бережливость — это набор ценностей и качеств настоящих граждан и патриотов. Именно они сделают нашу нацию сильнее и позволят достичь успеха. Культивируя эти идеалы, мы сможем сформировать новое качество нашей нации.
– Не могу обойти еще одну тему, волнующую все общество. В последнее время участились случаи насилия и жестокости. Каждый день приходят новости об избиениях женщин, детей, нередки случаи изнасилований. Какие меры принимаются государством для искоренения подобных преступлений?
— По моему поручению уже принимаются системные меры, направленные на профилактику и пресечение подобных преступлений. Введена специализация женщин-следователей по расследованию насильственных преступлений, совершенных против женщин и детей, восстановлен штат и усилена деятельность подразделений органов внутренних дел по защите женщин от насилия.
В прошлом году мы пошли еще дальше и пересмотрели подходы к реагированию на семейно-бытовые правонарушения. С 1 июля полиция перешла от заявительного на выявительный характер их регистрации. Теперь полицейским, чтобы завести дело, не требуется заявление от жертвы бытового насилия. Существенно усилена административная и уголовная ответственность за домашнее насилие. Чтобы исключить давление на пострадавших, устранена возможность повторного примирения сторон по таким делам.
Кроме того, в рамках реализации моего Послания группа депутатов Мажилиса готовит законопроект, в котором будут предусмотрены новые эффективные меры по противодействию семейно-бытовому насилию.
– После резонансного убийства в ноябре прошлого года женщины своим мужем в Сети стала набирать подписи неофициальная петиция об ужесточении наказания за насилие в отношении женщин и детей в семейно-бытовой сфере. Однако позже возникли вопросы к ее легитимности, поскольку закон о петициях вступит в силу только в апреле этого года. Многие беспокоятся, что проблема не сдвинется с мертвой точки. Скажите прямо: Вы «за» или «против» ужесточения наказания за семейно-бытовое насилие?
— Я выступаю за укрепление принципа «закон и порядок», поэтому хочу четко и однозначно заявить: поддерживаю ужесточение наказания за семейно-бытовое насилие. Независимо от того, соответствует ли указанная петиция требованиям закона, представленное в ней мнение граждан обязательно будет учтено — в этом сомнений быть не может.
Вместе с тем важно понимать, что любые законодательные изменения не будут эффективны, если в обществе не будет полного неприятия, «нулевой терпимости» к любым формам агрессии и насилия. Согласитесь, выглядит странно, когда люди с одной стороны требуют ужесточения наказания за насилие, а с другой — восхищаются «романтикой» криминального мира, возводят в кумиры героев кинокартин, попирающих законы, или даже реальных преступников. Мы должны вместе противодействовать любым попыткам оправдания деструктивного, антисоциального поведения, бороться против правового нигилизма. Следует решительно и единодушно выступить против беззакония и жестокости. Мы как общество должны отторгать любое нарушение норм и правил, любое неуважение к общечеловеческим ценностям.
– Люди, с которыми Вы работаете, характеризуют Вас как требовательного руководителя. Какими принципами Вы руководствуетесь в кадровой политике, как выстраиваете отношения с подчиненными?
— Для меня принципиально важно, чтобы государственные служащие были не просто профессионалами, безупречно исполняющими свои прямые обязанности, а проявляли инициативу и личным примером доказывали полезность и необратимость перемен. Они должны иметь соответствующий багаж знаний и компетенций, обладать высокими человеческими качествами, быть собранными, дисциплинированными.
Мне не столько важна личная преданность подчиненных, сколько их приверженность идее построения Справедливого Казахстана. Главным требованием к чиновникам и руководителям всех уровней является их способность держать руку на пульсе общественных настроений и событий, слушать и слышать чаяния людей, своевременно и результативно реагировать на них, принимать правильные решения. Они должны следовать принципу «не человек для государства, а государство для человека».
— В продолжение вопроса по кадрам… Благодаря реформам многие молодые люди получили возможность реализовать себя на госслужбе. Молодежь сегодня представлена на всех уровнях, включая Парламент, маслихаты, министерства. Вы неизменно поддерживаете представителей нового поколения. Однако есть мнение, что молодым управленцам не хватает опыта и глубины взглядов. Что Вы думаете по этому поводу?
