Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Ноябрь 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Материалы

О НОВОМ НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ

Тридцать первого октября в большом зале заседаний районного акимата под председательством заместителя акима района Е.Е.Адильбекова и заместителя руководителя Департамента государственных доходов по Северо-Казахстанской области С.Ж.Мейрамова прошло совещание, на повестке дня которого было обсуждение нового Налогового кодекса.

Открыл совещание заместитель акима района Е.Е.Адильбеков, проинформировавший, что в мероприятии также принимают участие руководитель управления разъяснительной работы Департамента государственных доходов по Северо-Казахстанской области Наталья Владимировна Некрасова, главный специалист управления непроизводственных платежей Ильяс Серикович Бахтияров.

На встрече также присутствовали руководители территориальных и местных исполнительных органов, директоры сельхозформирований, индивидуальные предприниматели, акимы сельских округов посредством видеоконференцсвязи «ZOOM».

Слово для выступления было предоставлено заместителю руководителя Департамента государственных доходов по СКО С.Ж.Мейрамову, отметившему, что Президент страны К.-Ж.К.Токаев в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2024 года «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» выделил основные направления, в том числе создание стабильной налоговой политики, которая будет стимулировать качественное развитие и ответственное поведение бизнеса.

Данная встреча организована для того, чтобы познакомить налогоплательщиков с изменениями, которые предусмотрены в новом Налоговом кодексе Республики Казахстан. В настоящее время на портале «Открытые НПА» опубликован проект нового Кодекса, который вступит в действие с 1 января 2026 года. Проект Налогового кодекса Республики Казахстан вынесен для публичного обсуждения и внесения предложений.

Документ предусматривает изменения в налоговых ставках в разных секторах экономики, введение прогрессивного налогообложения, реформирование специальных налоговых режимов, обновление налогового администрирования, уменьшение минимум на 20% общего количества видов налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и другое.

Далее слово о том, что предусматривается среди основных изменений, рассказал главный специалист управления непроизводственных платежей И.С.Бахтияров.

Одним из предстоящих изменений является реформирование специальных налоговых режимов (СНР) – сокращение количества и изменение условий их применения:

-СНР для самозанятых, включающие в себя СНР «Платформенная занятость», СНР на основе патента, СНР с использованием специального мобильного приложения;

-СНР для малого бизнеса – данный налоговый режим объединяет СНР на основе упрощенной декларации и СНР розничного налога, предусматривает дифференцированные ставки налога 2% и 8%, и утвержденный запретительный список видов деятельности, доход за налоговый период (год) не более 135 000 МРП (498,4 млн. тенге), наличие неограниченного количества наемных работников;

- СНР для крестьянских и фермерских хозяйств;

-Сокращение налоговой отчетности – отмена расчета текущих платежей по налогу на имущество и земельному налогу;

-Сокращение сборов, пошлин и плат, а также сокращение количества ставок плат: исключение плат – за использование особо охраняемых природных территорий, за размещение наружной рекламы и за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности; объединение плат за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за лесные пользования и за пользование животным миром в одну плату – за использование природных ресурсов.

Изменения по ИПН:

-введение различных ставок налога по разным видам доходов физических лиц (в настоящее время применяется налогообложение ИПН по фиксированной ставке, вне зависимости от размера дохода, что приводит к социальной несправедливости, так как физические лица, получающие «сверхдоходы», имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов. Прогрессивная шкала устранит такую несправедливость);

- новых названий налоговых расчетов -личные налоговые вычеты и налоговый вычет налоговых платежей;

- увеличение размера базового налогового вычета – 30 МРП в месяц и не более 360 МРП за календарный год;

- отмена налоговых вычетов на медицину, по вознаграждениям и добровольным пенсионным взносам.

Знакомство с предстоящими изменениями, которые в данный момент находятся на публичном обсуждении, продолжила руководитель управления разъяснительной работы Н.В.Некрасова.

Одним из изменений предусматривается блокировка счетов при наличии налоговой задолженности в пределах суммы задолженности. В целях улучшения налогового администрирования предложено увеличить порог налоговой задолженности, при котором будут направляться извещения без применения принудительного взыскания. В случае превышения порога налоговой задолженности ограничения должны налагаться только в пределах задолженности, то есть весь банковский счет блокироваться не будет. При крупной налоговой задолженности следует предоставлять рассрочку по уплате без налогового обеспечения.

Обязательная постановка на регистрационный учет по НДС налогоплательщиков, применяющих ОУР (в настоящее время порог для постановки на учет по НДС составляет 20 000 МРП).

Сохранение ставки НДС 12% и порядка уплаты НДС на импорт методом зачета.

Как показывает сравнительный анализ, применяемая в настоящее время в Казахстане единая ставка НДС в размере 12% является одной из самых привлекательных в мире. В первые годы независимости ставка НДС в стране составляла 28%. При этом с годами ставка постепенно снижалась. Целью такого снижения было повышение уровня собираемости налога за счет сокращения теневого оборота товаров, работ, услуг.

