Символы независимости – наша гордость
- Автор: Super User
- Категория: Языковая политика
Государственная символика – уникальный общественный феномен, связанный с утверждением основ государственности, имеет глубокие исторические корни. Вопросы применения государственных символов испокон веков в любой стране считались важнейшей составной частью государственности.
Отделом внутренней политики, культуры и развития языков работа по пропаганде и применению государственных символов Республики Казахстан ведется согласно Конституционному Закону «О государственных символах Республики Казахстан».
В районе в 134 учреждениях и организациях имеются в наличии 121 Государственный Флаг и Герб, 124 стенда с изображением государственных символов Республики Казахстан.
В целях пропаганды воспитания уважительного отношения к государственным символам и организованного проведения Дня государственных символов разрабатываются районные и сельские планы мероприятий по подготовке и проведению мероприятий, посвященных Дню государственных символов Республики Казахстан.
В селе Новоишимское в День государственных символов проводятся автопробеги, велопробеги, флешмоб, праздничные концерты, акция «Флаг в каждом доме», где на балконах жителей размещается Государственный Флаг Республики Казахстан, а также в социальных сетях проводится акция «Менің туым – менің мақтанышым!» с изображением Флага Республики Казахстан.
Аналогичные мероприятия (праздничные концерты, спортивные соревнования) проходят во всех сельских округах района.
С целью пропаганды государственных символов в районных газетах размещаются статьи руководителей исполнительных органов, представителей учреждений и организаций.
Во всех коммунальных государственных учреждениях района на главной странице веб-сайта имеется ссылка на государственные символы. Дополнительно в отделе открыт раздел «Государственные символы Республики Казахстан», в которых размещается информация по данной тематике.
Сегодня нам, казахстанцам, есть чем гордиться, за страну, которая с честью пройдя все трудности становления государственности, стала экономическим и политическим лидером на постсоветском пространстве, эталоном межнационального и межконфессионального согласия. Государственные символы - подлинная национальная гордость, они широко известны за пределами страны и служат выражением патриотического духа народов, населяющих Казахстан.
А. БАЙКЕНОВА,
руководитель отдела внутренней политики,
культуры и развития языков
Опасность получения теологического образования в сомнительных теологических учреждениях
- Автор: Super User
- Категория: Языковая политика
Государство, безусловно, поддерживает стремление молодежи получать образование за рубежом, овладевать необходимыми стране специальностями и положительным иностранным опытом. Поэтому сегодня в нашей стране созданы все условия, чтобы молодые люди могли получить зарубежное образование, будь то в рамках государственной программы "Болашак", через различные гранты или на средства своих родителей.
Вместе с тем в последнее время, к сожалению, есть немало фактов, когда молодые казахстанцы, находясь на обучении за рубежом, попадали в различные неприятные ситуации. В связи с этим государство заинтересовано в том, чтобы у нашей молодежи в других странах не случались какие-либо конфликты, чтобы они не пострадали или у них не возникали проблемы с иностранными законами.
Многие родители, к сожалению, не знают всех нюансов получения их детьми зарубежного образования, но всячески поддерживают их выбор. Родители должны знать, что их детям в стране пребывания необходимо будет пройти психологическую адаптацию к новой действительности, научиться без каждодневной помощи родителей решать весь комплекс проблем: в организации своего быта, проживания и общения с людьми с другой культурой и менталитетом и многому другому.
Риски, которые могут ожидать молодых казахстанцев в период пребывания за рубежом, во-первых это риск подвергнуться чуждому религиозному воздействию в среде проживания и обучения. Как правило, это может произойти через центры изучения различных языков, спонсируемые малоизвестными организациями, различными религиозными ассоциациями и орденами так называемых братств, через посещение культовых сооружений, не охваченных государственным контролем в стране пребывания, а также через получение частных уроков и слушание лекций сомнительных духовных лидеров.
Во-вторых, в случае если ваш ребенок получает за рубежом религиозное образование, то родителям просто необходимо проконтролировать, в каком именно духовном учреждении учится их ребенок. Как и с кем он проводит свободное время, как часто выходит на связь с родителями, посольством и многое другое.
В-третьих, родителям и их детям следует иметь в виду, что за рубежом некоторые религиозные организации часто прикрываются различными светскими наименованиями. Например, за приглашениями на бесплатные курсы английского или арабского языка, личностного саморазвития, популярной психологии, обучения основам ведения бизнеса, курсами ораторского искусства могут стоять деструктивные организации, вербующие непосвященных иностранцев в свои ряды.
Важно помнить, что все названные факты содержат риски переноса деструктивных идей и представлений, в том числе религиозных, в нашу страну. Это может привести к идейным конфликтам в верующей среде, появлению и развитию отрицательного общественного резонанса по ряду гражданских, социально-экономических и морально-этических аспектов жизни нашего общества.
Как известно, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан наше государство осуществляет защиту и покровительство своих граждан за пределами наших границ. Поэтому государственные органы страны сегодня предпринимают все возможные шаги по ограждению казахстанцев от попадания в различные конфликтные ситуации и чужеродное религиозно-идеологическое влияние в иностранных государствах. Однако значение роли родителей и самих студентов в профилактике таких ситуаций трудно переоценить.
