Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Июнь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Материалы

О чем говорят археологические раскопки?

В районе имени Габита Мусрепова активно ведется реализация программной статьи Главы государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», по различным ее направлениям.  В том числе учащиеся школ, представители трудовых коллективов интересуются историей своего региона и, конечно, археологией.  В связи с чем в наш район был приглашен директор НИИ «Археология и степные цивилизации» Каз НУ имени Аль-Фараби , доктор исторических наук, профессор археологии, член-корреспондент Германского археологического института Виктор Федорович Зайберт, приехавший со своим ассистентом, научным сотрудником отдела археологии- археологом Акмолинского областного историко-краеведческого музея Жасуланом Каримұлы Укеевым.  Ученые ознакомились с местностью, им показали несколько объектов археологии, все они были проверены и на одном из них были проведены раскопки. 

Как пояснил В.Ф.Зайберт,  на месте раскопок вблизи дачного поселка села Новоишимское был обнаружен древний могильник эпохи бронзы, который был заложен 4 тысячи лет назад, точнее 18-15 века до нашей эры. Этот объект археологии принадлежит Петровской культуре Андроновской общности, которая связана с обитанием здесь племен металлургов, земледельцев, скотоводов.  Андроновские племена наследовали древнюю культуру Ботая, они были прекрасными скотоводами и научились у ботайцев выращивать лошадей, внеся свою лепту в виде лошадей в колесницах.  В эпоху бронзы появляются металлурги, работающие с медью. В население Евразии приходит движение, в мировой истории начинается эпоха великих миграций, движение индогариев, алтайских и уральских народов, взаимодействие их на военном поприще, в культурном и хозяйственном отношении.

На месте раскопок предстал образец погребения андроновского времени в виде центрального погребения, в котором расположен костяк. Часто в этих могильных ямах находится два костяка, один из них, как правило, принадлежит мужчине, другой- женщине.  Это символизирует семейную ячейку, мужчина лежит на правом, женщина- на левом боку.  И таким образом в истории первобытного общества правая сторона всегда отражает правое действие, правую руку- основную, несущую функцию правления.

В эпоху бронзы люди занимались земледелием и селились небольшими поселками на берегах Ишима, Тобола, Иртыша и многих других рек. Территория обитания племен андроновской культуры была очень большой, она занимала практически всю территорию Казахстана, частично- территорию России, Узбекистана и многих других регионов, граничащих на Волге со срубной культурой. Андроновские племена известны тем, что они мигрировали в далекие страны, их следы сегодня находятся на территории Индии и других стран. И связано это с продвижением передовых технологий, связанных с коневодством. Роль коня, начиная с Ботая и в эпоху бронзы, всегда превышала все культы. Роль коня в военной сфере в эпоху бронзы резко повышается, потому что бронза изготавливалась на поселениях.  На территории Северо-Казахстанской области следы таких поселений эпохи бронзы находили у сел Новоникольское, Петровка, Карлуга, это все села, которые стоят вдоль Ишима. Здесь археологи находили слитки олова, которое добавляли при изготовлении бронзы в медь. Таким образом, медные гнущиеся орудия труда были заменены на твердую крепкую бронзовую технологию. Хотя бронза, конечно, сыграв свою роль в 7 веке до нашей эры, уступила место железной технологии. Таким образом,  сегодня повсеместно находят памятники ботайской культуры, эпохи бронзы, сакской, савроматской и других культур, которые сыграли огромную роль в формировании современных народов Азии.

На месте раскопок нашли фрагменты сосуда для жертвоприношения.  Как правило, посуда эпохи бронзы изготавливалась ручным способом, без гончарного круга. Вначале подбиралась глина, она должна была быть достаточно вязкой. В специально подобранную глину добавляли песок, шамот, навоз или конский волос, эти добавки позволяли моделировать сосуд без трещин. Вначале глину замачивали, добавляли материал из вышеперечисленных, подсушивали, потом раскатывали на ленты, они по спирали одевались и моделировали определенную форму.  После дальнейшей технологии на сосуде костяными палочками, штампами в виде зубцов, прокатывающих цилиндров наносили геометрический орнамент. В эпоху бронзы основной орнамент основывался на треугольнике,  меандре, вертикальных и косых линиях дождя, определенных желобчатых рисунках, которые делили орнамент на зоны. Сосуд, как и человек с его мировоззрением, делился на три части  верхний мир, средний и нижний. Часто сосуд изображался антропоморфно, то есть сосуд был не только вместилищем человеческой души, но и человеческого образа, он отождествлялся с человеком, конкретно, с женщиной. Потому что культ воспроизводства, культ матери имел огромную роль в развитии психологии человека, на этом зижделись жизненные ценности.

На месте раскопок могильника также были обнаружены кости животного, предположительно мелкого рогатого скота. Когда человек научился одомашнивать животных, они стали использоваться в обрядах жертвоприношения.

Здесь есть так называемые лабиринты, или каменные кольца, ограждения- это существовавшие три уровня ограды,  символизирующие путь человека в мертвое царство.

Остатки угольков тоже имеют свою историю. В эпоху бронзы возникают и формируются два обряда погребения, один из них кремация, второй- когда покинувших этот мир укладывали в соответствующей позе. Андроновцы хоронили часто по парам -  мужчина, женщина, иногда ребенок. И у каждого свои сосуды.  Один лежал на левом боку, другой- на правом, в позе спящего человека- с подогнутыми в коленях ногами и кистями рук у лица.

Были найдены останки трех человек  и женские украшения.

На место раскопок выезжали группы учащихся Новоишимских СШ №№ 1,2, Новоишимской казахской СШ, Привольной СШ из малообеспеченных семей, дети, находящиеся на попечении,  а также учителя истории из ряда близлежащих школ. Такое скопление людей требовало решения организационных вопросов, в том числе и с организацией питания. Помощь с питанием ребят оказал приютдля несовершеннолетних детей (директор С.И.Жахин),  в обеспечении хлебом помощь оказали детские сады райцентра «Ак бота», «Дюймовочка», «Айголек», «Астана», Новоишимский сельский акимат, индивидуальные предприниматели  В.М. Вердиева,  С.П. Клименко помог с продуктами питания.

Марина ПЕТРОВА