Материалы
ЭТИКА И ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ. ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
- Подробности
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: новости
- Просмотров: 604
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», на основе которого Аристотель ввел термин «этика», подразумевая этические добродетели. Творчество Аристотеля (384-322г.г. до н.э.) считается высшим развитием античной этики. Всем известно, что Аристотель является учеником Платона. И все слышали фразу «Платон мне друг, но истина дороже». На самом деле Аристотель говорил «Хотя Платон и истина мне дороги, священный долг велит отдать предпочтение истине». Из трех выдающихся трудов Аристотеля про Этику самым содержательным является сочинение «Большая Этика». Этика по Аристотелю должна изучать индивидуальное поведение человека, его отношение с другими людьми, поэтому она является прежде всего социально-политической этикой, т.е. областью знаний, которая исследует нравственные задачи государства и гражданина. Труды античного философа по этике тесно переплетаются с современностью, с этическим поведением наших государственных служащих.
Словосочетания «добропорядочность», «добросердечность», «добродетель» имеют один корень – добро. Само понятие добропорядочности согласно словарю - это свойство человека, в отношении которого невозможно допустить сомнение в его добропорядочности. Синонимы этого слова: честность, порядочность, благопристойность, чистоплотность, неподкупность. Разбирая каждый синоним, мы придем к выводу, что государство и общество требуют от государственного служащего при выполнении своих обязанностей честности, порядочности, благопристойности, чистоплотности и неподкупности.
Во все времена несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства, и предъявляет высокие требования к служебной этике государственных служащих.
Поведение государственного служащего должно соответствовать, прежде всего, выработанным веками общечеловеческим ценностям морали и этики, писанным и неписанным заповедям религии всех исповедей. То есть это анализ и синтез всего лучшего в развитии человества, что соответствует понятию «хорошее воспитание», «хорошее поведение». Это и в отношении семьи, в обществе и, конечно же, поведение в коллективе.
Все это прописано в правилах поведения государственного служащего в Этическом кодексе государственных служащих Республики Казахстан, который принят в новой редакции от 22 февраля 2022 года.
Государственный служащий руководствуется принципами равноправия, равенства всех перед законом, справедливости, гуманизма, человечности, чести и уважения.
Портрет государственного служащего нового времени – это компетентный, профессиональный и добропорядочный служащий. Он нацелен на укрепление доверия населения и общества к институтам государственной власти и государственной службе. Для этого он при выполнении своих функциональных обязанностей должен ориентироваться на полное удовлетворение потребностей граждан нашего общества, качественно и всесторонне рассматривать обращение физических и юридических лиц. При выполнении своих функциональных обязанностей он не должен быть формалистом и бюрократом, а, соответственно, выполнять свою работу с душой. Современный государственный служащий должен владеть государственным и официальным языком, а также изучает иностранные языки, стремится к самообразованию. Он дорожит своей репутацией и имиджем государственной службы. Он толерантен. Он патриот своей страны.
Президент страны К.-Ж.К. Токаев в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года относительно знания языков и патриотизма произнес следующее: «Казахстан входит в совершенно новую эпоху, несущую фундаментальные изменения во все сферы жизни. В условиях глобальной нестабильности и множества новых вызовов нам нужно укрепить свои ценностные ориентиры, сформировать четкий образ будущего. Наш главный принцип «единство в многообразии» незыблем. Поэтому гармоничное развитие межэтнических отношений всегда было и будет одним из магистральных направлений государственной политики Казахстана. И это не просто риторика, такой подход поддерживает абсолютное большинство казахстанцев. Для наших граждан согласие, толерантность – это сама жизнь, живая реальность, обусловленная взаимопроникновением культур и языков. Мы, согласно Конституции, единая нация, и в этом наша безусловная сила. Поддерживая плюрализм мнений, мы в это же время будем жестко пресекать любые формы радикализма, не позволим покушаться на наш государственный суверенитет, территориальную целостность. Мы должны беречь единство и согласие в обществе как зеницу ока. Необходимо, чтобы все граждане осознавали значимость гармоничных межэтнических и межконфессиональных отношений. У нас был всегда иммунитет к разобщенности. И мы не допустим дискриминации, унижения чести и достоинства по языковому, национальному и расовому признакам, будем привлекать к ответственности по закону. Такие противоречащие Конституции безответственные шаги идут вразрез с интересами нашей страны. Развитие казахского языка является одним из ключевых приоритетов государственной политики. Мы достигли в этом серьезных результатов. Казахский язык по - праву становится языком образования и науки, культуры и делопроизводства. В целом он последовательно расширяет сферу своего применения. Это закономерное явление. Поэтому нет оснований говорить об ущемленном положении казахского языка. В соответствии с нашей Конституцией государственным языком является казахский. Русский язык обладает статусом официального языка. Его использованию, согласно нашему законодательству, препятствовать нельзя. Каждый гражданин, связывающий свое будущее с нашей страной, должен приложить все усилия к изучению государственного языка. Это и есть одно из проявлений настоящего патриотизма…».
С. СЕРИКБАЕВ,
уполномоченный по этике аппарата акима Северо-Казахстанской области