Очень важно отметить, что на данном этапе религиозное образование целесообразно получать в казахстанских духовных учебных заведениях. Родители и студенты должны знать, что в Казахстане есть все возможности для получения качественного духовного образования. В частности, в стране работают один университет и девять исламских медресе, православная и католическая духовные семинарии.
Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» в Алматы ведет подготовку высококвалифицированных специалистов – религиоведов, исламоведов, переводчиков арабского и английского языков, других специальностей, отвечающих требованиям времени. Все программы обучения в данных учебных заведениях соответствуют требованиям Министерства образования и науки Казахстана и сочетают в себе как светские, так и религиозные дисциплины.
Дополнительно следует отметить, что как компонент светского образования в шести вузах страны ведется подготовка специалистов с религиоведческим образованием: в КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ им. Л. Гумилева, КарГУ им. Е. Букетова, университете «Нур-Мубарак», Международном Казахстанско-Турецком университете им. Х. Ясави и университете иностранных языков и деловой карьеры. Именно в этих вузах по государственному заказу обучаются будущие религиоведы и исламоведы. Таким образом, в настоящее время казахстанская молодежь, решившая посвятить себя изучению религиоведения и теологических дисциплин, имеет все возможности получить профессиональные знания у себя на Родине.
А. БАЙКЕНОВА,
руководитель отдела внутренней политики,
культуры и развития языков
Государственный язык - мой язык
- Автор: Super User
- Категория: Языковая политика
Говоря о межнациональной дружбе, межэтническом согласии, мы не можем обойти язык стороной. Ведь язык-это путь к более глубокому пониманию друг друга.
Президент Республики Казахстан Касым -Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана отметил: «Считаю, что роль казахского языка как государственного будет усилена и наступит время, когда он станет языком межнационального общения. Однако, чтобы достичь такого уровня, нужны не громкие заявления, а наша общая работа. Кроме того, необходимо помнить, что язык является инструментом большой политики», - поделился он своими мыслями о развитии казахского языка. Это следует воспринимать как слова, адресованные не только отдельным группам граждан, но и народу Казахстана в целом, независимо от национальности. Несмотря на то, что за годы независимости был сделан ряд важных дел, направленных на повышение потенциала государственного языка, до сих пор есть вопросы, которые необходимо решить.
Одним из важных изменений в языковой политике за последние годы стала работа по переводу казахского языка на латинскую графику. Это исторически важное решение, вызванное требованием времени. Сейчас подавляющее большинство языков мира маркируется на латинском алфавите. Сегодня язык науки и образования, мировой коммуникации - это также английский язык, который пишется на латинице.
За 30 лет независимости нашей страны со стороны государства была сформирована единая языковая политика, казахскому языку придан статус государственного языка, расширен круг его применения. Сегодня казахский язык, являющийся государственным, стал языком государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, который применяется во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. Это одно из важнейших достижений нашей страны, это повышение статуса государственного языка.
Ежегодно 5 сентября в стране отмечается День языков народа Казахстана. Национальный праздник был отмечен в день рождения основателя казахской филологии Ахмета Байтурсынова. В этот день учащиеся школ округа подготовили видеопоздравление.
Традиционная декада, посвященная Дню языков народа Казахстана прошла с 6 по 17 сентября 2021 года, в рамках декады учитель казахского языка Гаршинской СШ С. А. Рамазанова провела конкурс сочинений среди старшеклассников на тему ««Ең қымбат қазына-тіл», в школах округа прошел единый классный час на тему «Мәңгі ел-мәңгі тіл», конкурс рисунков «Дружба народов-дружба языков».
В КГУ «Аппарат акима Чистопольского сельского округа района имени Габита Мусрепова СКО »1 раз в неделю организовано обучение государственных служащих казахскому языку. Также при поступлении на государственную службу требуется пройти тестирование по законодательству. При сдаче теста также задаются вопросы по казахскому языку, присваиваются баллы.
На сегодняшний день общее количество изучающих язык растет. Главная цель языковой политики - это превращение государственного языка в общий язык многоязычного Казахстана, расширение сферы применения родного языка, достижение лидирующих позиций. Отрадно, что у представителей других национальностей в настоящее время есть желание изучать казахский язык. Представитель некоренной национальности Кирилл Гаврилов, учащийся 7 «А» класса Чистопольской средней школы, обучается и в совершенстве владеет государственным языком. Также в округе можно отметить Сейлбека Кайрбековича Омарбекова, Еркебулана Аскаровича Кайрата и Камилу Болатовну Макатову, владеющих тремя языками.
В итоге, практическое укрепление в Казахстане статуса казахского языка, его компетенции - это общее дело всех казахстанцев.
Потенциал государственного языка будет возрастать с течением времени. Но, чтобы ускорить этот процесс, мы все должны использовать имеющиеся ресурсы и возможности.
К. АМАНТАЕВ,
аким Чистопольского сельского округа