Счастье – это когда утром человеку хочется бежать на работу, а вечером домой
- Подробности
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Человек труда
- Просмотров: 282
«Люди – наше главное богатство».
К.-Ж. Токаев (из выступления на пленарном
заседании международного форума Digital Bridge, 2022 г.)
Эти слова нашего Президента, вынесенные в предисловие, в полной мере относятся и к замечательному педагогу и очень интересному человеку Кайрату Аскербековичу Даутбаеву. Он работает учителем русского языка и литературы в Ефимовской основной школе и недавно отметил своё 60-летие. Многие знакомы с этим человеком, ведь он уже почти 40 лет работает в разных организациях образования нашего района. Прекрасный педагог, хороший товарищ, не побоюсь повториться, очень интересный человек, заботливый и любящий муж, прекрасный отец, весёлый и мудрый дедушка– это всё о нём. Но за этими определениями не очень виден конкретный человек, а мы хотим именно поближе познакомить читателей нашей газеты с Кайратом Аскербековичем, показать его непростую (а у кого она простая?), но интересную жизнь. Мне по роду своей деятельности часто удаётся интервьюировать незаурядных людей. Недавно такое общение состоялось и с Кайратом Аскербековичем. Мы предлагаем вашему вниманию наиболее яркие и интересные фрагменты этой беседы.
- На выбор профессии всегда влияет много факторов. Что привело Вас в профессию учителя?
- Это был выбор моих родителей: отца Аскербека Уалиевича, который сам много лет отдал преподавательской деятельности в Рузаевском тогда ещё СПТУ-81, и мамы Светланы Станиславовны, подарившей мне любовь к чтению и литературе. Сам я никогда не думал, что стану учителем. В общем, в 1980 году поступил в Кокчетавский педагогический институт, окончил его в 1984 и с удивлением обнаружил себя учителем русского языка, а через год директором Чернобаевской основной школы тогда ещё Рузаевского района. А дальше, как говорится, «процесс пошёл». В плане профессии мне повезло: я успешно совместил решение вопроса финансового обеспечения и любимую работу.
- Случались ли в Вашей жизни ситуации, когда Вы жалели о своём выборе профессии и хотели сменить род деятельности?
- Нет. Ни разу.
- Можно ли считать Вас успешным учителем? Какими достижениями, успехами, наградами отмечена Ваша работа?
- Я никогда не считал главным критерием успешности внешние атрибуты и регалии. Хотя есть у меня грамоты, благодарственные письма разного уровня, вплоть до Министра образования и науки Республики Казахстан, в этом году я занял 1 место в областной учительской предметной олимпиаде, многочисленными дипломами отмечено моё участие и участие моих учеников в различных научных проектах, олимпиадах и конкурсах. Но самыми знаковыми я считаю моменты, когда вижу в глазах учеников (конечно, не всех, но самых-самых) ожидание, радость, тревогу от общения не столько даже со мной, сколько с литературой, когда кто-то из ребят интересуется, что можно почитать у вскользь упомянутого мной автора, их эмоциональные всплески при чтении стихов.
- Сейчас много говорят о том, что современные дети «трудные», бывают невоспитанные, не хотят учиться; учителя теперь в подмётки не годятся тем, что были раньше, а современной системе образования не сравниться с советской. Что Вы думаете об этом?
- В корне не согласен ни с одним из этих утверждений. Во-первых, дети – всегда дети. Да, нынешнее поколение более продвинуто в вопросах цифровых технологий и коммуникаций, они больше знают о взаимоотношениях полов и более прагматично смотрят на жизнь, у них другие интересы, музыка, герои, фильмы и игры. Но для них так же важны любовь и забота родителей, чувство защищённости и потребность в любви и дружбе. А что касается нежелания учить уроки, то мальчишки Древнего Рима, советского времени и современности в этом вопросе одинаковы.
Во-вторых, и в советское время были педагоги, скажем так, разные. А сейчас, наблюдая за молодыми учителями, я с удовольствием замечаю, что среди них много парней и девушек, которые пришли на своё место. Они знают свои предметы, отлично налаживают правильные коммуникации с коллегами, детьми и их родителями, быстро учатся и адекватно воспринимают педагогическую действительность. В добрый путь, ребята!
В-третьих, современная система образования, получившая неограниченный доступ к источникам информации и технологическим ресурсам, имеет гораздо больше возможностей для успешного решения всех педагогических задач. А направленность её на не столько на передачу знаний, сколько на обучение способам их самостоятельного добывания, позволяет человеку самому определять направление и уровень своего обучения.
- В жизни человека большую роль играет семья. Какое место она занимает в Вашей жизни?
- Есть такая максима: «Счастье – это когда человеку утром хочется бежать на работу, а вечером - домой». Это про меня. Моя жена Любовь Михайловна, кстати, прекрасный учитель начальных классов, сейчас она на пенсии, действительно, является второй половиной моей души и жизни. Вот уже 35 лет мы счастливы вместе. У нас замечательные дочери: Екатерина – воспитатель предшколы в Новоишимской СШ № 1; Ольга – специалист по экономической географии, работает в Астане и Дарья – врач-реабилитолог в Петропавловске. Каждая из них подарила нам по внучке (Таисия, Эмилия и Евгения). О них можно говорить вечно: вот уж действительно радость, свет и смысл нашей жизни.
- Что помогло Вам состояться как человеку и специалисту?
- Наверное, качества, заложенные ещё родителями: любовь к литературе, чувство юмора, восприятие жизни не такой, какой хочется её видеть, а такой, какая она есть, отношение к работе как к интересному и увлекательному делу. Семья – источник радости, заботы и любви. Очень важный фактор – коллеги, друзья, товарищи по оружию во время воинской службы, которые окружали меня на всех этапах моей жизни. Сейчас, вспоминая о них, я думаю: как всё-таки много в этом мире хороших людей! И это замечательно: пока они есть, есть и наш мир, продолжается наша жизнь!
- Большое спасибо Вам, Кайрат Аскербекович, за интересную беседу, за Ваш труд. С юбилеем Вас! Мира, счастья, здоровья, удачи, любви Вам и Вашим близким!
Беседовала Марина ПЕТРОВА