04 Июль 2018
Город, устремленный в будущее
- Подробности статьи
- Автор
- Категория Актуально
Решение о переносе столицы из Алматы в Астану принято Верховным Советом Республики Казахстан 6 июля 1994 года. 15 сентября был подписан Указ Президента РК «О столице Республики Казахстан». 10 декабря 1997 года была официально объявлена столицей Акмола, а 6 мая 1998 года столица была переименована в Астану. Международная презентация столицы состоялась 10 июня 1998 года.
Накануне юбилея столицы нам удалось встретиться с непосредственным участником строительства нового города ветераном труда Ф.И. Штраниным.
-Первые годы становления Республики Казахстан были связаны с большими экономическими трудностями. Их необходимо было решать. В то время Куйбышевское АТЭП-14012 уже было приватизировано и переименовано и я работал руководителем Куйбышевского АО «Автогарант». Руководство искало объемы работ для обеспечения автопредприятия загрузкой,- так начал свой рассказ Федор Иванович. -Наши маршруты пролегали в соседние Курганскую и Свердловскую области России, города Омск, Кокшетау, Тараз. И это было важно, так как нам необходима была работа. Однажды нам позвонили и предложили заключить договор по перевозке грузов в тогда еще г. Акмоле. Условия договора были для нас подходящими: и сумма предоплаты, и обеспечение ГСМ, питанием и отдыхом водителей.
На следующий день была скомплектована бригада из 15 автомобилей марки «КамАЗ- 5511» и автоколонна отправилась в Акмолу- будущую столицу. Среди водителей, командированных в столицу, были Г. Бублик, В. Решетов, В. Вивсяник, братья М. и П. Гурьяновы, А. Махмут, С. Какенов, Е. Капралов, Ж. Алимгужин и другие. Эти ребята, действительно, являлись профессионалами своего дела, досконально знали техническое состояние автомобиля, условия работы как в дневное, так и в ночное время.
На промбазу предприятия АО «Джамбул ДОРСТРОЙ» мы прибыли к 22 часам вечера. Встретили нас тепло, после ужина ребята стали располагаться на ночлег, но тут возникли обстоятельства, требующие нашего участия. Руководство АО попросило нас приступить к работе, так как необходимо было доставить асфальтобетонную смесь в район аэропорта. Так началась наша рабочая эпопея в столице. На территории промбазы находилось 6 заводов АБЗ по производству асфальта новых технологий, и своевременная доставка при сохранении температурного режима обеспечивала качество взлетных полос. Именно поэтому при перевозке асфальтобетонных смесей необходимо было строгое соблюдение графика и режима поставки. Работали мы, участвуя в строительстве столичного аэропорта, полтора года, и за все это время нареканий со стороны заказчика не было.
Помню презентацию первой взлетной полосы аэропорта, когда в столице произвел посадку первый «Боинг». Это событие было радостным, вызывало чувство гордости за столицу, сопричастности с ее судьбой, и с большим будущим нашей Родины. Одновременно менялся и облик города, причем происходило это стремительно. Буквально через месяц мы видели значительные изменения в строительстве таких объектов, как Байтерек, высотные здания Министерства обороны, в реконструкции моста через реку Ишим. В юной столице расширялись улицы, появились проспекты, делалось современное освещение. Буквально через несколько месяцев появился профиль нового аэропорта. Все это создавало такой импульс, что хотелось работать и радоваться, и гордиться преобразованиями, происходившими в стране на наших глазах, с нашим участием. Мы делали большое и нужное дело, и хотя сегодня это уже история, но наш вклад, бесспорно, значим и весом.
И сегодня, приезжая в Астану, я сажусь на автобус, идущий по маршруту от железнодорожного вокзала до аэропорта, и любуюсь нашей замечательной столицей. Смотрю, как за эти годы изменился облик города, и с теплотой вспоминаю тех людей, которые были первопроходцами в деле реализации поручений Первого Президента РК Н.А. Назарбаева. Пример нашей столицы показывает, как единство, трудолюбие, дружба и сплоченность ведут к успеху. Мы до сих пор горды тем, что наш вклад в строительство столицы- это стремление принести пользу Родине, проявить свою любовь к ней, и лучшие патриотические чувства, которые мы бережно несем в своей душе через всю нашу жизнь.
Большим трудом огромного числа людей строился новый город, устремленный в будущее, подчеркивающий значимость и важность нашей Независимости, нашего миролюбия в международном масштабе и стремления к прогрессу. Наша столица еще так молода, но в то же время перспективна, красива и является символом грядущего, символом нового века.
Записала Л. БОРИСЕНКО
Читать далееСтолица глазами журналиста
- Подробности статьи
- Автор
- Категория слайдер
В этом году наша страна празднует 20- летие столицы- Астаны. Это важное событие для каждого гражданина Казахстана. И я предлагаю вам совершить путешествие в историю возникновения этого прекрасного города и прогуляться по его улицам сегодня.
