Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Ноябрь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 25 26
27 28 29 30      

Материалы

О ПРАВИЛАХ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ

20 ноября прошла встреча с участием СМИ с предпринимателями, осуществляющими реализацию обувных товаров, где были разъяснены правила маркировки и прослеживаемости обувных товаров.

1 апреля 2023 года завершился период, когда разрешалось продавать обувь, не зарегистрированную в системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. По просьбам предпринимателей, этот срок продлевали с 1 апреля 2022 года до 1 апреля 2023 года. Что изменится для обувных предпринимателей, какая ответственность предусмотрена за нарушение правил и для чего необходимо регистрировать обувь в системе поэкземплярной прослеживаемости – объясняем в этом материале.

Предыстория

1 ноября 2021 года постановлением Правительства в Казахстане была внедрена обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров – это система, которая регистрирует информацию о каждом товаре, который поступает в страну и прослеживает его через уникальный дата-матрикс-код, демонстрируя весь путь товара от производителя/импортера до конечного потребителя. Задача системы маркировки и прослеживаемости – сделать товарооборот в Казахстане прозрачным. По сути, это разновидность систем Track&Trace, которые применяются в прогрессивных регионах по всему миру, как стандарт для оцифровки товарного пути, главный и доказанный эффект которого – снижение уровня теневой экономики.

В Казахстане система маркировки и прослеживаемости распространяется на три товарные группы: табак (код маркировки заменил функцию акцизной марки с 1 января 2022 года), обувные товары (с 1 ноября 2021 года) и с 1 июля 2022 года – поэтапное введение маркировки и прослеживаемости лекарственных средств. Товарные группы, подлежащие обязательной маркировке (то есть поэкземплярному учету и прослеживамости полного пути товара), выбираются по основным критериям: 1) высокий уровень теневой экономики; 2) высокая угроза здоровью населения.

Если необходимость оцифровки товарооборота табачных изделий и лекарственных препаратов не вызывает вопросов, то выбор товарной группы “обувь” очевиден не всем. По официальным данным, доля теневого оборота обуви в Казахстане составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввезена в страну нелегально. Большой поток поступает из Китая, и, если опираться на таможенную статистику, расхождения в данных обнажают всю полноту картины: китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. Эти цифры наглядно оценивают объем теневой экономики в обороте обувных товаров, что стало веской причиной для внедрения их прослеживаемости.

Как вводилась обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров

Перед внедрением обязательной маркировки и прослеживаемости любой товарной группы проводится тестовый период – пилотный проект, в котором предприниматели добровольно принимают участие, чтобы понять систему, оценить возможности и риски, адаптировать бизнес-процессы и подготовиться к старту, когда работа в системе станет обязательным законодательным правилом.

Итак, с 30 июня 2019 года по 31 декабря 2020 года в Казахстане был проведен пилотный проект по маркировке обуви. В проекте приняли участие 19 участников оборота обуви – 5 производителей-реализаторов, 13 импортеров-реализаторов и 1 уполномоченный экономический оператор (все являются резидентами РК), т.е. оптовые и розничные торговые компании. При проведении проекта отрабатывались технические моменты: физическая маркировка, генерация и передача кодов, работа участников рынка с базой данных, сканирование маркированной обуви торговыми точками и потребителями, ведение базы данных, разработка мобильного приложения для потребителей, прием-передача товара и выведение кода проданных единиц из оборота.

Итоги пилотного проекта обсуждены на общественных слушаниях 11 мая 2021 года и решением межведомственной комиссии 7 июля 2021 года одобрены результаты анализа регуляторного воздействия по внедрению маркировки обувных товаров. Постановлением Правительства РК №588 от 31 августа 2021 года обувные товары включены в перечень обязательных товаров, подлежащих маркировке в РК.

