Аль-Фараби и тюркское право
- Автор: Super User
- Категория: новости
Аннотация. Статья посвящена разбору внутренних логистических связей учения Аль-Фараби и тюркского права. Обращается внимание на тот факт, что использованные средневековым ученым понятия «добродетельный город» и другие предопределили конструкцию данного теоретического образа в практику тюркского правления.
Ключевые слова: Аль-Фараби, право, тюрки, добродетельный город, счастье.
Чем глубже корни и основания того или иного объекта приложения человеческих знаний и умений, а тем более если речь идет о нормах гражданского права, тем авторитетнее предстает данная отрасль знаний и практики. Возраст отечественной юриспруденции официально исчисляется последними несколькими веками, тогда как зачатки знаний и представлений мыслителей о правилах общежития формировались и, более того, закреплены письменно, гораздо раньше, чем принято думать.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на тот пласт культуры межчеловеческих отношений и взаимодействия государства и подданных, который исследовал средневековый гуманист, мыслитель, создатель трактатов, ценимый в европейской научной традиции как усердный трактователь трудов античных философов на Востоке.
Учение Аль-Фараби, его актуальность и многожанровость не вызывают сомнений. Более того, его квинт-эссенция, а именно: счастье, как смысл человеческого существования, может и должна браться за основу социально-гуманитарных исследований. Мыслитель средневековья Аль-Фараби пользовался большой популярностью, будучи личностью с обширным кругозором и со знанием дела, штудировавшим труды античных авторов. Его трактаты раскрывают системную творческую лабораторию ученого; она базировалась на уважении к человеку, как центру мироздания, желании актуализировать суть его миссии на земле. Современное научное видение закономерно пришло к аналогичному выводу: только человеческий разум способен справиться с глобальными вызовами. И это лишний раз подтверждает целостность мировоззрения Аль-Фараби и его влияния на последующий процесс познания в тюркской научной среде, как лепту в традицию преемственности.
Философ, исследователь, музыковед, целитель Аль-Фараби остается безусловным брендом и непреходящей гордостью тюркского и мирового сообщества. Своими трудами и духовностью он сумел поднять на достойный уровень, возвысил общетюркское право, язык и культуру. Ведь трактаты ученого напрямую касались обустройства социума, взаимоотношения, в котором строятся людьми, а людей можно научить правильному управлению. Эта рациональная сторона трудов Аль-Фараби являлась почти революционной в период средневековья, тогда как она выражена им весьма условно, опосредованно размышлениями о миссии и свойствах так называемого «города». Под городом Аль-Фараби подразумевает, вне сомнений, более широкое понятие, а именно: «государство», «социум». Не случайно он подразделяет виды городов - от «невежественного» до «добродетельного». Далее раскрываются качества, вкладываемые им в те или иные разновидности «городов». Было бы ошибочным игнорировать наследие Аль-Фараби, который обладал богатым воображением и даром научного предвидения, высветив, под видом урбанистического коллажа, будущую социальную эволюцию.
Противники такой концепции могут выдвинуть контраргумент, что античный период, который преимущественно служил пищей для научных диспутов, содержал это понятие «город-государство», который не может переноситься на средние века и последующие этапы всемирно-исторической спирали. Однако, можно возразить уже потому, что города-государства, как реальность, присутствовали в контексте развития на протяжении того участка Шелкового пути, что пересекал южные области Казахстана. Такие города, как Сыгнак, Сауран, Алмалык и другие, в силу обусловленности природно-климатических условий, приобрели форму моно-городов, или городов-крепостей. Этническая наполняемость стационарных поселений, окруженных полупустынями и враждебными иноэтническими обществами, также соответствовала дефиниции «город-государство». Таким образом, будет справедливым заметить, что Аль-Фараби экстраполировал знания об античности на современные азиатские города-поселения, и данный объект исследований поглощал его воображение и предоставлял благодатное поле для практических опытов.
Поскольку с предметом изысканий мыслителя более-менее все ясно, то возникает вполне уместный вопрос, насколько близко подошел Аль-Фараби к изучению и усовершенствованию правовых отношений в тюркском социуме? Безусловно, сама постановка вопроса имеет место быть, ведь, декларируя категорию «доброго» города, ученый априори закладывал в его базис защиту прав горожан?! Противники версии легко возразили бы, что средневековая схоластика и юриспруденция - вещи несовместимые, но только не в отношении такой масштабно мыслившей фигуры, каким являлся Аль-Фараби, при жизни признанный учеными собратьями «вторым после Платона»! Он никогда не занял бы эту отведенную ему достойную нишу - рядом с именами Авиценны и Ибн Рушда, - без присущей оригинальности и умения всесторонне рассмотреть интересовавший предмет. Правовые отношения, или умение договариваться, присутствуют в любом, даже низшем социуме, и вполне могли быть предметом диспутов во времена Аль-Фараби. Мыслитель, претендовавший на создание трактатов о счастье рода человеческого, был вправе обратиться к данной отрасли познания в целях научения последователей его учения правилам, без которых нельзя обходиться в социуме. Таким образом, тюркское право в некоторой степени обязано Аль-Фараби, во-первых, проявленным им интересом, во-вторых, огромной верой в то, что соотечественники придут когда-либо к совершенным формам взаимных контактов, преодолевая невежество и инстинкты военной демократии.
