Материалы
ОСНОВА ДОБРОДЕТЕЛИ – ЧЕСТНОСТЬ
- Подробности
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: новости
- Просмотров: 15
Миссия государственной службы в целом – добросовестное служение народу и умение эффективно защищать национальные интересы страны. Звание государственного служащего требует, чтобы человек был профессионально образованным, ответственным и квалифицированным специалистом, а главное – примером для других.
Быть государственным служащим – большая честь, но, наряду с профессиональным опытом, очень важно иметь высокие моральные качества. Этичность и порядочность – это понятия, идентичные понятиям «Доброта» и «Честность».
В своем выступлении на втором заседании Национального курултая «Справедливый Казахстан – Адал азамат» в г. Туркестан Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что «Наша новая общественная этика должна базироваться на ценностях единства и стабильности, справедливости и солидарности, закона и порядка, доверия и ответственности. Она должна стать воплощением патриотизма, гуманности, культа знаний, профессионализма, бережливости, трудолюбия. Превыше всего должно цениться одно из самых значимых качеств личности – трепетное отношение к своей земле и стране. Человека, олицетворяющего эти благородные качества, можно охарактеризовать одним глубоким словосочетанием – ответственный гражданин – «Адал азамат». Справедливый Казахстан построят только ответственные граждане. Эти понятия тесно связаны между собой, одно невозможно без другого. Ответственность перед своей страной и семьей – это признак высоконравственной и зрелой личности. Человек, добросовестно работающий и получающий свой доход честным путем, достигнет подлинного успеха и будет всегда пользоваться заслуженным уважением в обществе. Великий Абай говорил, что приобретение богатства честным трудом является достойным занятием для поистине благородного человека. Человек чести никогда не поступит несправедливо. Справедливое общество утвердится только в том случае, если в каждой сфере на первом месте будет стоять ответственность и порядочность, будет жестко пресекаться коррупция и все решения будут приниматься, исходя из национальных интересов. Одним словом, истоки всех благих дел в обществе берут свое начало в идеалах ответственности, честности и верности долгу. Поэтому «Справедливый Казахстан» и «Ответственный гражданин» – это два взаимосвязанных понятия, которые всегда должны рассматриваться в качестве незыблемых опор нашей страны».
В Концепции развития государственной службы Республики Казахстан на 2024 – 2029 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 июля 2024 года № 602 указано, что такие непоколебимые ценности, как чувство преданности интересам страны, осознание долга перед ней, тесно переплетаются с особенностями несения государственной службы и идеалами «Адал азамат». Концепция основана на фундаментальном принципе: «Не человек для государства, а государство для человека».
В рамках реализации данного документа государственным служащим будут предоставлены дополнительные социальные гарантии, если раньше государственные служащие могли продвигаться только переходя на вышестоящие должности, то теперь есть возможность горизонтального продвижения (поэтапное повышение класса на занимаемой должности положительно скажется на преемственности институциональной памяти и стабильности кадрового состава на государственной службе. Главное, что горизонтальное продвижение внутри должности позволит повысить заработную плату государственным служащим), предоставление достойной материальной компенсации за сверхурочную работу, дополнительные выходные дни в зависимости от трудового стажа на государственной службе.
Вместе с тем, развитие государственной службы будет основываться на следующих принципах:
- прозрачность и открытость: все процедуры найма и продвижения максимально открыты и понятны для общества;
- меритократия: отбор на государственную службу и продвижение по службе основываются на заслугах, компетенциях и профессиональных навыках;
- гибкость: внедрение новых гибких подходов, инноваций и технологий, позволяющих повысить эффективность государственной службы;
- непрерывное обучение: профессиональное развитие государственных служащих для повышения их квалификации и эффективности работы;
- клиентоориентированность: работа на опережение, ориентация на конечный результат и обеспечение доступности;
- прагматизм: главенство применения различных инструментов для достижения практической пользы и эффективности;
- ответственность и подотчетность: усиление ответственности государственных служащих за принимаемые решения и действия перед гражданами и государством. Соблюдение высоких этических стандартов в работе, эффективное противодействие коррупции.
В рамках реализации идеи «Адал азамат» утверждена Дорожная карта на 2025 – 2027 годы, направленная на пропаганду идеалов патриотизма и профессионализма среди государственных служащих.
Целью Дорожной карты является обеспечение трансформации сознания государственных служащих в соответствии с идеалами «Адал азамат», а также продвижение системы ценностей, составляющих нравственно-этический образ современного казахстанского государственного служащего.
Как отметил Председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Д. Жазыкбай: «Повседневная жизнь государственного служащего тесно связана с профессиональной деятельностью. Уровень культуры, образования, воспитания отражает внутренний духовный мир человека, проявляющийся в его деятельности. Особое место здесь занимает совесть, которая является внутренним наблюдателем, не допускающим быть злым и несправедливым.
Быть честным, неукоснительное соблюдение этических принципов, чувство высокой ответственности должны быть основными качествами, присущими государственному служащему».
Государственный служащий должен обеспечивать законность, справедливость и прозрачность принимаемых им решений, не допускать нарушения прав и законных интересов граждан. Ведь общество, придавая гражданину статус государственного служащего, ожидает от него качественного выполнения возложенных задач, эффективной реализации функций и задач государства.
Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (далее – Этический кодекс), утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153, обязывает государственных служащих придерживаться государственной политики в своей деятельности и последовательно претворять ее в жизнь, стремиться к сохранению и укреплению доверия общества к государственной службе, государству и его институтам.
В соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» все государственные служащие обязаны соблюдать стандарты служебной этики, предусмотренные Этическим кодексом.
