ПРОПАГАНДА ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
- Автор: Super User
- Категория: Языковая политика
Каждый национальный язык уникален. По своему лексическому составу и способам выражения казахский язык достаточно богат. Дар красноречия присущ казахам исстари, у народа всегда почиталось и сегодня ценится мастерское, искусное владение словом.
Казахский язык является не только хранителем всего богатства древней культуры, но и ядром современной казахстанской языковой полиэтнической среды. С первых лет независимости в стране проводится гармоничная языковая политика, учитывающая интересы всего народа Казахстана, которая обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов страны, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Реализация языковой политики должна основываться на чувстве патриотизма и ни в коем случае не на нетерпимости и негативных эмоциях.
В сельских библиотеках ведется работа по пропаганде языковой политики, библиотеки ведут активную деятельность по организации мероприятий. С целью работы в направлении воспитания бережного отношения ко всем языкам народов нашей многонациональной страны, Урожайной сельской библиотекой организован «круглый стол» «Язык - живая душа народа». В рамках его проведения состоялся очень актуальный и интересный диалог мнений, идей, рассуждений. Библиотекарем был представлен доклад на тему «Государственный язык Республики Казахстан: изучать, знать, уважать». Каждый участник мог высказать свое мнение в рамках тематики «круглого стола». Республика Казахстан – это государство, в котором за три десятилетия независимости сформировалась уникальная модель государственной языковой политики, которая направлена на возможность всем представителям разных этносов развивать и популяризировать свои родные языки – как важнейших составляющих своеобразия национальных культур.
В рамках популяризации государственного языка, пропаганды казахского алфавита Урожайная сельская библиотека подготовила библиотечный квилт "Инновации казахского алфавита". В библиотеку были приглашены читатели разного возраста. Им была представлена выставка, состоящая из различных сообщений на казахском и русском языках. Посетители библиотеки, просмотрев тематическую литературу, выбрали на их взгляд важные факты о казахском языке и алфавите.
В Ломоносовской сельской библиотеке проводятся культурно-познавательные мероприятия на тему «Сохранение, развитие и пропаганда государственного языка». Основной целью проведения мероприятий является развитие и популяризация государственного языка.
В рамках мероприятий было проведено бюро литературных новинок «Я покорён красотой казахского языка», организована поэтическая горница «Изучаем государственный язык», пройдет викторина «Я знаю казахский язык» и многое другое. Также участники мероприятий обсудят вопрос о переводе казахского алфавита на латиницу. Библиотека стремится к созданию благоприятных условий развития и функционирования государственного языка. Популяризации государственного языка, расширению сферы его употребления, широкой пропаганде во многом способствуют проводимые мероприятия, в которых читатели принимают активное участие.
Терпимость и лояльность являются позитивным моментом, способным подкреплять консолидирующую основу общества. Для успешной реализации целей этноязыковой политики нужна очень кропотливая, многолетняя работа. Потребуется время, смена поколений. Есть оптимизм и уверенность, что достигнем задач языкового строительства, и наступит время, когда желание и умение разговаривать на казахском языке станут естественными для каждого гражданина Казахстана.
С.БАРСУКОВ,
аким Ломоносовского сельского округа
ЯЗЫК- ПУТЬ К ВОСПИТАНИЮ
- Автор: Super User
- Категория: Языковая политика
Родной язык является связующим звеном, помогающим представителям любого народа сохранить свою самоидентификацию и культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, или многочисленной нации, или малочисленному народу — это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка, невозможно. Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения каким-нибудь языком в силу психологических особенностей детей. В этом возрасте у них наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности.
В детских садах Казахстана стало обязательным преподавание казахского языка. Педагог применяет во время организованной деятельности билингвальный компонент, а также рассказывает детям о казахских традициях, знакомит с народной культурой. Любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям можно воспитать любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым ты живёшь. В языке народа сосредоточена духовная жизнь нации, одухотворён народ и его Родина.
В нашем ясли-саду казахский язык детям преподносится в рамках обычных занятий, педагоги используют словарный минимум в разговорах с детьми, рассказывают им о казахской культуре и традициях, приобщают детей к культурному наследию казахского и других народов, устному народному творчеству, национальным играм, искусству. Знакомят детей с традициями ясли-сада, района, села, где они живут, страны, с ее историей, достопримечательностями, Флагом, Гербом, Гимном. Обучая детей родному языку в ясли-саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой Родине, к родному краю. Для этого в нашем ясли-саду созданы все условия. В каждой группе оформлены казахские национальные уголки. Открытие недели у нас каждый понедельник начинается с исполнения Гимна РК детьми.