Тюркское право - тема, действительно редко рассматриваемая в специальной литературе, тогда как значение ее выходит за рамки простой интерпретации общетюркского наследия. Глобализация стимулирует интеллектуалов Центральной Азии (ЦА) заняться поисками если не заветного «философского камня», то оптимальных подходов к практике принятия решений в самых различных сферах человеческого общения, от внутристрановых до региональных и межконтинентальных. В сфере международных отношений, которые становятся все более непредсказуемыми и хрупкими, роль региона ЦА обозначается все более зримее в силу зависимости сообщества от капризов глобального климата, киберпреступности, религиозного экстремизма и терроризма. В силу транзитного географического расположения ЦА подвержена антиправовым влияниям весьма ощутимо. Поиск совместных решений из ситуации вполне под силу на базе междисциплинарных исследований.
Обратившись к наработкам предшественников в лице Аль-Фараби, Ибн Рушда, потомки вправе искать ответы на глобальные вызовы и на сакральном уровне. На рубеже 19-20 веков к теме роли и влиянии тюркского права в историко-культурном дискурсе обращались казахские исследователи и сочинители Шокан Уалиханов, Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердыев, Машгур-Жусип Копеев. Репрессии унесли жизни выдающихся юристов начала 20 столетия: Жакыпа Акпаева, Алихана Букейханова, других видных представителей алашевцев, что отодвигает на неопределенное время возможность познакомиться с их видением места и роли тюркского наследия в региональном и всемирном масштабах. Однако, четкое понимание ими ситуации и апелляцию к здравому смыслу историки реконструируют по тем действиям, которые были реализованы руководством Алаш (участие в Государственной Думе России, разработка основ Конституции будущей автономии, позиция в годы первой мировой войны и восстания в Казахстане 1916 года, поиск компромисса и альянс с Советской властью и др.). Модель «доброго» города-государства, изложенная в средние века Аль-Фараби, должна была воплотиться в жизнь Казахстана через проект Алаш.
В годы тоталитаризма любые реверансы в сторону мусульманских ученых-теологов были под «табу». Рукописи на арабской вязи не сразу были «реабилитированы» после многих лет запрета и уничтожения. Очень осторожно в науку возвращена была ранее малоисследованная тюркская предыстория. Благодаря многолетним поискам Льва Гумилева и «евразийцев» на основе артефактов были доказаны наличие письменности и начата дешифровка надписей на каменных изваяниях. Позже казахстанские и российские этнографы А.Х. Маргулан, Х.А. Аргынбаев, востоковеды-тюркологи С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов, А. Сейдимбек и другие детально реконструировали отголоски древнего права тюрков в анналах истории Евразии.
Немаловажно обратиться к публицистике Мустафы Шокая, прозе и поэзии Магжана Жумабаева, Мухтара Ауэзова, Ильяса Есенберлина, чтобы прочувствовать в специфической мелодике тюркской словесности особый гуманизм. Философское наследие Аль-Фараби обрело новую жизнь благодаря казахстанцам А. Касымжанову и его последователям. Переводы трактатов Аль-Фараби по музыке и медицине на русский язык сделали их достоянием народов Союза и позволили во всей красоте продемонстрировать спектр интересов ученого.
Из исторической науки в сферу юриспруденции, благодаря замечательным трудам академика Салыка Зиманова по обычному праву казахов, были внесены ценные источники и положения для дальнейшего изучения темы на конкретно-историческом примере. Можно утверждать, что методологические разработки С.З. Зиманова легли в основу последующего развития и совершенствования права в государствах тюркского мира, в частности, традиции гуманизма и историзма. При условии координации исследований, современные наработки в области права в Казахстане, СНГ и дальнем зарубежье со временем позволят создать фундаментальный труд и раскрыть общие и особенные черты формирования нормативно-правовой базы в истории государственности тюрков.
Априори среди них должны быть выделены: гуманизм, авторитет и уважение к старшим, почитание национальных традиций. В тюркской традиции обычного права строго следуются: поведение, приведшее к разрушению семьи, унижение женщины, нарушение традиций, посягательство на природное начало и т.п. Перечисленные моменты легко идентифицируются в нарративных тюркоязычных источниках, эпических текстах, фольклоре.
