Нас память возвращает в прошлое
- Автор: Super User
- Категория: Человек труда
6 апреля исполнилось бы 80 лет нашему дорогому папе, дедушке Жулдузбеку Капсалямовичу Тайшабаеву. И сегодня хочется рассказать о нем, как о человеке, руководителе, добром и любящем отце. Спустя годы приходит сознание того, что семья- самое важное в жизни человека, и своим становлением, как личности, своей высокой гражданской ответственностью и успехами в жизни мы обязаны именно родителям.
Также в этом году осенью 80 лет исполнилось бы и нашей родной и любимой маме- Кайран Койбагаровне. А любимому брату Гумару было бы 54 года. Рассказу о них- самых дорогих и близких людях и хотелось бы посвятить этот материал.
Наш отец, Жулдузбек Капсалямович родился 6 апреля 1939 года в селе Чистополье Чистопольского района Кокчетавской области в семье служащего. Успешно окончив Рузаевскую среднюю школу, начал свою трудовую деятельность водителем Рузаевской автобазы № 12 в 1956 году. С ноября 1958 года по ноябрь 1963 года проходил воинскую службу в рядах Советской Армии в Германской Демократической Республике.
Демобилизовавшись, Жулдузбек Капсалямович работал учетчиком в отделении совхоза «Боровской»- с. Куйган. Поступил учиться в Котыркольский зооветтехникум на бухгалтерское отделение. Окончив его с отличием, вернулся в совхоз «Боровской», где работал заместителем главного бухгалтера.
В октябре 1965 года был назначен главным бухгалтером совхоза «Целинный» Рузаевского района. С 1969 по 1979 годы- в течение 10 лет работал главным бухгалтером районного управления сельского хозяйства. Папа с отличием закончил Целиноградский сельхозинститут. И с этого момента начался его карьерный рост. Он стал заведующим сельхозотделом райкома партии. Много времени, как руководитель, проводил среди полеводов и животноводов, внося непосредственный огромный вклад в развитие экономики района. В 1980 году Ж.К. Тайшабаев был избран заместителем председателя районного Совета народных депутатов. Через год ему предложили стать председателем районного комитета народного контроля.
В 1982 году Ж.К. Тайшабаеву было предложено возглавить одно из крупных хозяйств района- совхоз «Дружба». Это был не только самый ответственный, но и самый плодотворный период его работы. Высокая работоспособность, основательность, дисциплина и требовательность снискали ему уважение и авторитет в трудовом коллективе. Внимательный руководитель, он радел не только о развитии производства, но и постоянно заботился о тружениках полей и ферм. Он знал нужды людей, ценил каждого работающего.
В это время в «Дружбе» был произведен капитальный ремонт животноводческой фермы, закуплен и завезен племенной крупнорогатый скот из Белоруссии, на 100 % был обновлен автомобильный парк совхоза. Кроме того, были построены здание Дома культуры, жилые дома, баня, ФАП, отреставрирована столовая, сделана ПСД на новый детский сад.
У этого незаурядного человека были свои принципы работы- он знал, например, всех тружеников не только в лицо, но и по именам, в общении был корректным и очень тактичным. Обостренное чувство справедливости, доброта, порядочность, обаяние и человеколюбие также были отличительными чертами характера. Папа старался помочь каждому и материально, и морально, ничего не требуя взамен. Он просто так жил.
Как энергичный и грамотный руководитель, стремился к созданию в коллективе условий для труда с полной отдачей, заботился о кадрах, нашел новый подход к решению производственных и социальных вопросов. Воплощая свои планы в жизнь, Жулдузбек Капсалямович вывел совхоз «Дружба» на лидирующие позиции и в районе, и в области по многим показателям. За достижения в развитии полеводства и животноводства трудовой коллектив совхоза «Дружба» был не единожды награжден переходящим знаменем области, республики, а руководитель- правительственными наградами. Опытный руководитель, Ж.К. Тайшабаев неоднократно избирался членом райкома партии, депутатом районного Совета народных депутатов. В 1984 году Жулдузбек Капсалямович был участником торжеств, посвященных 30- летию освоения целинных и залежных земель, проходивших в марте в г. Алма- Ате.
Отец учил нас никогда не терять присутствие духа, учил не сдаваться, идти по жизни с гордо поднятой головой.