Изменения по налоговому обследованию:

-Налогоплательщик (налоговый агент) (руководитель) заранее извещается о проведении налогового обследования посредством веб-приложения или веб-портала, но не позднее, чем за три рабочих дня до проведения налогового обследования (ранее данное извещение не было предусмотрено);

-При неисполнении уведомления, выставленного по факту отсутствия по юридическому адресу, в установленный срок, налоговый орган на следующий рабочий день после истечения срока исполнения уведомления приостанавливает выписку электронных счетов-фактур (ранее уведомление – 20 дней, затем РПРО – 5 дней и снятие с учета).

Изменения по постановке на регистрационный учет по НДС:

1. Добавлен вид условной постановки на регистрационный учет плательщика налога (иностранные компании с деятельностью на Интернет-площадках), условно - это уведомительный характер;

2. Постановке на регистрационный учет плательщика налога не подлежат: налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим; (все спецрежимы – неплательщики НДС);

3. После постановки на регистрационный учет плательщика налога руководитель и (или) лицо, ответственное за расчеты с бюджетом, обязаны пройти в налоговых органах ознакомление с информационной системой электронных счетов –фактур и порядком выписки электронных счетов-фактур;

4. При обязательной постановке на учет налоговое заявление подается при превышении предельного порога оборота, но не позднее 5 рабочих дней со дня превышения предельного порога оборота (ранее – 10 дней с начала месяца, в котором было превышение).

Пересмотр категорирования по СУР в зависимости от вида деятельности (категорирование налогоплательщиков внутри одной отрасли и применение мер налогового администрирования дифференцированно внутри каждого риска), чтобы добиться полного отказа от налоговых проверок по плану.

Повышение ставки КПН для банковского сектора и игорного бизнеса. Ставки КПН предлагается дифференцировать следующим образом:

- 25% - для банковского сектора;

- 20% - общеустановленная ставка;

-10% - для сельхозтоваропроизводителей, финансового лизинга, социальной сферы.

Уменьшение ставки социального налога – 6% (сейчас 9,5%).

Введение механизма ликвидации бездействующих налогоплательщиков без решения суда.

Тотальная цифровизация администрирования. Предусмотрено ускорить перенос процессов в налоговой сфере в электронный формат. Данная мера необходима, чтобы максимально снизить коррупционные риски и обеспечить прозрачность.

В настоящее время у нас цифровое администрирование в части:

-камерального контроля (автоматизированные запуски);

-система электронных счетов – фактур (ЭСФ) и виртуальный склад (для товаров из Перечня изъятия) - в части прослеживаемости движения товаров, включая экспорт и импорт.

В пилотном режиме планируется запустить цифровой НДС.

Повышение эффективности налоговых льгот.

В настоящее время отсутствует комплексный подход к установлению налоговых льгот с учетом всех аспектов, включая вопросы инициирования, предоставления, продления, отмены, учета, мониторинга, анализа налоговых льгот, а также межведомственной координации.

В целом предоставление государством налоговых льгот в рамках проводимой той или иной налоговой политики является объективным фактором.

Льготы дают стимул для развития экономики и служат инструментом привлечения инвестиций. Ряд льгот имеет социальную направленность или направлены на сокращение издержек потребителей.

В то же время налоговые льготы сокращают собираемость налогов. Соответственно, их предоставление должно быть оправдано вескими причинами (экономическими, социальными или другими), и их актуальность и эффективность должны подвергаться постоянному мониторингу и анализу.

По всем льготам должна предоставляться налоговая отчетность. Сохранить надо те из них, которые реально стимулируют бизнес. Например, можно предусмотреть преференции инвесторам, нацеленным на развитие производства. Речь идет о единовременном вычете на строительство, приобретение, модернизацию, реконструкцию активов. Важно предусмотреть льготы для экспортеров продукции высокого передела, они должны получать больше поддержки, чем любой другой бизнес.

Подводя итог встрече, которая была первой, но не последней, заместитель руководителя Департамента государственных доходов по Северо-Казахстанской области С.Ж.Мейрамов обратился к участникам мероприятия с просьбой принять участие в обсуждении нового Налогового кодекса, и направлять свои предложения и замечания на площадку сайта «Открытые НПА». Кроме того, свои предложения и замечания можно направлять в Департамент государственных доходов по Северо-Казахстанской области, в Управление государственных доходов по району имени Габита Мусрепова, в Колл-цетр по номеру 1414. После чего вся информация по обсуждению нового Налогового кодекса будет передаваться в вышестоящие инстанции.

В свою очередь, заместитель акима района Е.Е.Адильбеков дал поручения соответствующим службам направить в электронном виде новый Налоговый кодекс акимам сельских округов, руководителям организаций и учреждений, для коллективного обсуждения. Чтобы затем все скорректированные предложения и замечания направить в Департамент государственных доходов по СКО.

Марина ПЕТРОВА