Сакральный характер и методологическую миссию обозначенных норм права метафизически сумел закрепить Аль-Фараби в своих трудах, созданных им во благо поколений. Это важно донести и до нового поколения обучающихся, чтобы помочь им осознать преемственность и бесценность учения Аль-Фараби в продвижении общечеловеческих норм общежития. К тому же, благодаря изучению праистории юриспруденции, право как отрасль знания и науки в Республике Казахстан и тюркском социуме в целом обретет, на наш взгляд, дополнительную устойчивость в плане фундаментальности. Безусловно, междисциплинарные усилия крайне необходимы в деле изучения тюркского научного наследия. Труды Аль-Фараби известны в современных европейских научных кругах не в должной мере, соответственно, задача казахстанских востоковедов, философов, правоведов, историков науки и культуры исправить эту «погрешность».
Г. МУКАНОВА,
Казахский национальный университет
им. Аль-Фараби, г. Алматы
Наследие Абая - навеки
- Автор: Super User
- Категория: новости
Изучая много лет произведения Абая Кунанбаева, мы замечаем его стремление к тому, чтобы наша страна двигалась вперед и развивалась. И мы знаем, что основа прогресса для нашего государства – это образование и наука. Абай всей душой хотел, чтобы казахи неустанно учились. «Если не добыл знания, тебе нечем хвалиться»,- говорил Абай, имея в виду, что нельзя добиться успехов, не обладая знаниями.
«Сегодня мы видим, что цель науки XXI века в том, чтобы стремиться к достижению высот, к движению вперед», - написал Глава государства
К.-Ж. К. Токаев.
Безусловно, Абай Кунанбаев оставил неизгладимый след в истории нашей страны, как ученый, мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой национальной литературы, переводчик и композитор. Изучая духовное наследие «Рухани Жангыру», мы должны начинать именно с наследия Абая. Абай – это не только традиционное казахское общество и перевод новейшего времени, но и наше будущее.
Абай 100 лет назад призывал нацию к модернизации. Это отметил Президент РК Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке».
Я полностью согласна с Главой государства, который говорит, что Абай Кунанбаев - достояние не только казахского народа, но и всего человечества. Поэтому он инициирует создание по всему миру центров Абая, которые призваны знакомить людей не только с жизнью и творчеством этого великого человека, но и со всем казахским народом в его лице.
Для достижения указанных целей, как отметил Глава государства, прежде всего нужно развивать систему образования в соответствии с современными требованиями. Принятие закона « О статусе педагога» – одна из благородных инициатив в этом направлении. Это шаг к совершенствованию качественного образования.
Поддерживая слова Главы государства, считаю, что большое наследие Абая служит формированию нового качества казахской нации.
Абай призывал каждого казахского сына воспитывать патриотом. Его наследие-школа разумного патриотизма, основа почитания страны. В его произведениях у молодого поколения воспитывается чувство патриотизма к народу, стране и земле. Поэтому, я считаю, каждый гражданин нашего государства должен знать творчество Абая, читать его стихи, труды, быть патриотом своей Родины.
Л.КОГТЕВА,
депутат районного маслихата,
директор Рузаевской средней школы
Услуги медицины в новом формате
- Автор: Super User
- Категория: новости
Из Послания Первого Президента Республики Казахстан, Елбасы Н.А Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года: «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» говорится:
« …Нужно разработать новую модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), определив четкие границы обязательств государства. Услуги, не гарантированные государством, население сможет получать, став участником обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) или через добровольное медицинское страхование».
Согласно Закону РК от 28 декабря 2019 года № 211- VI: - утверждена Новая модель ГОБМП и пакет ОСМС, вступившие в силу с 1 января 2020 года; - Постановление Правительства РК от 20 июня 2019 года № 420 о перечне ГОБМП с 1 января 2020 года; - Постановление Правительства РК от 20 июня 2019 года № 421 о перечне медицинской помощи в системе ОСМС с 1 января 2020 года.
Что входит в новую модель ГОБМП?
скорая помощь и санитарная авиация; первичная медико - санитарная помощь; экстренная стационарная помощь; паллиативная помощь; полный спектр медицинской помощи при социально – значимых заболеваниях, основных хронических заболеваниях, включая лекарственное обеспечение (онкология, туберкулез, 25 основных хронических заболеваний).
Что входит в Пакет ОСМС (сверх ГОБМП и новые услуги)?
- Консультативно – диагностическая помощь;
- Амбулаторное лекарственное обеспечение;
- Стационарозамещающая помощь;
-Плановая стационарная помощь;
-Реабилитация и восстановительное лечение.
