СОСТОЯЛСЯ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В АО «ЕНПФ»
- Автор: Super User
- Категория: новости
В день открытых дверей Единый накопительный пенсионный фонд традиционно принимает своих гостей, чтобы рассказать о накопительной пенсионной системе, разъяснить детали ее механизма, ответить на любые интересующие вопросы. Главной повесткой очередного дня открытых дверей стала тема «Социальный кодекс Республики Казахстан. Новшества в пенсионной системе Казахстана».
Как известно, с 1 июля текущего года вступил в силу Социальный кодекс, объединивший все законодательные акты в сфере социальной защиты населения, обеспечив сопровождение граждан и предоставление государственных гарантий с момента рождения до выхода на пенсию.
Кодекс определяет солидарность и коллективную ответственность государства, работодателей и граждан в системе социального обеспечения, он разработан с учетом особенностей страны, а также лучшего международного опыта, включая законодательство Евросоюза.
Социальный кодекс РК предусматривает ряд новшеств относительно накопительной пенсионной системы Казахстана, касающихся расширения прав вкладчиков по управлению своими активами, использования пенсионных накоплений на жилье и лечение пенсионерами, вышедшими на заслуженный отдых по выслугe лет, увеличения выплаты на погребение, обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР), обязательного характера пенсионных взносов для всех, снижения комиссионного вознаграждения ЕНПФ, новых правил получения единовременных пенсионных выплат на лечение и жилье.
Об этом на встрече с участниками Дня открытых дверей говорили специалисты Фонда.
Участники встречи задавали вопросы: «В чем заключаются нововведения, предусмотренные Социальным кодексом в сфере пенсионного обеспечения? Какие новые подходы используются при этом? Какие плюсы несут новшества? Как они реализуются на практике?».
Специалисты Фонда подробно ответили на вопросы, разъяснили значение каждого нововведения и привели примеры реализации норм Социального кодекса.
Мероприятие вызвало большой интерес со стороны участников и прошло в условиях активной дискуссии.
ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. С 1 января 2016 года функции по выработке предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами переданы Совету по управлению Национальным фондом.
В соответствии с пенсионным законодательством, ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, пенсионные выплаты, индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат, предоставляет вкладчику (получателю) информацию о состоянии его пенсионных накоплений (подробнее на www.enpf.kz).
Пресс-центр АО «ЕНПФ»
О ПРАВИЛАХ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ
- Автор: Super User
- Категория: новости
20 ноября прошла встреча с участием СМИ с предпринимателями, осуществляющими реализацию обувных товаров, где были разъяснены правила маркировки и прослеживаемости обувных товаров.
1 апреля 2023 года завершился период, когда разрешалось продавать обувь, не зарегистрированную в системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. По просьбам предпринимателей, этот срок продлевали с 1 апреля 2022 года до 1 апреля 2023 года. Что изменится для обувных предпринимателей, какая ответственность предусмотрена за нарушение правил и для чего необходимо регистрировать обувь в системе поэкземплярной прослеживаемости – объясняем в этом материале.
Предыстория
1 ноября 2021 года постановлением Правительства в Казахстане была внедрена обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров – это система, которая регистрирует информацию о каждом товаре, который поступает в страну и прослеживает его через уникальный дата-матрикс-код, демонстрируя весь путь товара от производителя/импортера до конечного потребителя. Задача системы маркировки и прослеживаемости – сделать товарооборот в Казахстане прозрачным. По сути, это разновидность систем Track&Trace, которые применяются в прогрессивных регионах по всему миру, как стандарт для оцифровки товарного пути, главный и доказанный эффект которого – снижение уровня теневой экономики.
В Казахстане система маркировки и прослеживаемости распространяется на три товарные группы: табак (код маркировки заменил функцию акцизной марки с 1 января 2022 года), обувные товары (с 1 ноября 2021 года) и с 1 июля 2022 года – поэтапное введение маркировки и прослеживаемости лекарственных средств. Товарные группы, подлежащие обязательной маркировке (то есть поэкземплярному учету и прослеживамости полного пути товара), выбираются по основным критериям: 1) высокий уровень теневой экономики; 2) высокая угроза здоровью населения.
Если необходимость оцифровки товарооборота табачных изделий и лекарственных препаратов не вызывает вопросов, то выбор товарной группы “обувь” очевиден не всем. По официальным данным, доля теневого оборота обуви в Казахстане составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввезена в страну нелегально. Большой поток поступает из Китая, и, если опираться на таможенную статистику, расхождения в данных обнажают всю полноту картины: китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. Эти цифры наглядно оценивают объем теневой экономики в обороте обувных товаров, что стало веской причиной для внедрения их прослеживаемости.