Таким образом, с 1 ноября 2021 года маркировка и прослеживаемость обувных товаров стала обязательным требованием, которое закреплено в законодательстве Республики Казахстан. Однако, фактически предприниматели все еще выражали неготовность и просили послаблений, и курирующие государственные органы поддержали и внедрили в НПА подавляющее количество послаблений по запросу бизнеса.

Например, Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане в период с 1 апреля 2022 года по 31 декабря 2022 года бесплатно выдавал коды маркировки предпринимателям, зарегистрированным в системе, для маркировки остатков. Также импортерам обуви разрешили до 1 ноября 2023 года проводить нанесение маркировки на обувь у себя на собственных складах в РК после прохождения таможенной очистки и т.д. По запросу бизнеса неоднократно менялся и адаптировался функционал системы. Кроме этого, на постоянной основе проводились обучающие мероприятия, индивидуальные консультации и “живые” встречи с предпринимателями для получения и сбора обратной связи.

За 1,5 года со времени введения обязательной маркировки обувных товаров в РК, по состоянию на 1 марта 2023 года, в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано более 2,8 тыс. участников оборота товаров (в том числе 115 производителей, 774 импортера и 1602 розницы, 341 оптовый реализатор), в каталоге товаров зарегистрировано более 1 226 725 карточек товара. Все это свидетельствует о высокой динамике участия бизнеса в проекте маркировки обувных товаров.

Что изменится с 1 апреля 2023 года?

Одним из главных послаблений для бизнеса стало разрешение продажи немаркированных остатков обуви (которые были завезены до старта обязательной маркировки обуви, то есть до 1 ноября 2021 года) до 1 апреля 2023 года. Изначально этот срок устанавливался на 1 апреля 2022 года, но по запросу предпринимателей предоставить больше времени на адаптацию к новым правилам, срок продлили на один год. Это означает, что с 1 апреля текущего года по правилам маркировки и прослеживаемости товаров, бизнес не имеет права продавать немаркированные остатки обуви. В остальном, правила маркировки и прослеживаемости не изменились.

Стоит отметить, что за нарушение правил маркировки и прослеживаемости обувных товаров в законодательстве Республики Казахстан штрафов не предусмотрено.

В настоящее время в КОАП РК предусмотрены штрафы за немаркированную продукцию, но касаются они только табачных изделий, так как ранее код маркировки заменил функцию акцизной марки и меры наказания за ее отсутствие остались прежними. А именно, согласно статье 283 Кодекса Республики Казахстан «Об административных нарушениях», Законом Республики Казахстан от 11 июля 2022 года № 137-VІI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»: “Оборот подакцизных товаров без средств идентификации, а равно со средствами идентификации неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации, влечет штраф на физических лиц в размере 50 МРП (153 150 тенге), на субъектов малого предпринимательства – в размере 150 МРП (459 450 тенге), на субъектов среднего предпринимательства - в размере 200 МРП (612 600 тенге), на субъектов крупного предпринимательства - в размере 500 МРП (1 531 500 тенге), с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии”.

Стоит еще раз обратить внимание, что штрафа на нарушение правил маркировки и прослеживаемости обувных товаров в законе не предусмотрено.

Эффект маркировки и прослеживаемости обувных товаров

В результате введения цифровой маркировки и прослеживаемости, официальный импорт обуви увеличился на 13 млн. пар (30 %) (с 37,2 млн. пар до 53,1 млн. пар). До введения маркировки за период 2018-2020 гг. показатель импорта обуви варьировался в диапазоне 35–39 млн. пар.

Кроме того, налоговые поступления от обувных предпринимателей, зарегистрированных в системе маркировки и прослеживаемости товаров, по итогам 2021 года выросли на 55% по сравнению с 2020 годом, а по итогам 11 месяцев 2022 года налоговые поступления выросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Динамика роста импорта обуви в РК и заметного увеличения поступлений в бюджет в виде налоговых поступлений свидетельствует об эффективности системы маркировки и прослеживаемости.

С. МАЛЬЦЕВА,

главный специалист

Управления государственных

доходов по району

им. Г. Мусрепова