В чем необходимость внедрения ОСМС?
Глобальные вызовы для системы здравоохранения (рост неинфекционных заболеваний, ресурсоемкость системы за счет внедрения новых технологий, увеличение численности пожилого населения) приведет к увеличению расходов здравоохранения.
Уровень финансирования здравоохранения в РК чрезвычайно низок – на уровне 3,5% от ВВП, по сравнению с ближайшими соседями (более 5% от ВВП в РФ) и странами ОЭСР (в среднем 8-9% от ВВП).
Кроме того, принцип солидарной ответственности, предусмотренный Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения, до сих пор не реализован.
В международной практике внедрение обязательного медицинского страхования отвечает вышеуказанным вызовам и обеспечивает финансовую устойчивость системы.
С введением ОСМС общие расходы на здравоохранение в % от ВВП возрастут, что поможет обеспечить высокий уровень качества и доступности медицинских услуг.
Какова была причина провала реформы медицинского страхования в РК в 1996-1998 годах?
Основной причиной провала реформы медицинского страхования образца 1996-98 годов стал недостаточный уровень сбора доходов. Выполнение Фондом медицинского страхования своих обязательств стало невозможным по следующим причинам:
экономический кризис – многие предприятия не могли выплачивать страховые взносы из-за больших долгов, существовала система натуральной оплаты за страховые платежи; частные предприниматели и самозанятые не отчисляли взносы (около четверти населения); рост безработицы увеличивал нагрузку на местные бюджеты, которые были не в состоянии обеспечить должный уровень взносов за неактивное население; образовалась задолженность фонда перед медицинскими организациями; в адрес фонда были выдвинуты обвинения в коррупции и растрате собранных средств. оплата за медицинские услуги проводилась в регионах по различной методике и тарифам.
Был ли учтен опыт провала реформы медицинского страхования в РК в 1996-1998 годах?
Фонд социального медицинского страхования – вводится на подготовленную почву: внедрена Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ); был создан единый плательщик за медицинские услуги в лице Комитета оказания медицинских услуг (КОМУ); оплата производится по единому тарифу за оказанные услуги; обеспечен свободный выбор медицинской организации и врача; достигнут принцип «деньги идут за пациентом»; обеспечена доступность медицинской помощи населению, особенно сельскому, в получении высокотехнологической медицинской помощи; внедрены рыночные механизмы в здравоохранении; изучен опыт других стран в вопросах внедрения системы медицинского страхования.
Как будет обеспечена медицинская помощь безработным, непродуктивно самозанятым и другим категориям экономически неактивного населения страны?
Численность неформально и непродуктивно самозанятых граждан, не осуществляющих налоговые платежи, в целом по стране составляет около 2,5 млн. человек. Ограничения для намеренных неплательщиков коснутся лишь плановой помощи, то есть при состояниях, не угрожающих жизни и здоровью человека.
В то же время, данной категории населения будут предоставлены альтернативные возможности получения полноценного доступа к медицинской помощи: регистрация в качестве безработного – тогда взнос в ФСМС заплатит государство, либо легализация своей деятельности и уплата налогов в общий Фонд.
Не будет ли отказов от оказания медицинской помощи при отсутствии страховки?
Только при плановой стационарной помощи для неплательщиков взносов.
Необходимо ли будет иметь страховку (карточку) при себе постоянно или достаточно удостоверения личности?
Достаточно удостоверения личности.
Какие ожидаются результаты после внедрения ОСМС?
для населения
-Доступность качественной медицинской помощи;
-Система здравоохранения, способная отвечать потребностям населения;
-Улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни;
-Расширение амбулаторно-лекарственного обеспечения;
-Снижение уровня неформальных платежей на здравоохранение.
для государства
-Универсальный/всеобщий охват медицинской помощью;
-Солидарная ответственность граждан;
-Финансово-устойчивая система здравоохранения, позволяющая сбалансировать объемы потребления;
-Совершенствование рыночных механизмов здравоохранения;
-Стимулы для развития частного здравоохранения и индустрии здравоохранения (дополнительные рабочие места и технологии);
-Повышение эффективности использования финансовых ресурсов;
-Подотчетность перед обществом по использованию ресурсов.
Обращаясь к жителям нашего района, хочется еще раз акцентировать внимание на необходимости определения своего социального статуса!
Индивидуальным предпринимателям следует зарегистрироваться в местных налоговых органах. В случае отсутствия работы, необходимо пройти регистрацию в органах занятости и получить статус безработного. За граждан, зарегистрированных в качестве безработных, взносы осуществляет государство.
Г. БЕКЕЕВА,
медсестра хирургического отделения
РБ района имени Габита Мусрепова