Давайте окунемся в прошлое. Возник город Акмола в 1830 году. Затем во время освоения целинных и залежных земель город стал носить название Целиноград, а вот с 1998 года был переименован в Астану. Я посещала этот город еще до присвоения ему статуса столицы Казахстана. И нужно сказать, его архитектура тогда ничем особо не выделялась. А сейчас современная архитектура столицы очень необычная, я бы даже сказала, удивительная. Она очень гармонично сочетает в себе все тонкости Востока и смелые идеи Запада. Например, ТРЦ «Хан Шатыр» выполнен очень по-восточному, его высота достигает 200 метров. А Дворец мира и согласия, который в народе называют «Пирамида», виден издалека. Его высота достигает 62 метров и нашу, астанинскую «Пирамиду», невозможно представить ни в одном другом городе. И, конечно, изюминка, главная достопримечательность столицы- это башня «Астана- Байтерек». Ее возвели в честь переноса столицы из Алматы в Астану. К сожалению, из-за сильного ветра мне не удалось подняться на «Байтерек», но экскурсовод рассказал довольно много интересных деталей про эту достопримечательность города. Например, что по замыслу авторов объект воплощает фольклорное Древо жизни, ветви которого удерживают Солнце- яйцо птицы Самрук. Башня «Байтерек» символизирует опору молодого государства, основанного на народных традициях и двигающегося вперед в ногу с прогрессом.
А еще я посетила памятник хану Кенесары. Прогулялась по бульвару Нуржол. Посетила Парк влюбленных. Кстати, его открыли в 2005 году и с тех самых пор здесь проводятся церемонии бракосочетания. Парк украшают фонтан и необычная бронзовая скульптура влюбленных, которая и дала название парку. В нем очень много деревьев, причудливых цветников, а также можно посидеть на скамейках «Первого поцелуя» или «Примирения».
Но, по- моему мнению, самая уютная, по-домашнему спокойная и в тоже время очень живая- это Набережная. Здесь можно увидеть большое количество как местных жителей, так и гостей столицы. Они отдыхают, дети играют, развлекаются. Протяженность Набережной больше двух километров. И на каждом метре можно увидеть что-то интересное. Вот, например, дети спускаются к берегу реки Ишим, а там молодые пары «атаковали» скамейки под тенью раскидистых деревьев. А поколение постарше просто на зеленом газоне устроило небольшой пикник. И все- такие радушные, улыбчивые. Двигаюсь в направлении большого скопления людей. Оказалось, что это причал. Как здорово! В большом мегаполисе можно прокатиться на речном трамвайчике! Покупаю билет и жду своей очереди. Нужно отметить, что ждать пришлось недолго. По реке ходит много прогулочных катеров. Ну вот подошел и мой речной трамвай. Занимаю место, нет, не сидячее. Зачем? Я хочу увидеть больше интересных мест, да и вообще люблю, когда ветер в лицо, глотаешь ртом воздух и ловишь ощущение свободы.
Заработал мотор и бурно «забеспокоилась» вода. Капитан, пожелав всем получить удовольствие от экскурсии, включил музыкальный альбом Розы Рымбаевой. И вот, набирая скорость и слушая песни о бескрайних просторах нашей страны, мы «разрезаем» водную гладь Ишима. Передо мной открылись красивые виды. Территория правого и левого берега Ишима очень облагорожена. Каждая деталь продумана. Я даже поймала себя на мысли о том, какую бы деталь лично я добавила бы в один из этих потрясающих живописных пейзажей, и ничего не придумала. Вдоль Набережной сплошные новостройки, респектабельные отели. Мы промчались мимо корпусов отеля «Рэдиссон», затем оставили позади комплекс Гранд- Алатау, самое высокое здание которого в 43 этажа. По пути мы проплыли несколько мостов и причудливые строения жилых комплексов. По дороге наше судно встретилось с точно таким же прогулочным катером, нам махали взрослые и дети, я помахала в ответ. И сразу же город и его жители стали казаться такими родными, как- будто многих знаешь, и на том теплоходике я просто поздоровалась с соседкой бабой Машей или улыбнулась Айман-апе. На протяжении всей прогулки на катере, то на левом, то на правом берегах нам то и дело встречались люди разных возрастов на роликах, велосипедах или просто бегуны. А еще одной изюминкой для меня стали рыбаки вдоль речки. Редко посередине огромного города, столицы можно встретить мужчин в панамках и с удочками. Проплывая мимо них, так и хотелось спросить, клюет ли рыба. Но они сидели с такими сосредоточенными лицами, всматриваясь в водную гладь, что сразу понимаешь,- им вовсе не хочется, чтобы их тревожили не только вопросами, но и шумом двигателей от катеров. Но вот катер развернулся и двинулся в обратную сторону и вновь замелькали уже знакомые нам мосты, жилые комплексы, фешенебельные корпуса отелей, велосипедисты, рыбаки.
Вот кажется и все, мой день, моя личная экскурсия по Астане подошла к концу. Да, я не посетила знаменитых музеев, театров, цирков. Но я и не преследовала такой цели. Мне хотелось увидеть другую сторону жизни астанчан. Не «деловых», бегущих по своим делам или погруженных в свои заботы. Я хотела почувствовать Астану домашнюю, влиться не в поток быстро развивающегося, строящегося города, а в уютную атмосферу тепла, доброты и радушия. Мне кажется, у меня все получилось. Я видела достаточно достопримечательностей, открыла для себя уникальные места города. У меня на пути встречались дети, «летящие» на роликах с пломбиром в руках, уличные танцоры и музыканты, бабушки и дедушки, гуляющие по парку и крепко держащиеся за руки, словно боящиеся отпустить их и потерять друг друга в большом, современном городе.
Заходя в автобус, я оглянулась и посмотрела на столицу в лучах заходящего летнего солнца, прищурив глаза, я поняла, что обязательно еще вернусь сюда, конечно, город еще больше изменится, но и в нем всегда найдутся места, «уголки», где каждый сможет почувствовать себя как дома.
Прогулялась по Астане Нелли КУЗНЕЦОВА
Читать далее