— Я верю в нашу молодежь. Поэтому приняты комплексные меры, открывшие дорогу молодежи в исполнительную и законодательную власть. Был создан Президентский молодежный кадровый резерв. Молодые профессионалы, прошедшие несколько этапов отбора, получили возможность занять руководящие посты на государственной службе.
В рамках политических реформ введена квота для женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями в избирательных партийных списках и при распределении депутатских мандатов. Многие молодые патриоты смогли стать депутатами Мажилиса и маслихатов, голос молодежи в органах представительной власти стал громче. Такие шаги придали импульс обновлению органов власти.
Сейчас мир меняется очень быстро, уже не из года в год, а практически изо дня в день. Появляются новые технологии, профессии и отрасли, пересматриваются подходы в работе и управлении. В этих условиях возрастает роль молодежи, которая способна осваивать новые навыки и эффективно применять передовые знания. Она обладает прогрессивным мышлением, ориентирована на будущее, на поступательное развитие. Поэтому не могу согласиться с тем, что молодежи не хватает глубины взглядов. Но пока во властных структурах должен присутствовать сплав опыта и новых идей, эксперименты здесь неуместны. Знаю, некоторые недобросовестные «эксперты» упорно продвигают тезис, мол, Президент Токаев законсервировал систему, ничего нового и хорошего не произошло, старые кадры остались на местах. Это большое лукавство, имеющее конечной целью дестабилизацию и подрыв государственности. Поспешность может привести к непоправимым последствиям.
Да, у молодых управленцев недостаточно опыта, амбиции и отсутствие критической самооценки порой мешают им в должной мере самореализоваться. Тем не менее, мы даем шанс новой генерации профессионалов проявить себя. Эта политика будет продолжена.
— Мемуары Первого Президента вызвали бурную реакцию в обществе. Вы, наверное, тоже ознакомились с этой книгой. Каковы Ваши впечатления как непосредственного свидетеля многих решений и событий, упомянутых в книге. Собираетесь ли Вы сами писать мемуары?
— На мой взгляд, эта книга представляет интерес как летопись строительства Независимости. Как сказал один острослов, мемуары тем важны, что если там только 50 процентов правды, то этого уже достаточно, чтобы представить масштаб исторических событий.
Нурсултан Назарбаев — историческая личность, свидетель нескольких эпох. Он начал карьеру как комсомольский активист при Хрущеве, ушел в отставку спустя более шестидесяти лет. Его вклад в становление независимого Казахстана очевиден, он заслуживает справедливой исторической оценки.
Я обычно с интересом читаю мемуары, публицистику, политические очерки. Но что касается написания собственных мемуаров, то мне сейчас не до этого.
— Говорят, что Вы в свое время запретили руководству регионов встречать Вас с цветами у трапа и, тем более, устраивать застолья, помпезные концерты и шоу. Это действительно так?
— Во время моих первых поездок по стране в качестве Президента акимы на местах пытались устраивать пышные церемонии, роскошные застолья, устанавливать билборды. Эта практика была прекращена. Я посещаю регионы с рабочими целями, с деловой программой. Уверен, такая практика работы на местах укоренится и мы полностью отойдем от торжественных церемоний с привлечением общественности и большими тратами финансовых средств.
— Касым-Жомарт Кемелевич, благодарю Вас за содержательную беседу. Уверен, нас ожидает насыщенный событиями год. В завершение хочу задать еще один личный вопрос: Как Вы отметили наступление нового 2024 года?
— Новый год — это, конечно, важный рубеж, связанный со сменой календарных дат. Стало привычным, что в эти дни мы подводим определенные итоги, строим планы на будущее. В то же время для меня Новый год не имеет сакрального значения. К тому же не следует забывать, что у нас есть и собственный Новый год — Наурыз, который олицетворяет начало нового жизненного цикла природы.
Наурыз символизирует обновление, и праздновать его нужно тоже по-новому: содержательно, креативно, с внедрением новых отличительных элементов. Уверен, это будет способствовать консолидации общества, укреплению нашей национальной идентичности.
