Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Октябрь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

ВОСПИТЫВАТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ УЧАЩИХСЯ

Согласно плану методической работы районного отдела образования проведено немало олимпиад, конкурсов, соревнований. Остановимся на результатах основных из них.

В Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов школьников «Зерде» среди учащихся 2-7 классов приняло участие 50 научных проектов из 22 мусреповских школ. Из них в областном этапе приняло участие 10 проектов, 7 из них заняли призовые места.

В 2022-2023 учебном году на районном этапе республиканского конкурса научных проектов учащихся 9-11 классов принял участие 41 проект, 5 проектов были отобраны на область, из них 1 проект Пескинской СШ занял призовое место.

В этом году впервые проводилась общекомандная областная олимпиада для учащихся 7-9 классов по предметам ЕМН «У истоков наук...». На районном этапе приняло участие 16 команд из 16 школ района. Сборная команда нашего района в области заняла призовое ІІ место.

Еще одна олимпиада, которая дает возможность проявить себя именно сельским детям, - это «IQаnat», она нацелена на выявление одаренных детей из сельской местности.

Победителям трех туров предоставляется возможность обучаться в школе «IQаnat Highs school of Burabai».

В 2022-2023 учебном году на отборочном туре олимпиады приняли участие 223 учащихся 8 классов. Из них 28 учащихся прошли на 2 тур, 6 учащихся из Новоишимской казахской СШ, Новоишимской СШ №1, Бирликской СШ, Средней школы Токсан би, Нежинской СШ, став финалистами, участвовали в завершающем туре.

По итогам ученик Новоишимской казахской СШ Нурболат Елемесов стал победителем и выиграл грант на обучение в школе Айканат.

Следующая олимпиада, которая была проведена,- это республиканская олимпиада для учащихся 5-6 классов, участием в ней было охвачено 192 учащихся из 33 школ.

По результатам районного этапа победителями стали 6 учащихся из 5 школ: Новоишимская СШ № 1, Новоишимская казахская СШ, Урожайная СШ, Андреевская СШ и двое учащихся из Новишимской СШ № 2.

3 учащихся заняли призовые места в области - Илья Глушко, ученик Новоишимской СШ № 2 занял ІІ место, Дарья Карпухно, ученица Андреевской СШ и Ақжігіт Арыстан, ученик Новоишимской казахской СШ - ІІІ место.

В Республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам среди учащихся 9-11 классов приняли участие 184 школьника , 9 учащихся прошли на областной уровень, из них 2 заняли призовое 3 место. Это Полина Кучер, ученица Привольной СШ и Алина Калымтаева, ученица Средней школы Токсан би.

С целью создания условий для развития и поддержки талантов и способностей у учащихся школ сельской местности уже третий год «Академия Елбасы» проводит олимпиаду «Мың бала». В этом году в ней участвовали только 6 классы. Зарегистрировались 359 учащихся из 35 школ. 45 учащихся прошли во 2 этап, из них 6 детей стали победителями.

Ученица Новоишимской казахской СШ Алтыным Кеншинбай, набрав самый высокий балл по СКО, подала заявку в Республиканскую Физико- математическую школу г. Алматы, остальные победители подали заявки в БИЛ г. Петропавловск.

В республиканском конкурсе экологических проектов «Pro Eco» для учащихся 5-8 классов по направлению «Лучшая экологическая инициатива» приняли участие учащиеся Рузаевской средней школы Мадияр Тынысов и Анатолий Лытнев с проектом «Экологически чистое село». По итогам конкурса проект наших участников занял призовое ІІІ место.

В данном конкурсе принимали участие 105 участников со всех регионов Казахстана.

В этом году впервые был проведен областной внутренний мониторинг качества обучения школьников для учащихся 3 и 7 классов «Определение знаний и навыков обучающихся».

В текущем году участниками регионального мониторинга стали учащиеся 4 школ района, из них 3 классы – 53 ребенка, 7 классы - 31 ребенок (Ставропольская, Кокалажарская, Новосельская средние школы, Ефимовская ОШ).

