Материалы
Дружба народов Казахстана – это бесценно!
- Подробности
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: новости
- Просмотров: 377
Казахстан - это наша Родина, единая для всех, проживающих здесь народов и этносов.
Ведь для всех казахстанцев любовь к Родине, к родной земле, к своим предкам, к нашей истории имеет особое значение.
Поэтому, это наша общая цель и перспектива - благополучный и процветающий Казахстан!
Истина проста: без активного участия самих казахов, русских, татар, немцев, украинцев и других невозможно сохранение мира и спокойствия в нашем общем доме под названием Казахстан.
И каждый из нас, казахстанцев, несет прямую ответственность за мир на нашей казахстанской земле, потому что благополучный и процветающий Казахстан - это наша общая цель!
И этот образ должен быть привлекательным, вдохновляющим и реальным как для нас самих, всех граждан Казахстана, так для всего мира.
Наш исторический выбор - это светское государство и общество.
Но светское - не означает атеистическое, светское - это прогрессивное, миролюбивое, толерантное, открытое.
В современном Казахстане проживают более 130 этносов и национальностей, но при этом традиционно высокими остаются религиозная и этническая толерантность, что, по мнению экспертов, может свидетельствовать, в том числе, и о совпадении национальной и конфессиональной самоидентификации в самосознании абсолютного большинства казахстанцев.
Стремление возродить и поддерживать традиционные ценности и нравственные устои общества через религию не должно вызывать осуждения, тем более в современных условиях, когда возрастает доверительное отношение казахстанцев к религии, даже с учетом того, что всякая религия стоит на позиции своей веро-исключительности.
И это при том, что имеет место такая тенденция, когда при социологических исследованиях наблюдается достаточно выраженная связь между этнической принадлежностью и конфессиональной идентификацией, существующая в сознании граждан, - как рассказал об этом Президент общественного фонда «Центр этнополитических и гуманитарных исследований» профессор Г.Т. Телебаев: «Более половины представителей казахского и уйгурского этносов, придерживающихся ислама, полагают, что человек обязательно должен придерживаться религии предков и на этот вопрос свобода совести не распространяется», например, «русский - значит православный», «казах – значит мусульманин», «немец – поэтому католик» и т.п.).
Казахстан, как светское государство, стремится создать комфортные условия проживания для всех граждан страны, независимо от их вероисповедания, расы и этнической принадлежности. Государственными органами страны проводится большая работа по воспитанию чувства уважения и терпимости между представителями различных этносов и конфессий, по обеспечению прав всех этносов, в том числе, направленные на сохранение языков, культуры и традиций, что, между прочим, закреплено в главном Законе страны - Конституции РК, где сказано: «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
Об этом говорится в докладе независимого эксперта Гей Макдугалл: «Правительство и многонациональный народ Казахстана заслуживают высокой оценки за то, что в целом в обществе наблюдается межэтническая толерантность».
При этом, по словам Гей Макдугалл, после обретения независимости в стране был успешно взят курс на поощрение казахского языка и казахской этнической идентичности, который проводится в целом взвешенно и поступательно.
А толерантность у казахского народа, как основного государствообразующего этноса, - это черта национального характера, элемент менталитета, выражающий терпимость к образу жизни других этносов, их традициям, обычаям, верованиям. Это понимание того, что в обществе имеется другое, отличное этническое начало и оно имеет право на уважение.
В настоящее время мы являемся свидетелями процесса становления казахской культуры как ядра, вокруг которого объединяется, но не растворяется культурная общность всего казахстанского народа.
Казахский народ всегда был открыт к восприятию других культур. И одна из основных особенностей его менталитета - уважение к культуре, религии, традициям и обычаям другого народа.
В этой связи интересно мнение российского этнолога-антрополога Ф.И. Минюшева о том, что «религия, будучи феноменом культуры, в определенной мере «снимает» этнический момент, ценностно ориентируя людей на единого Творца».
При этом важной характерной чертой является то, что религиозные объединения в Казахстане не просто существуют сами по себе в отрыве от общества, но и привлекаются к участию в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия.
Таким образом, можно сказать, что этническая и религиозная толерантность казахстанского общества - есть основа и залог единства и стабильности страны в настоящем, а также мира и позитивного развития республики в будущем, что придает чувство стабильности и уверенности в себе каждому казахстанцу.
Все народы Казахстана вносят свой вклад в благополучие страны. Каждый по-своему трудится, радуется жизни, празднует, воспитывает детей, общается с людьми.
У казахов есть множество поговорок и пословиц, выражающих их отношение к таким понятиям, как дружба, мир, согласие. Вот что говорится, например, в одной из них: «Татулық - табылмасбақыт» - «Дружба — богатство бесценное».
Благополучие, спокойствие и порядок в нашей стране зависят от всех народов и всех культур, поэтому так важно то, насколько люди стремятся понимать друг друга, воспринимать друг друга открыто, по-доброму.
Ведь Казахстан – это наш общий дом! Такая установка закреплена в главном документе страны – Конституции, и она начинается с утверждения: «Мы — народ Казахстана…».
Каждая из проживающих народностей в Казахстане уникальна, и вместе с тем все они представляют собой один дружный народ под названием - казахстанцы.
И в этом единстве - уникальность нашей страны. Как очень верно и красиво по этому поводу сказал политолог Юрий Булуктаев: «Дружба народов Казахстана заложена в сердцах людей».
Поэтому можно только добавить: «Дружба народов - это бесценно!».
Т. ОРАЗОВ,
психолог КГУ «Центр общественного развития информации» УВП СКО