Как вводилась обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров
Перед внедрением обязательной маркировки и прослеживаемости любой товарной группы проводится тестовый период – пилотный проект, в котором предприниматели добровольно принимают участие, чтобы понять систему, оценить возможности и риски, адаптировать бизнес-процессы и подготовиться к старту, когда работа в системе станет обязательным законодательным правилом.
Итак, с 30 июня 2019 года по 31 декабря 2020 года в Казахстане был проведен пилотный проект по маркировке обуви. В проекте приняли участие 19 участников оборота обуви – 5 производителей-реализаторов, 13 импортеров-реализаторов и 1 уполномоченный экономический оператор (все являются резидентами РК), т.е. оптовые и розничные торговые компании. При проведении проекта отрабатывались технические моменты: физическая маркировка, генерация и передача кодов, работа участников рынка с базой данных, сканирование маркированной обуви торговыми точками и потребителями, ведение базы данных, разработка мобильного приложения для потребителей, прием-передача товара и выведение кода проданных единиц из оборота.
Итоги пилотного проекта обсуждены на общественных слушаниях 11 мая 2021 года и решением межведомственной комиссии 7 июля 2021 года одобрены результаты анализа регуляторного воздействия по внедрению маркировки обувных товаров. Постановлением Правительства РК №588 от 31 августа 2021 года обувные товары включены в перечень обязательных товаров, подлежащих маркировке в РК.
Таким образом, с 1 ноября 2021 года маркировка и прослеживаемость обувных товаров стала обязательным требованием, которое закреплено в законодательстве Республики Казахстан. Однако, фактически предприниматели все еще выражали неготовность и просили послаблений, и курирующие государственные органы поддержали и внедрили в НПА подавляющее количество послаблений по запросу бизнеса.
Например, Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане в период с 1 апреля 2022 года по 31 декабря 2022 года бесплатно выдавал коды маркировки предпринимателям, зарегистрированным в системе, для маркировки остатков. Также импортерам обуви разрешили до 1 ноября 2023 года проводить нанесение маркировки на обувь у себя на собственных складах в РК после прохождения таможенной очистки и т.д. По запросу бизнеса неоднократно менялся и адаптировался функционал системы. Кроме этого, на постоянной основе проводились обучающие мероприятия, индивидуальные консультации и “живые” встречи с предпринимателями для получения и сбора обратной связи.
За 1,5 года со времени введения обязательной маркировки обувных товаров в РК, по состоянию на 1 марта 2023 года, в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано более 2,8 тыс. участников оборота товаров (в том числе 115 производителей, 774 импортера и 1602 розницы, 341 оптовый реализатор), в каталоге товаров зарегистрировано более 1 226 725 карточек товара. Все это свидетельствует о высокой динамике участия бизнеса в проекте маркировки обувных товаров.
Что изменится с 1 апреля 2023 года?
Одним из главных послаблений для бизнеса стало разрешение продажи немаркированных остатков обуви (которые были завезены до старта обязательной маркировки обуви, то есть до 1 ноября 2021 года) до 1 апреля 2023 года. Изначально этот срок устанавливался на 1 апреля 2022 года, но по запросу предпринимателей предоставить больше времени на адаптацию к новым правилам, срок продлили на один год. Это означает, что с 1 апреля текущего года по правилам маркировки и прослеживаемости товаров, бизнес не имеет права продавать немаркированные остатки обуви. В остальном, правила маркировки и прослеживаемости не изменились.
Стоит отметить, что за нарушение правил маркировки и прослеживаемости обувных товаров в законодательстве Республики Казахстан штрафов не предусмотрено.
В настоящее время в КОАП РК предусмотрены штрафы за немаркированную продукцию, но касаются они только табачных изделий, так как ранее код маркировки заменил функцию акцизной марки и меры наказания за ее отсутствие остались прежними. А именно, согласно статье 283 Кодекса Республики Казахстан «Об административных нарушениях», Законом Республики Казахстан от 11 июля 2022 года № 137-VІI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»: “Оборот подакцизных товаров без средств идентификации, а равно со средствами идентификации неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации, влечет штраф на физических лиц в размере 50 МРП (153 150 тенге), на субъектов малого предпринимательства – в размере 150 МРП (459 450 тенге), на субъектов среднего предпринимательства - в размере 200 МРП (612 600 тенге), на субъектов крупного предпринимательства - в размере 500 МРП (1 531 500 тенге), с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии”.