Результаты ОЗНО показали следующее: самые низкие показатели - по математической грамотности, это прослеживается как в 3, так и в 7 классах. Легче всего учащиеся справляются с заданиями по естественно - научному направлению, в 7 классах - по «Биологии», «Химии».

Анализ результатов позволил выявить слабые стороны в подготовке обучающихся, выработать траекторию коррекции учебного процесса и ликвидации пробелов в знаниях учащихся, дать рекомендации педагогам на перспективу.

ОЗНО, как мониторинг, должно стать одним из механизмов эффективного внутришкольного контроля. Его результаты необходимо рассматривать на районных совещаниях и педагогических советах школ, с принятием конкретных мер и рекомендаций, обязательных для исполнения.

Данный мониторинг будет ежегодным, в связи с этим необходимо вести системную подготовку учащихся, так как стать участником данного исследования может любая из школ района.

Итоговым показателем качества обучения учащихся является ЕНТ. В 2022-2023 учебном году выпустились 224 выпускника в 28 школах. Из них 5 учащихся получили знак «Алтын белгі». На аттестат с отличием окончили школу 11 учащихся.

Для участия в конкурсе на присуждение образовательного гранта подал заявку 191 выпускник, что составило 85,2 %.

По итогам ЕНТ средний балл по району составил 77,09 баллов. Средний балл по области 78,2 балла. По республике 73 балла.

Из 191 выпускника, сдававшего ЕНТ, на грант в высшие учебные заведения Республики Казахстан поступили 98 (в 2022 году поступивших на грант было 95 человек). В этом году в сравнении с прошлым годом на большинство образовательных программ был усложнен конкурс.

На образовательную область «Педагогика и методика начального обучения» минимальный проходной балл в этом году был 93 балла (146 грантов), по сравнению с прошлым годом - 79 баллов (349 грантов), на образовательную область «Иностранный язык» минимальный проходной балл был 116 баллов (150 грантов), по сравнению с прошлым годом - 112 баллов (235 грантов), на образовательную область «Математика и статистика» минимальный проходной балл был 96 баллов, (1107 грантов), по сравнению с прошлым годом - 91 балл (880 грантов).

Это говорит о том, что необходимо готовить учащихся быть конкурентоспособными, к правильному выбору профильных предметов, образовательных программ, учебного заведения, проводить качественную профориентационную работу.

Также, кроме поступивших на грант в учебные заведения страны, 11 человек в этом году поступили на грант в учебные заведения РФ.

Хочется отметить 3 школы, в которых весь выпуск 11- го класса поступил в высшие учебные заведения на грант, это Пескинская СШ - 5 выпускников, все поступили в ВУЗы Республики Казахстан на грант, Ставропольская СШ - 4 выпускника, все поступили на грант в ВУЗы РК, Червонная СШ – 3 выпускника, все 3 поступили в ВУЗы нашей страны на грант.

Анализируя показатели ЕНТ, имеются следующие проблемные вопросы: низкие показатели как на пробных, так и на основном ЕНТ были по математической грамотности. Средний балл - 9,5 баллов из 15. Учащиеся Новоишимской СШ № 2, Калиновской СШ, Урожайной СШ, Гаршинской СШ не набрали пороговый балл, набрали меньше 50 баллов.

Также по истории Казахстана средний балл составил 12 из 20 должных.

По профильным предметам были выпускники, которые набрали очень низкие баллы. Например, Тахтабродская СШ, Нежинская СШ по предмету «химия», Новоишимская СШ № 2 по географии и химии, Кокалажарская СШ по всемирной истории, Урожайная СШ по физике, Гаршинская СШ по математике. Такие показатели есть и у других школ.

Руководителям учреждений образования, в целях качественной подготовки выпускников к единому национальному тестированию и выявления пробелов в знании необходимо:

1. Провести разъяснительную работу с родителями и выпускниками школ о необходимости прохождения пробного тестирования (ежемесячно) с выездом в центр тестирования в с. Новоишимское.