Принципиальность и огромный багаж знаний, хорошие организаторские способности, неиссякаемая энергия в сочетании с трудолюбием и чутким отношением к людям выковали из него личность замечательного человека и руководителя. Работая в партийных и хозяйственных органах, Жулдузбек Капсалямович внес большой вклад в развитие родного края. За трудовые успехи был награжден знаками «Ударник Социалистического труда», «Ударник Коммунистического труда», знаком «Победитель Социалистического соревнования», Грамотой Верховного Совета Казахской ССР.
О нашем отце, как об авторитетном, уважаемом, честном и добросовестном руководителе, отзывались многие. Его дружелюбие, веселый нрав, заботливое отношение к труженикам отмечают люди, знавшие его,- М.Б. Беспалинов, Н.К.Баракаев.
Но становлению нашей семьи много сил и души отдавала и наша мама- Кайран Койбагаровна- самый близкий и родной человек. Она сыграла важную роль в жизни папы и каждого из нас- их четверых детей. Первое их знакомство состоялось, когда папа работал водителем автомобиля «ЗИС- 52». Он увидел маму юной, красивой и молодые люди очень приглянулись друг другу. Свадьба родителей шла два дня в ауле Куйган. Было это летом и запомнилась она тем, что у родной тети Сары Байгабуловой родился сын и назвали его- Тойшибек, в честь дня свадьбы. Так наши родители стали супругами. Вначале в семье родились две дочери: Алтыншаш и Наталья. Затем родился сын Гумар, чуть позже сын Ерлан. Гумар родился в один день с отцом- 6 апреля, и родители были очень рады этому событию. Гумар, окончив Алматинское пожарно- техническое училище, вернулся снова в наш район и начал свою трудовою деятельность в пожарной части, затем был переведен в РОВД. Через некоторое время Гумар Жулдузбекович возглавил впервые созданную службу МРЭП. Он стремился идти в ногу со временем, уже тогда началось внедрение компьютерной техники, все хозяйственные и организационные вопросы решались грамотно, профессионально. Во время его работы МРЭП нашего района был лучшим в области. И нам приятно, что люди добрым словом вспоминают его, тепло отзываясь, и благодарят. В нашей дружной семье все были приучены к труду, аккуратности, уважительному отношению к старшим. И все это нам дала мама. Она до сих пор для нас идеальный пример для подражания. Мы благодарны ей за счастливое детство, мы были всегда обласканы, любимы. Кроме того, что вела дом, мама работала, очень поддерживала отца как руководителя, всегда была готова принять гостей, папиных коллег. В доме часто бывало многолюдно.
По профессии мама была финансистом, работала в РОВД, в госстрахе, откуда ушла на заслуженный отдых. И сегодня ее вспоминают как солнечного, доброго человека, знавшие ее близко Т.И. Пивень, Б. Токтаганова. На волне подъема национального самосознания в нашем районе, когда он был уже Целинным (объединявшим три района), была создана Лига мусульманских женщин. Руководителем данного общественного объединения была наша мама.
Наши родители принимали активное участие в решении социально- экономических вопросов и в общественной жизни района. Принимали радушно гостей нашего района, видных руководителей различного ранга - Д.А. Кунаева, С.Н. Имашева, Б.А. Ашимова, М.Р. Сагитова.
Наши родители Жулдузбек Капсалямович и Кайран Койбагаровна оставили о себе хорошую память. Сегодня у них трое внуков и трое правнуков. Мы благодарны и по сей день за то, что родители воспитали нас достойными людьми. Мы дети- Алтыншаш, Наталья, Ерлан и семья Гумара и сегодня живем в с. Новоишимское. Когда мы собираемся вместе, воспоминаниям нашим о родителях нет конца.
Дети и внуки
Алибеков Исхак Алибекович
- Автор: Super User
- Категория: Человек труда
Родился в 1908 году в ауле Алгабас Рузаевского района (ныне район имени Габита Мусрепова) Северо-Казахстанской области в семье крестьянина.
После окончания в 1930 году Казахского краевого медицинского техникума в г. Нижне-Уральске, работал три года фельдшером в Рузаевском районе, затем поступил в Алма-Атинский государственный медицинский институт. После его окончания в 1938 году работал в облздравотделе (г. Петропавловск) главврачом и хирургом в разных больницах республики.