Стоит еще раз обратить внимание, что штрафа на нарушение правил маркировки и прослеживаемости обувных товаров в законе не предусмотрено.
Эффект маркировки и прослеживаемости обувных товаров
В результате введения цифровой маркировки и прослеживаемости, официальный импорт обуви увеличился на 13 млн. пар (30 %) (с 37,2 млн. пар до 53,1 млн. пар). До введения маркировки за период 2018-2020 гг. показатель импорта обуви варьировался в диапазоне 35–39 млн. пар.
Кроме того, налоговые поступления от обувных предпринимателей, зарегистрированных в системе маркировки и прослеживаемости товаров, по итогам 2021 года выросли на 55% по сравнению с 2020 годом, а по итогам 11 месяцев 2022 года налоговые поступления выросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Динамика роста импорта обуви в РК и заметного увеличения поступлений в бюджет в виде налоговых поступлений свидетельствует об эффективности системы маркировки и прослеживаемости.
С. МАЛЬЦЕВА,
главный специалист
Управления государственных
доходов по району
им. Г. Мусрепова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
- Автор: Super User
- Категория: новости
Коррупция, как социальное явление, продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира, независимо от политического развития, в том числе и в Казахстане, различается лишь масштабами. Коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций. Негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны. Борьба с коррупцией определена в качестве одного из приоритетов государственной политики в Казахстане. Обеспечение экономической безопасности республики невозможно без резкого снижения уровня коррупции, которая препятствует развитию, приводит к расхищению ресурсов, осуществлению невыгодных для национальной экономики инвестиций и т.п. Рост уровня коррупции представляет серьезную угрозу национальной экономической безопасности, так как может привести к замедлению социально-экономических реформ. Коррупция оказывает негативное воздействие на все сферы общественной жизни, извращает систему распределения доходов, увеличивая стимулы для нечестных, коррумпированных агентов и неэффективно распределяя экономические ресурсы.
Президент Казахстана, говоря о борьбе с коррупцией, неоднократно подчеркивал, что без участия общества нельзя победить коррупцию. Пропаганду борьбы с коррупцией среди молодежи нужно начинать как можно раньше. Молодежь обладает знаниями, необходимыми для решения всеобщих проблем, включая коррупцию. У нас есть обоснованный интерес бороться против коррупции. Как правило, граждане оказываются главной жертвой коррупции. Способность общественности в том числе и контролировать нашу молодежь, выявлять и пресекать коррупционную деятельность государственных чиновников повышается благодарю изучению местных проблем. Для борьбы с коррупцией необходимы системные усилия всех слоев общества.
Комитетом казначейства Министерства финансов Республики Казахстан утвержден План мероприятий по противодействию коррупции Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан. Управление казначейства района имени Габита Мусрепова, являясь структурным подразделением Комитета казначейства, проводит работу по исполнению Плана. Одним из пунктов Плана является функционирование «телефона доверия», почтового ящика для писем и обращений граждан. Телефон доверия (20-5-99) периодически печатается в средствах массовой информации, ящик для писем и обращений установлен в здании Управления казначейства.
Казначейство в пределах своей компетенции осуществляет предварительный и текущий контроль за целевым использование средств государственного бюджета, обеспечивает исполнение документов в установленные сроки, но при этом не должно допускать фактов необоснованного возврата без исполнения документов, а также проявлений волокиты при рассмотрении документов, предоставляемых клиентами в территориальные подразделения казначейства. Для решения этой задачи Комитетом казначейства тиражируется система электронного документооборота «Казначейство-клиент», которая обеспечивает создание и отправку электронных документов, контроль состояния документов государственными учреждениями, предоставление госучреждениям отчетов. При дистанционном взаимодействии происходит уменьшение административных барьеров, увеличивается скорость обслуживания государственных учреждений, снижается количество возвратов за счет ошибок «человеческого фактора», сокращаются бумажные, временные и транспортные затраты госучреждений. Повышается прозрачность процедур приема, обработки, исполнения и возвратов финансовых документов. В результате введения системы «Казначейство-клиент» исключается личный контакт, который может породить коррупционное правонарушение. Управлением казначейства проводится работа по подключению государственных учреждений к системе «Казначейство-клиент».
Т. ИСКАКОВА,
руководитель Управления казначейства
района имени Габита Мусрепова