Хочется отметить, что по нашей области всего 2 региональных центра тестирования Ustudy- в г. Петропавловск и в селе Новоишимское, для прохождения пробного тестирования. Центр тестирования регулярно проводит пробные тестирования по подготовке к ЕНТ. Пробное тестирование, в первую очередь, закрепляет технические навыки и возможность правильного распределения времени по предметам на ЕНТ;

2. Держать на контроле психологическую и предметную готовность выпускников к ЕНТ;

3. Для своевременной поддержки и оказания помощи в профессиональном самоопределении, так же в правильном выборе профильных предметов усилить работу с выпускниками и учащимися 10-классов по профориентационному направлению.

Активно ведется работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Учащиеся района принимают участие в областных и республиканских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, где показывают высокие результаты. В декабре 2022 года были подведены итоги военно-патриотического воспитания молодежи по Северо-Казахстанской области, где наш отдел образования признан лучшим и был отмечен грамотами и победным вымпелом.

В 2023-2024 году Министерством просвещения запускается проект «1000 школ». Цель проекта - оказание методической помощи отобранным школам. Срок реализации 2023-2024 годы. В проект включены школы района, проходившие в 2023 году МОДО (Новоишимская СШ №2, Привольная СШ, Шоптыкольская СШ, Дружбинская СШ, Сокологоровская СШ).

Школам направлена инструкция по организации внутришкольного контроля и закреплены менторы из числа отобранных по области из числа методистов.

Также Национальной академией образования им. И. Алтынсарина Министерства просвещения РК и компанией Microsoft в 2023-2024 году реализуется совместный проект по обеспечению доступа к образованию детям из отдаленных населенных пунктов, решению проблем совмещенных классов, повышению качества образования в сельских и малокомплектных школах Северо-Казахстанской области. Педагоги отобранных школ будут проходить обучение по этапам.

В данный проект вошли Дружбинская СШ, Буденновская СШ (2 этап - с декабря 2023 года по конец февраля 2024 года), Ефимовская ОШ, Пескинская СШ (3 этап - март, апрель, май 2024 года).

Реализация проекта позволит обучающимся иметь доступ к учителю-предметнику независимо от расстояния и квалификации педагога, обучаться онлайн с одноклассниками из других сельских школ и оценивать свои возможности в обучении.

Одним из основных направлений работы отдела образования является повышение статуса учителя и его профессиональной компетентности.

В этом направлении проводится большая работа. Методическая поддержка педагогов осуществляется в различных формах, что даёт возможность укрепить профессиональный авторитет педагога, стимулировать его развитие.

В районе действуют 13 ассоциаций учителей-предметников: учителей начальных классов, дошкольного воспитания, химии и биологии, физики и математики, истории и географии, казахского, русского, английского языков, физической культуры и НВТП, социально – психологической службы, заместителей директора по учебной работе, заместителей директора по воспитательной работе, молодых педагогов. Мы видим положительные результаты их деятельности. Однако ассоциациям необходимо активизировать работу и проявлять больше инициативы.

С целью активизации деятельности педагогов по обмену опытом и использованию информационных технологий отделом в прошлом учебном году проведены районные этапы конкурсов профессионального мастерства и имеются определенные результаты: Республиканский конкурс «Лучший педагог» - О.М. Алексеенко, учитель химии Новоишимской СШ №1; областной этап республиканского конкурса «Лучший педагог дошкольной организации » - 3 место А.М. Билялова, я/с Ак бота; областной конкурс среди молодых педагогов дошкольных организаций «Педагогический дебют» - Гран- при Ю.Д. Мельничук, Рузаевская СШ, Л.М. Дюселекова, я/с Астана; областной этап республиканского конкурса «Фестиваль педагогических идей» - 2 место А.Б.Абдукулов , учитель географии Новоишимской СШ №1, 3 место – Л.К.Рерих, заместитель директора по УР Калиновской СШ; областной этап республиканского конкурса «Новой школе-современный учитель» - 3 место, А.С. Тайжанов, учитель истории Бирликской СШ; областной конкурс «Панорамный урок для учителей начальных классов» - 3 место Н.В.Розе, учитель начальных классов; областной этап республиканского конкурса «Лучшая авторская программа» - 3 место А.Н. Каршкова, учитель математики Целинной СШ.

Наиболее эффективной была работа в организации и проведении конкурсов педагогического мастерства. Тем самым выявился положительный опыт педагогов, пропагандирован и распространен передовой педагогический опыт.