В заключение хочу пожелать всем соотечественникам счастья и благополучия! Самое главное, пусть в нашей стране будет согласие и спокойствие! Пусть процветает наш родной Казахстан!
Читать далееПРОФИЛАКТИКА БЕШЕНСТВА
- Подробности статьи
- Автор
- Категория новости
Бешенство – инфекционное заболевание вирусной природы, которое передается животным и людям при тесном контакте со слюной инфицированных особей – при укусах, царапинах, а также загрязнении слюной животного поврежденной кожи и слизистых оболочек. Носителями вируса являются преимущественно дикие животные, от которых болезнь передается домашним питомцам и людям. В последнее время значимым эпидемиологическим резервуаром в некоторых частях мира (например, в Америке и Австралии) стали летучие мыши. Период заразительности у животных наступает за 3-10 дней до появления клинических признаков и длится в течение всего заболевания. Эпидемиологическое значение имеют дикие плотоядные животные (енотовидные собаки, волки, лисы), а также собаки и кошки. Могут заражаться бешенством и передавать вирус другим животным и человеку крупный рогатый скот, лошади и другие травоядные животные.
Важным признаком заболевания животных считается изменение поведения:
- злобное животное становится ласковым, старается лизнуть хозяина в лицо;
- доброе – злым, раздражительным, не идет на зов хозяина, забивается в темные углы;
-животное отказывается от любимой еды, но заглатывает несъедобные предметы (дерево, камни и др.), грызёт любые попавшиеся ему вещи;
- в стадии возбуждения животное набрасывается на окружающих.
Внешне больное животное можно отличить по обильному слюнотечению и слезотечению.
У заболевших диких животных характерным изменением будет желание идти на контакт с человеком: здоровое дикое животное никогда добровольно не пойдет к человеку и убежит при любой попытке приблизиться.
Инкубационный период при бешенстве у человека составляет обычно от 10 дней до 2 месяцев, хотя известны случаи его сокращения до 5 дней и удлинения до 1 года и более. Первые симптомы заболевания могут проявляться в месте нанесенного повреждения в виде мышечных подергиваний, зуда, боли по ходу нервов. В начале заболевания отмечаются беспричинная тревога, страх, повышенная чувствительность к световым и звуковым раздражителям, субфебрильная температура. Впоследствии могут присоединяться приступы водобоязни: болезненные спазмы мышц глотки и гортани при попытке попить, при звуках льющейся воды. С каждым днем заболевание прогрессирует, развиваются параличи. Смерть наступает от остановки дыхания и сердечно-сосудистой деятельности.
Защитить себя и окружающих от бешенства можно, если знать и выполнять несколько простых правил:
- необходимо соблюдать установленные правила содержания домашних животных (собак, кошек) и ежегодно в обязательном порядке приводить своих любимцев в ветеринарную станцию по месту жительства для проведения профилактических прививок против бешенства;
- в случаях изменений в поведении домашнего животного, получения им повреждений от другого животного, смерти без видимых на то причин необходимо обязательно обратиться к ветеринарному специалисту для установления наблюдения или выяснения причины смерти животного;
- от укусов животных часто страдают дети, поэтому необходимо постоянно проводить с ними разъяснительную работу и стараться избегать ненужных контактов с животными, особенно дикими или безнадзорными. Следует напомнить ребенку о необходимости информирования взрослых в случае даже незначительных повреждений, нанесенных животными;
- не следует подбирать на даче, в лесу, на улице диких и безнадзорных домашних животных, либо найти возможность в короткий срок показать его ветеринарному врачу и привить от бешенства;
- не следует избавляться от животного, покусавшего или оцарапавшего человека. По возможности за ним должно быть установлено десятидневное наблюдение;
- при появлении диких животных на личных подворьях в сельской местности, на территории населенных пунктов нужно принять все меры предосторожности и обеспечения безопасности себя и ваших близких, поскольку здоровые дикие животные, как правило, избегают встречи с человеком;
- если контакта с животным, даже внешне здоровым, все же избежать не удалось, необходимо в максимально короткие сроки самостоятельно провести первичную обработку раны – тщательно промыть раневую поверхность в течение 15 минут струей воды с мылом, обработать края раны 5% настойкой йода и немедленно обратиться в медицинское учреждение. Только врач может оценить риск возможного заражения вирусом бешенства и назначит, при необходимости, курс иммунизации.
