Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Май 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 27 28
29 30 31        

Профилактика интернет-мошенничества

В последнее время участились звонки от якобы «службы безопасности» банков. Как правило, звонящие мошенники зяавляют, что с карты клиента недавно была переведена некая сумма денег, после чего у растерявшегося человека начинают получать всю необходимую информацию. А это номер карты, CVV-кода и прочее.

Как действуют мошенники:

- звонят и представляются сотрудниками банков. Мошенники сообщают клиенту о подозрительной операции и просят сообщить личные данные для перевода денег со счета. К примеру, настаивают на смене пароля и отправке им секретного кода из СМС-сообщения банка. С помощью этой информации злоумышленники переводят деньги со счета и могут оформить на клиента заем на крупную сумму;

- звонят и пугают, что в данный момент злоумышленники пытаются зайти в личный кабинет. Затем мошенники предлагают скачать и установить на смартфон мобильное приложение для усиления безопасности банковских данных. Но эта вредоносная программа действует обратным способом, передавая информацию аферистам. С помощью нее они могут не только проводить финансовые операции со счетами, но и получить доступ к остальной личной информации, хранящейся на телефоне;

- звонят и сообщают о возможной краже денег со счетов. При этом аферисты советуют клиенту срочно перевести средства на «зеркальный счет», «страховому агенту» или на «страховую ячейку». Используют при этом мошенники телефонные номера, схожие с номерами банковских операторов, и применяют разные способы внушения. Главное, чтобы клиент перевел деньги на продиктованный фиктивные счет;

- рассылают личные сообщения в мессенджерах или по почте. В этих сообщениях чаще всего фигурируют сведения о благотворительных акциях, розыгрышах ценных призов, финансовых услугах со скидками. Во всех этих сообщениях присутствуют ссылки для ввода личных и банковских данных. После их ввода мошенники получают полный доступ к счетам клиента и могут переводить все деньги на свои счета. При этом в этих фиктивных «розыгрышах» могут быть вшиты вредоносные вирусы, которые либо навредят устройству, либо передадут управлением им под контроль аферистов.

Как ведут себя мошенники при разговоре:

- запугивают клиента, что у него хотят украсть со счета деньги;

- настаивают и уговаривают сообщить им коды из СМС-сообщений и сменить пароль аккаунта;

- просят перевести деньги на незнакомый счет или оформить кредит;

- рекомендуют снять кредитные деньги в банкомате и положить их на особый счет;

- просят «для безопасности» установить неизвестное приложение;

- выведывают иные личные данные;

- говорят перевести деньги или положить в «страховую ячейку»;

- настаивают на том, чтобы клиент не перезванивал в банк;

- просят сообщить в банк, что клиент сам совершает все операции;

- перезванивают, уточняют данные, якобы переключают на других сотрудников.

Откуда у мошенников могут оказаться ваши личные данные:

- оставленные чеки и квитанции. При снятии денежных средств с банкомата, или при производстве операций через платежные терминалы граждане оставляют на месте свои квитанции и чеки. Это ни в коем случае нельзя делать, во многих чеках имеются анкетные данные лица, номер сотового телефона, ИИН, сумма последнего перевода/пополнения. Обладая данной информацией, мошенник в дальнейшем может вам позвонить и представиться сотрудником банка, назовет всю полную информацию о вас и в дальнейшем получит доступ к денежным средствам. После проведения банковских операций чеки и квитанции необходимо сразу уничтожить или забрать с собой, ограничить посторонних лиц от доступа к ним;

- соцсети. У каждого человека имеются личные странички в популярных социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, Инстаграм), где имеется много личной информации, абонентские номера, места, где вы проводите свой досуг. Использовав эти данные, мошенник может легко их использовать в личных целях для совершения обмана.

Рассмотрим пример такого мошенничества. В Управление полиции г. Петропавловска обратилась 56-летняя жительница областного центра с заявлением о том, что неизвестные лица обманным путем завладели принадлежащими ей денежными средствами в сумме 1 млн.тенге.

Было установлено, что к ней на сотовый телефон в обеденное время позвонил неизвестный мужчина и представился сотрудником службы безопасности Национального банка и сообщил, что на нее имя мошенники оформили кредит в сумме 1 млн. тенге. С целью отмены кредита необходимо провести ряд действий. От сказанного потерпевшая растерялась. После чего неизвестный мужчина сказал, что разговор необходимо проводить через мессенджер Ватсап. Также от женщины попросили продиктовать номер банковской карты, ее срок действия, CVV-код, расположенный на обратной стороне карты. Все эти действия она выполнила. После чего женщине мошенники сказали оформить на свое имя кредит на сумму 1млн. тенге, что она и сделала. Всю сумму ей сказали перевести на страховую ячейку. Только спустя несколько дней женщина поняла, что стала жертвой мошенников и обратилась в полицию.

Меры предосторожности:

- если вам звонят с банка, представляются менеджером или сотрудником службы безопасности и сообщают, что по вашей карте производится перевод денежных средств в другой город, страну и предлагают перевести денежные средства на застрахованный счет, необходимо прекратить разговор, незамедлительно перезвонить на горячую линию своего банка и сообщить о данной ситуации. Ни один сотрудник банка не будет звонить клиентам и интересоваться конфиденциальными данными. Сведения о счетах, номер карты и контрольные цифры на обороте карты - это данные, которые защищены банковской тайной. Если Вы сообщите данную информацию третьим лицам, а также смс с кодом, пришедшим на телефон, денежные средства незамедлительно будут сняты с банковской карты;

- если в ходе разговора вас просят скачать к себе на сотовый телефон какую-либо программу, например «Анидеск» или «Team Viewer» (программы для удаленного доступа), необходимо понимать, это мошенники. Скачав программы, вы предоставите доступ преступнику к своему счету и лишитесь своих денежных средств.

Важно понимать, что в этой схеме мошенники используют элемент неожиданности, в ходе разговора используют банковские термины, разговор заранее продуман и спланирован.

На сегодняшнем стриминге мы рассмотрели ситуацию, как не попасться на уловки мошенников, которые представляются сотрудниками популярных банков.

При соблюдении основных мер предосторожности вы обезопасите себя от потери денежных средств. Не поленитесь перепроверить всю информацию.

Если вы все-таки стали жертвой мошенников, обращайтесь по телефону 102, через официальное приложение 102, которое можно скачать в Интернете, или в ближайшее отделение полиции. С собой необходимо иметь скриншоты переписок, чеки перечисления денежных средств и другие подтверждающие документы.

Информация о новых схемах интернет-мошенничеств имеется на нашей официальной страничке в «Инстаграм» cyberpolice_sko, подписывайтесь, просматривайте видео.

А. НУРБАЕВ,

оперуполномоченный ОКП ОП района им. Г.Мусрепова,

капитан полиции