Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Июль 2020 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 31    

Материалы

Пятьдесят лет трудовых свершений

Знакомьтесь:  Виталий  Васильевич  Белоус,  его  стаж  работы  на  железнодорожном  транспорте  составляет  50  лет!   С  1  августа  1959   года  по  10  ноября  2009  года  -  таков  временной  отрезок,   который   этот  человек  посвятил  труду  в  данной  сфере,  по  сути,   целая  жизнь.   А  потом  еще  два  года  работы,  уже  находясь  на  заслуженном   отдыхе.   И  потому  в  плеяде  уважаемых   ветеранов  труда-   железнодорожников  имя  Виталия  Васильевича   занимает  свое   почетное   место.

В.В.Белоус  родился 27   сентября  1944   года на Украине,  в Винницкой области,   Могилев - Подольском районе,   что на границе с Молдовой,  в селе  Нижний Ольчедаев.  Это был  большой  населенный  пункт со своим храмом,   двумя школами.   Село являлось промышленным  хозяйством по изготовлению  изделий из гранита.   Располагаясь в предгорье,  в красивой  местности,   оно прежде было имением графа Моркова,  самого  богатого магната на юге Украины.

Родившись в конце  Великой Отечественной войны,    Виталий  Васильевич  военные  действия не помнит.  Но на всю  жизнь ему,  тогда трехлетнему  мальчишке,   запомнилось  возвращение  отца с фронта.   Его  папа,   Василий  Ульянович,  1921   года рождения,   был награжден  медалью  «За отвагу»,   Орденом Красного Знамени и Орденом  Отечественной войны второй степени.   В мирное время Василий Ульянович работал главным  бухгалтером в колхозе.

Мама,   Лидия Семеновна,  1924  года рождения,  учительствовала с  15   лет.  Так получилось,  что в школу она пошла с 6  лет,   семилетку  закончила  в 13  и сразу поступила в педагогический  техникум.  Началась  Финская компания и учеба  Лидии Семеновны,  и ее  однокурсников   досрочно закончилась,  увенчавшись  дипломом  учителя  начальных классов.  Позже будет учеба в Винницком педагогическом институте по специальности  «Русский язык и литература».  Вся  трудовая жизнь  Лидии Семеновны будет посвящена школе,  даже,  будучи на заслуженном отдыхе,  она будет продолжать трудиться в сфере образования.  И даже  когда переедет к сыну в Казахстан в 1980   году,  будет  работать в  Железнодорожной средней школе  № 103  (  ныне Новоишимская средняя школа № 2  ),  в библиотеке. 

Виталий Васильевич Белоус-  единственный ребенок у родителей.  Он закончил 7  классов Нижне-Ольчедаевской школы  и поступил в Винницкий техникум железнодорожного  транспорта по специальности «Защита пути».   После окончания учебного заведения был направлен на работу на Дальне-Восточную железную дорогу,  Комсомольское отделение,  где  отработал положенные два года.   Затем  был  переведен на Курганское отделение Южно-Уральской  железной дороги,  а именно 17   июня  1965   года он прибыл сюда в качестве мастера дистанции защитных лесонасаждений.   Здесь  Виталий Васильевич  проработал недолго,   до 9  сентября того же года,  потому что был переведен исполняющим обязанности начальника производственного участка   этой  же  дистанции,      на  станцию Пески-Целинные,  ныне Новоишимская.   Позже он был утвержден в этой должности.     

В то время на станции уже были построены  Дом связи,  располагавшийся по  улице Станционная,  несколько  многоэтажных домов,  железнодорожный клуб,  школа,  конечно же,  вокзал,  перрон и привокзальная площадь которого были озеленены.

А вот самого производственного участка не было,  предстояло его строительство.   Был также обозначен  непосредственный  фронт работы от станции Кайранкуль до станции Володарское,  и до станции Ново-Урицкое:  подготовка почвы под защитные лесонасаждения.    Здесь было много участков  1  категории заносимости   железнодорожного  пути.   А потому работа предстояла непростая.  Выделили спецтехнику.  Работники были со станции Пресногорьковская,  потому что там тогда располагалась база. 

Первыми  задействованными  в подготовке почвы  были тракторист  Алексей Иванович Иванов и прицепщик Леонид  Иванович Бочагов.

Жили в казармах.  Одна из них располагалась на 205  километре,  что в 5  километрах от станции Сулы.   Поработали на этом участке,  пошли дальше,  на 225  километр и т.д.    От станции Сулы до станции Белоградовка нужно  было подготовить почву на площади 300   гектаров.  Этим занимались в 1965-  1966  годах.   Два года уходило на подготовку  почвы.   А осенью  1966  года начали посадку.   К этому моменту под началом   В.В.Белоуса  на посадочных работах   трудилось полсотни человек. 

Растения высаживались вдоль железнодорожной линии на расстоянии 25-30  метров от оси пути,  ширина посадок составляла от 150  до  250   метров,  в зависимости от категории заносимости пути.  В первом ряду от железнодорожного полотна  высаживались декоративные растения-   смородина золотистая,  ирга обыкновенная,  акация желтая.   Второй ряд  составлял  клен,  третий-  береза,   четвертый-  опять клен,  пятый акация.  Потом был разрыв метров 50-60  и опять кулиса.