Служебная этика государственных служащих основывается на принципах:
1) добросовестности – профессионального и ответственного служения государству на благо общества;
2) честности – искреннего отношения к своим обязанностям;
3) справедливости – принятия законного решения независимо от влияния физических и юридических лиц, общественных групп и организаций и недопущения дискриминации лиц по причине предвзятости и субъективности по любым обстоятельствам;
4) открытости – проявления готовности к работе с общественностью и обеспечения прозрачности своих действий;
5) вежливости – корректного и уважительного отношения к гражданам и коллегам;
6) клиентоориентированности – принятия мер по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, и по недопущению проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений.
Этические принципы являются основой поддержки общего уровня доверия населения к государственным институтам и реализуемой государственной политике.
Совершенствование личностного становления казахстанских государственных служащих осуществляется с ориентацией на социально-исторические факторы развития республики, опираясь на традиционные, национально-культурные ценности.
Современное казахстанское общество ожидает, что государственные служащие будут справедливо и добросовестно служить государственным и общественным интересам, вкладывать свои усилия, знания и опыт на благо и процветание страны.
Личное развитие государственного служащего может стать началом перемен в обществе в целом. Его личность должна служить примером для общества. Для этого каждый государственный служащий должен развивать положительные нравственные и профессиональные качества и результаты этой работы должны отражаться в его повседневной деятельности.
Наши предки считали верность, честь бесценным достоянием. Как говорил великий Абай: «Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец...», для человека совесть дороже всех, выше всего.
Следующие слова Главы государства должны стать жизненной позицией каждого государственного служащего: «Главное – изменить сознание представителей государственного аппарата. Они должны приходить на работу с полной решимостью служить народу и стране, а не для получения ложного авторитета среди своих родственников и в обществе. В этом заключается понятие «Адал азамат».
В настоящее время среди государственных служащих нашего региона много добросовестно работающих служащих с безупречной репутацией.
Одной из них является руководитель отдела Управления внутренней политики акимата Северо-Казахстанской области Муканова Багдат Сарсимбаевна, имеющая тридцатилетний опыт на государственный службе.
В 1988 году окончила Казахский Национальный университет в г.Алматы по специальности «Преподаватель истории», награждена ведомственными медалями Агентства РК по делам государственной службы и Казахского Государственного университета имени Аль-Фараби, имеет почетные грамоты от руководства области и управления.
Багдат Сарсимбаевна начала свой карьерный путь специалистом в акимате города Петропавловска, на протяжении долгих лет служит в сфере внутренней политики. Главной задачей в работе она считает использование всех своих знаний и профессионального опыта для сохранения стабильной общественно-политической, межэтнической ситуации в регионе, укрепление межэтнического и межконфессионального согласия, общенационального единства в обществе.
Багдат Сарсимбаевна является ветераном «Желтоқсан-86» - «Желтоқсан ардагері». Вместе с супругом вырастили сына, в свободное от работы время занимается воспитанием внучки.
Дюсембаева Махаббат Тюлегеновна на протяжении почти двадцати лет безупречно служит на государственной службе в аппарате акима Аккайынского района. Начав с должности пресс-секретаря, сейчас является руководителем аппарата акима Аккайынского района.
В 2004 году окончила Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева, награждена Почетной грамотой Президента Республики Казахстан (2021 г.), Почетной грамотой акима Северо-Казахстанской области (2011 г., 2021 г.), Почетной грамотой акима Аккайынского района (2019 г.), Почетными грамотами ОО «Отраслевой профессиональный союз работников государственных, банковских учреждений и общественного объединения» и другими. Под ее руководством аппарат акима района принимал участие в конкурсе «В будущее без взяток» и занял 1 место за лучшую организацию работы.
Махаббат Тюлегеновна считает, что от качественной деятельности аппарата акима района зависят все социально-экономические показатели развития района и благосостояние жителей.
С супругом, который является офицером полиции, вместе воспитывают сына и дочь.
Одним из молодых и перспективных государственных служащих с безупречной репутацией является Кәрімжан Дархан Мұратұлы, который имеет без малого десятилетний стаж службы.
В 2015 году окончил Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева, неоднократно был награжден Благодарностями и Почетными грамотами акимата Северо-Казахстанской области, Почетными грамотами Агентства РК по делам государственной службы.
Дархан Мұратұлы свою карьеру в государственной службе начинал главным специалистом в аппарате акима Акжарского района. Имеет опыт работы в структурах агентства РК по делам государственной службы, в настоящее время является главным специалистом единой службы управления персоналом аппарата акима СКО.
В конце 2024 года прошел все ступени Регионального конкурса среди сотни соискателей и отобран в числе нескольких служащих в Региональный кадровый резерв по Северо-Казахстанской области.
С супругой воспитывают сына.
Более 10 лет работает в Управлении образования области Жапарова Айдана Кусмановна. Это ответственный, тактичный, грамотный специалист, в обязанности которой входит организация делопроизводства в госоргане, контроль за своевременным исполнением поручений вышестоящих организаций, организация работы с обращениями физических и юридических лиц, помощь по формированию отчетов специалистам отделов образования области и подведомственных организаций. Добросовестный труд Айданы Кусмановны отмечен Благодарностями и грамотами Управления образования.
Айдана Кусмановна – многодетная мама, вместе с супругом воспитывает четыре дочери.
Повторюсь, что в нашем регионе много государственных служащих с безупречной репутацией, которые честно, справедливо и добросовестно выполняют возложенные на них задачи и обязательства.
В следующих публикациях познакомим читателей с новыми именами.
С.СЕРИКБАЕВ,
Уполномоченный по этике
аппарата акима СКО