Методов лечения как таковых от бешенства нет. Если болезнь уже в первой стадии, иного исхода, чем летальный, скорее всего, не будет. Однако есть способ предотвратить болезнь, убив ее в зародыше. Это метод специфической профилактики — введение специальной вакцины против бешенства, не позднее 14-го дня от момента укуса. Помните, что только своевременное обращение за медицинской помощью и проведение антирабических прививок могут предупредить заболевание бешенством!
М. АЙТКОЖИН,
ветеринарный врач 1 региона
Читать далееНОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИ ЦЕНТРЕ КОМПЕТЕНЦИИ
- Подробности статьи
- Автор
- Категория новости
На базе Новоишимского аграрно-технического колледжа состоялось торжественное открытие Центра компетенции «Механизированные сельскохозяйственные работы».
С приветственной речью на церемонии открытия выступил руководитель отдела технического и профессионального образования Управления образования акимата СКО Бауржан Жанатович Зейнуллин. Он отметил, что работа Центра компетенции существенно улучшит качество образования, что приведет к повышению статуса колледжа и спроса на выпускников со стороны работодателей. «Нужно сделать так, чтобы после завершения учебы нам не пришлось переобучать специалистов на производстве. Хочу обратить внимание работодателей на то, что учебные заведения области всегда открыты для сотрудничества».
Руководитель Новоишимского аграрно-технического колледжа Суендык Куандыкович Жусупов отметил, что открытие Центра позволило создать тренировочный лагерь для сборной команды региона по компетенции WSK «Механизация сельского хозяйства», для этого по проекту «Жас маман» колледж приобрёл высокотехнологичное оборудование. Все преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения прошли обучение на этом оборудовании. «Обучаться и проходить краткосрочные профессиональные курсы подготовки и переподготовки для работников сельскохозяйственной отрасли, безработных граждан, по заявкам работодателей и направлениям отдела занятости на постоянной основе здесь могут не только студенты нашего колледжа, но и взрослые граждане с последующей выдачей сертификатов», – отметил в своем выступлении директор учебного заведения.
В день открытия Центра компетенции студенты наглядно показали свои навыки и умения при работе на интерактивном информационном модуле, также свои практические навыки при монтаже и балансировке шины в шиномонтажной мастерской показал студент второго курса Кирилл Анучин. Для гостей провела экскурсию по специальности «Механизация сельского хозяйства» заместитель директора НАТК по учебно-производственной работе А.В. Кирюшкина.
В завершение мероприятия проведен «круглый стол» «Новые возможности при Центре компетенции», участие в беседе приняли руководители государственных учреждений и сельхозформирований. Участники «круглого стола» отметили важность работы Центра именно в сельскохозяйственном направлении. Заместитель председателя индустриального совета, руководитель фермерского хозяйства Владимир Николаевич Яресько рассказал, что предприятие, которое он возглавляет, сотрудничает с Новоишимским колледжем более двадцати лет: «Мы принимали на работу студентов этого учебного заведения, они работают и по сей день. Я оказывал техническую консультацию колледжу при приобретении техники. Хотелось бы, чтобы у студентов было самое передовое оборудование для обучения и для работы в последующем», – сказал руководитель предприятия.
Инженер-инспектор отдела сельского хозяйства района имени Г.Мусрепова А.В. Цехоцкий отметил отличную подготовку студентов по теоретической и практической части по специальности «Механизация сельского хозяйства».
По завершению работы «круглого стола» заместитель председателя Индустриального совета В.Н. Яресько наградил студентов Антона Балицкого, Антона Евтушенко, Данила Зволинского, Никиту Лашко, Данияла Муратова, Вячеслава Петровского грамотами от руководителей ТОО, ФХ.
Открытие современного Центра компетенции – уверенный шаг к выводу колледжа на уровень учебного заведения инновационного типа, обеспечивающего преимущество и успешную социализацию своих выпускников.
С.ЖУСУПОВ,
директор Новоишимского
аграрно-технического колледжа
Читать далее