За учебный год проведены методические часы, открытые уроки, семинары, большая часть из которых была направлена на демонстрацию практического опыта учителей-предметников школ, воспитателей дошкольных организаций и обмен методическими идеями и находками.

Охвачено проводимыми мероприятиями 1333 педагога: семинарами – 829 педагогов; конкурсами – 504 педагога (в областном этапе – 326); охвачено учащихся конкурсами и олимпиадами– 4985 детей (в областном этапе 155).

Таким образом, запланированные мероприятия на 2022-2023 учебный год в целом выполнены.

Но вместе с тем, несмотря на определенные достижения педагогов и учащихся и проводимую работу, хочется отметить, что не все организации образования активно участвуют в проводимых мероприятиях.

В связи с этим администрациям организаций необходимо активизировать участие педагогов и учащихся в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

Данную работу систематизировать и держать на постоянном контроле.

Одним из важных направлений деятельности организации образования является воспитательная работа и дополнительное образование.

В районе 41 организация образования, где обучаются 5 293 учащихся и 5 организаций дополнительного образования (Школа искусств, Детско-юношеский спортивно-оздоровительный центр, Детско-юношеская спортивная школа, военно-патриотический клуб «Ел тірегі», Дом творчества «Нежинка»), доля школьников, охваченных дополнительным образованием во внешкольных организациях образования составляет 2786 учащихся, в школьных секциях и кружках - 1613 учащихся, из общего количества 5293, что составляет 83 %, областной показатель 80%.

Увеличение охватом дополнительного образования обеспечено за счет увеличения контингента Школы искусств в микрорайоне «Байтерек» в с. Новоишимское, для 30 детей, и на базе Новоишимской СШ № 2 для 110 учащихся, где организованы занятия для ребят, проживающих в данных микрорайонах.

Отрадно отметить, что наша Школа искусств - самая многочисленная по охвату воспитанников среди школ искусств области. В Школе действуют классы «кобыз», «домбра», «фортепиано», «баян», «сольфеджио», «хореография», кружки декоративно-прикладного искусства, юного техника, резьба по дереву, музыкально-хоровая студия, где занимаются 1505 детей. Кружки по интересам открыты в 27 населенных пунктах района.

Также от организаций дополнительного образования Школа искусств, ДЮСОЦ и ДЮСШ размещены филиалы в общеобразовательных школах района (Нежинская, Рузаевская, Пескинская, Привольная, Шукыркольская, Буденновская, Чистопольская, Червонная, Бирликская, Раисовская, Ломоносовская, Новосельская, Урожайная, Целинная, Салкынкольская, Берёзовская, Володарская средние школы).

В 2022-2023 учебном году воспитательная работа велась по 8 направлениям, согласно ИМП работали по проектам «Читающая школа», «Дети и театр», развивалось дебатное движение «Ұшқыр ой аланы», «Школьное самоуправление», успешно внедряли новые формы работы с родителями, что является немаловажным в учебно-воспитательном процессе.

В новом учебном году воспитательная работа будет строится по программе «Біртұтас білім беру». Определение содержания воспитания и есть решение данных задач. «Программа целостного воспитания» легла в основу разработки концептуальных основ воспитания в организациях образования. Концепция направлена на воспитание образованного, честного, благородного поколения, способного укрепить самобытность страны и создать справедливое общество, основанное на национальных ценностях.

При планировании и организации внеклассной работы и воспитательных мероприятий рекомендуем обратить внимание на юбилейные календарные даты, отмечаемые в 2023-2024 учебном году.

Также необходимо продолжить работу по реализации 13 проектов республиканского значения на внутришкольном, районном уровнях «Читающая школа», «Дебатное движение», «Школьный парламент», «Дети и театр», «Теплицы» и другие.

Особое внимание в текущем году необходимо обратить на ВШК в целях повышения качества образования, организации системной работы и участия детей и педагогов в мероприятиях.

Перед нами стоят задачи по воспитанию конкурентоспособных учащихся и повышению профессионального мастерства педагогов.

А.КОСУМБАЕВА,

заведующая методическим кабинетом РОО