Были защитные лесонасаждения и в 9  полос,  рассказывает Виталий Васильевич,  на слишком заносимых снегом участках,  к примеру, на  Сорочинской  выемке.

Летом лесопосадки требовали 5-кратного ухода в первый год,  во второй год-  4-кратного и т.д.    Через пять лет они сдавались в самостоятельную работу,  то есть были готовы к задержанию снега в нужном объеме.

С 1968   года обслуживаемый участок  ПЧЛУ -  5   располагался от станции Утяк до станции Ново-Урицкое,  и до станции Володарское.   В 1973  году участок был переведен в состав  Казахской железной  дороги,   Кокчетавское отделение.   И потому обслуживаемый участок продлился до станции Кокчетав.

С окончанием строительства железнодорожного участка Кустанай-   Ново-  Урицкое (  136  км)    увеличился фронт работы,   протяженность  обслуживаемого  участка составила 600  километров.   Потом Ново- Урицкий  участок    был передан в ведение Кушмурунской дистанции защитных лесонасаждений.

«Специфика нашей работы,  особенно в первые годы,  требовала ручной уход за растениями», -  вспоминает Виталий Васильевич.  И здесь ему в основном  помогали школьники,  да и вообще,  молодежь.    В их числе Сергей  и Валентина  Сорочан,   Алексей Горбунов,  братья  Обуховы,  сестры Татьяна и Антонина Горбуновы,  Киршин.  Кроме того,  братья  Виктор,  Геннадий и Владимир  Кузнецовы.

Среди взрослых работников  мой собеседник отмечает мастеров производственного  участка Нину Ивановну Дорошенко,   Леонида Леонидовича Пашкова,   Михаила Павловича  Супрунова,   Андрея Анатольевича Яценко,  Лесю Петровну Новотарскую,   начальника питомника  Марию Прохоровну Полозову,   тракториста Александра Семеновича Сивкова,  водителя Павла Егоровича Сутченко,  уборщицу производственных помещений Марию Сутченко.

Упоминая   питомник,  нужно сказать,  что там  выращивались для посадки декоративные и плодово-ягодные растения,  в том числе смородина,  вишня,  скрещенная с черемухой,   яблоня,  липа,  клен,  тополь,  ива.

Еще  один интересный факт из жизнедеятельности производственного участка защитных лесонасаждений в то время,    когда его возглавлял В. В. Белоус.  Именно  при его участии вначале были высажены  саженцы акации желтой и тополя возле  редакции  районной газеты «Вперед»  в Парке отдыха,  сегодня это Парк Победы в селе Новоишимское.  А затем и саженцы липы,  сосны,  ели   возле райкома партии и Дома культуры.  Более того,   Геннадий Алексеевич Пивоваров,  будучи первым секретарем  Куйбышевского  райкома партии,  поставил задачу озеленить  кленами,  тополями,  березой  пустырь,  который впоследствии    станет нынешним Парком Победы.         

«Вся жизнь на колесах»,-  констатирует мой собеседник.  Станция Пески-Целинные была для него местом прописки,  а работа была кочевой.

Активный по натуре человек,  Виталий  Васильевич занимался и общественной работой.   В свое время он был народным заседателем Куйбышевского районного суда,   депутатом Новоишимского поселкового совета народных депутатов первого созыва.  

В 1967  году Виталий Васильевич женился.  Супруга  Людмила Николаевна была    по образованию  учителем начальных классов.   Семейная жизнь началась на  станции Пресногорьковская.   В   1968   году  Виталий  Васильевич  получил  3-комнатную квартиру,    уже   здесь,  на станции  Пески-Целинные.    В этом же году родилась дочь Наталья,  в 1974  году-  сын Сергей.

Людмила Николаевна  Белоус проработала в школе с 1968  по 2005  годы учителем начальных классов,  завучем.    С Виталием Васильевичем    прожито  долгих и счастливых  52   года.   В прошлом году ее не стало.  Но  династию Белоус продолжают не только дети,  но и четверо внуков,  правнучка и правнук.

По стопам мамы пошла дочь Наталья Витальевна, она  тоже педагог,   преподает   английский язык  в Нижневартовском  колледже.

По мужской  линии  продолжается  династия железнодорожников.  Сын Сергей  Витальевич -  механик Нижневартовской дистанции пути. Зять Олег Валерьевич Никифоров -  начальник НижнеВартовской дистанции пути.  Более того,  и три внука Виталия Васильевича-  железнодорожники,  Максим-  машинист 2  класса,  заканчивает Омский  государственный  университет путей сообщения,  Виктор-  помощник машиниста,  Никита-  студент  Уральского государственного университета путей сообщения.

Внучка Лидия-  студентка МГУ.

Сам же В .В .Белоус  за свой многолетний труд имеет много наград,  в их числе отраслевые  Почетные грамоты,  Почетные грамоты акима района,  дважды  он награждался значком «Отличник социалистического соревнования» среди работников железнодорожного транспорта.

Но главная профессиональная  награда для него -  это   доброе  имя,  уважение среди коллег,   односельчан,   заслуженные добросовестным трудом.

 

Марина Петрова