Ежегодно согласно плану проводится празднование Дня языков народа Казахстана, где воспитатели проводят тематические занятия. На государственных праздниках дети рассказывают стихи и поют песни на казахском языке, танцуют национальные танцы, тем самым воспитываются в них патриотические чувства к Родине.
Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на их эмоциональную сферу и оставляем в их памяти глубокий след. В этом году праздник Наурыз прошел массово и ярко, под единым шаныраком в музыкальном зале собрались представители всех национальностей со своими тардициями и национальными блюдами, которые представляли группы.
В деле воспитания подрастающего поколения, также в изучении родного языка наши первые помощники – это родители. Мы считаем, что только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи можно говорить о полноценном формировании у детей устойчивых навыков, нравственных качеств, патриотических чувств и уважительного отношения к старшим и сверстникам. Уже традицией стало у нашего ясли-сада проводить спортивное мероприятие «Толағай» с участием детей и родителей, что немаловажно для воспитания молодого поколения. Также мы ведём тесную связь с районной детской библиотекой, где сотрудники библиотеки приходят в гости к нам и показывают детям тетрализованное представление, мотивируя тем самым к изучению народного фольклора, семейных традиций. Педагоги нашего ясли-сада - творческие, креативные, и многое создается своим руками для работы с детьми, большие пазлы, сшитые из поролона «Собери орнамент», юрты, додекаэдр для дошкольников и многое другое. Используя народные игры, мы рассказываем детям о жизни казахского народа, демонстрируем иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Активное участие принимает в районных мероприятих и наше этнокультурное объединение «Асыл Мерей».
Язык - это такой символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний. Этим навыкам мы должны учить детей. И делать это будет намного эффективнее в тесном сотрудничестве с родителями. В результате своих размышлений мы пришли к выводу, что ничто другое так не оказывает влияние на душу ребенка, как личный пример взрослого. А значит, впереди нас ждет большой и упорный труд, который непременно принесет свои плоды!
А.УАЛИЕВА,
и.о. заведующей ясли-садом «Астана»
ГАРМОНИЧНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА – ОСНОВА ДУХОВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
- Автор: Super User
- Категория: Языковая политика
С первых лет независимости в стране проводится гармоничная языковая политика, учитывающая интересы всего народа Казахстана, которая обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов страны, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Язык – это история народа, его гордость и честь.
Начиная с детского сада, необходимо прививать любовь к родному краю, к культуре казахского языка. Применяя во время организованной деятельности билингвальный компонент, можно заложить крепкий фундамент для изучения казахского языка ребенком предшкольного возраста. В основу изучения казахского языка в детском саду должен быть положен этнокультурный подход, ориентированный на изучение казахского языка через народную культуру.
В этот период предоставляется возможность реализации задач и развития языковой активности детей.
Для этого в каждой группе ясли-сада «Айголек» оформлены казахские национальные уголки, оборудованы этнические центры, оснащенные игровым и иллюстративным материалом: куклы в национальных костюмах, мини-музей с предметами быта, произведениями народного прикладного творчества. Используется «Асыктерапия», которая отличается многофункциональностью, многовариантностью, с учетом возрастных особенностей детей. В условиях предметно - развивающей среды дети имеют возможность закрепить полученные знания и применить их в свободной деятельности. Применяют на занятиях утренние круги, лексический словарь, обращения, стихи, отрывки из мультфильмов, видео-физминутки на казахском языке. Используется современная технология - «Говорящая стена», это та форма работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей, в том числе изучение казахского языка.
В целом можно констатировать, что развитие речевой активности у детей в поликультурном языковом пространстве возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.
Для успешной реализации целей этноязыковой политики нужна очень кропотливая, многолетняя работа. Потребуется время, смена поколений. Есть оптимизм и уверенность, что достигнем задач языкового строительства, и наступит время, когда желание и умение разговаривать на казахском языке станут естественными для каждого гражданина Казахстана.
С.САЙРАНОВА,
заведующая ясли-садом «Айголек»