Материалы
КАК ВСТАТЬ НА УЧЕТ НУЖДАЮЩИМСЯ В ЖИЛИЩЕ
- Подробности
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: новости
- Просмотров: 21
Новая жилищная платформа заработала в Казахстане с 24 мая. Нуждающиеся в жилье казахстанцы могут подать заявки с помощью информационной платформы "Центр обеспечения жилищем" и встать на учет. Подробности сообщили в «Отбасы банке». Для подачи заявки нужно авторизоваться на сайте orken.otbasybank.kz, используя действующую ЭЦП. «При подаче заявки для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье система автоматически проверит претендента на соответствие условий. Если он совершеннолетний гражданин и у него, а также членов его семьи, отсутствует жилье на праве собственности в течение последних 5 лет, то его включат в список», - сообщили в «Отбасы банке». Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилье - государственная услуга, срок оказания которой составляет один рабочий день. Если гражданин прикладывает к заявке сканированные документы (например, подтверждающие, что жилье является аварийным), то срок оказания услуги увеличивается до трех рабочих дней. А если заявку подадут в выходной, то постановка на учет произойдет в рабочий день, следующий за ним. «Система автоматически проверит не только наличие недвижимости; будет проверяться семейное положение, статус и категория нуждающегося в жилье и многое другое. То есть в системе "Центр обеспечения жилищем" будет составлен цифровой портрет заявителя. Это нужно, чтобы видеть правовой и социальный статус семьи, ее доходы, является ли она получателем каких-то социальных выплат, пенсий или пособий, имеет ли жилье. Исходя из этих данных заявителю будут рекомендованы разные меры господдержки в решении жилищного вопроса», - пояснили в банке. Каждому заявителю и членам его семьи придет SMS-уведомление от номера 1414 о предоставлении согласия на сбор и обработку персональных данных. На данное сообщение нужно будет ответить. С 24 мая встать на учет в качестве нуждающихся в жилье смогут:
- совершеннолетние казахстанцы, не имеющие на праве собственности жилья в течение последних пяти лет;
- казахстанцы, единственное жильё которых признано аварийным.
Поддержка в решении жилищного вопроса казахстанцам не подразумевает предоставление им бесплатных квартир. Банк будет формировать цифровой портрет граждан, нуждающихся в жилье, и в зависимости от их социальной категории, дохода семьи будут предоставляться инструменты решения жилищного вопроса. Это может быть:
- субсидирование части арендной платы за жилье;
- арендное жилье местных исполнительных органов;
- жилищные программы с минимальным первоначальным взносом и по ставкам от 2 процентов (годовая эффективная ставка вознаграждения от 2 до 2,1 процента) и 5 процентов (от 5,2 до 5,8 процента) годовых в рамках Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы;
- программа "Наурыз" и направление "Наурыз жумыскер".
Как будут распределяться меры господдержки? При предоставлении гражданам арендного жилья от местных акиматов либо льготных кредитов для покупки социального жилья в банке будут ориентироваться на дату постановки на учет. При этом не менее 70 процентов от общего объема жилья будет предоставлено категориям граждан, имеющим первоочередное право на решение жилищного вопроса в рамках господдержки. Первоочередное право на решение жилищного вопроса в рамках господдержки принадлежит:
- ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам, приравненным по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории других государств;
- детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
- многодетным матерям и многодетным семьям;
- семьям, имеющим или воспитывающим детей с инвалидностью;
- лицам с инвалидностью 1 и 2 групп;
- вдовам и вдовцам.
Что будет с действующей базой граждан, нуждающихся в жилье? Вся действующая база граждан будет передана от акиматов в «Отбасы банк» после 17 июня 2025 года. В банке рекомендуют сейчас проверить актуальность личных документов и данных, внесенных в базу egov.kz: удостоверение личности, данные о семейном положении, членах семьи, наличие недвижимости, адрес регистрации и так далее. Также по ИИН необходимо проверить корректность информации, отраженной в базе kezekte.kz, и при обнаружении расхождений обратиться в акимат для внесения изменений. «Также обращаем внимание на обязательное наличие ЭЦП и регистрацию своего мобильного номера в Базе мобильных граждан, которую можно проверить на портале egov.kz. Это необходимо для получения сообщений и СМС-паролей из единого контактного центра 1414», - отметили в Отбасы банке. В каких случаях могут отказать в постановке на учет:
- если имеется или имелось на праве собственности жилье в течение последних пяти лет;
- если имеется в пользовании жилье, которое предоставлено из государственного жилищного фонда или жилье, арендованное акиматом в частном жилищном фонде;
- если представленные документы и (или) сведения содержали недостоверные данные;
- если ранее получили и приватизировали жилье из государственного жилищного фонда;
- если есть единственное жилье, признанное аварийным, но которое находится в другом населенном пункте. Например, признанное аварийным жилье находится в Алматинской области, а встать на учет человек пытается в Алматы;
- если приобретали жилье в собственность с использованием ипотечных займов при поддержке государства.
КГУ «Отдел архитектуры, строительства,
ЖКХ, ПТ и АД акимата района
имени Габита Мусрепова СКО»