В 1943-1946 годах служил в рядах Советской Армии, был начальником эвакогоспиталя. В 1946-1953 годах возглавлял Рузаевскую районную больницу. В 1953-1958 годах - заведующий Кокчетавским облздравотделом. С 1958 года и до выхода на пенсию - главный врач, хирург Каргалинской больницы Алма-Атинской области.
Большой и сложный путь прошел Исхак Алибекович. Детство в степи, медицинский техникум, тифозный изолятор в Рузаевке в начале тридцатых годов, коллективизация, медицинский институт, главный врач района, хирург фронтового госпиталя на Курской дуге, в Польше, Германии.
«Когда-то давно, - говорил он, ко мне пришло убеждение, что, врачуя, смогу принести людям пользу. Врач и учитель - древнейшие профессии. Я избрал хирургию».
После демобилизации из армии Исхак заведовал Кокчетавским облздравотделом, а 1958 году направил в свое министерство письмо, в котором писал: «Прошу направить на работу в село». Так Исхак Алибекович оказался в Каргалинской районной больнице, которую возглавлял более десяти лет и одновременно работал хирургом. Он активно внедрял новейшие методы лечения. В возглавляемой им больнице проводились разнообразные сложнейшие операции.
За выдающиеся заслуги в охране здоровья трудящихся Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1969 года Исхаку Алибековичу Алибекову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Награжден орденом Ленина, Отечественной войны 2-й степени, медалями.
Умер в 1982 году.
Сохраняя наследие предков
- Автор: Super User
- Категория: Человек труда
Искусству в истории мировой культуры
всегда отводилась роль особой формы познания,
осмысления и оценки окружающего мира.
У казахов чрезвычайно важное место
в этом процессе принадлежит искусству музыки.
С. Аязбекова
В нашем районе есть человек, который собственноручно мастерит домбры. Это учитель изобразительного искусства Новоишимской казахской СШ Кушербай Сырымович Касымов. Кроме того, он ведет кружок резьбы по дереву в районной школе искусств. С переездом школы искусств в здание бывшей Новоишимской казахской средней школы, учебный кабинет кружковцев расширился и материально разбогател. Потому что он переехал в учебный класс труда и технологии. Здесь имеется все для обучения детей навыкам и тонкостям работы с деревом: верстак, три точильных станка, оборудованных для резьбы по дереву, металлу. Есть ручные электроинструменты, используемые для обработки заготовок, полузаготовок.
В 2016-2017, 2017- 2018 учебных годах в кружке у Кушербая Сырымовича занимались 15 ребят- учащиеся Новоишимских СШ №№ 1, 2, Новоишимской казахской СШ. В этом учебном году кружок посещают 18 учащихся. Ребята с удовольствием посещают кружок, где обучаются различным видам резьбы: геометрической, контурной, барельефной, объемной. Они также выпиливают лобзиком. Результатом кропотливого детского труда под руководством К.С. Касымова являются симпатичные сувениры, разделочные доски, астау, другая кухонная утварь, табуретки. Занимаясь изучением культуры, кружковцы изготавливают сувениры из дерева- домбры, гитары, балалайки, виолончели, пробовали сделать кобыз.
Кстати, кружок резьбы по дереву открылся в школе искусств одним из первых, наряду с классом вокала и фортепиано. Вот уже несколько лет воспитанники Кушербая Сырымовича, принимая участие в областных конкурсах, занимают призовые места. Их работы дышат теплом рук, создающих эти чудеса из дерева, лучатся солнцем, даря радость людям. Сам Кушербай Сырымович, имеющий за плечами более 20 лет педагогического стажа, тоже принимает активное участие в областных и республиканских выставках, причем весьма успешно.
Кроме того, радуют результаты работы кружка в том плане, что многие воспитанники К.С. Касымова сегодня стали архитекторами, проектировщиками, есть даже художественные дизайнеры. Некоторые обучаются в настоящее время в технических ВУЗах, осваивая строительные и инженерные специальности, отмечая, что занятия в кружке Кушербая Сырымовича сыграли решающую роль при выборе профессии. Один из ребят завершил обучение и получил диплом учителя изобразительного искусства. Стало быть, кружок работает не зря, дети, занимающиеся в нем, чувствуют себя более уверенно в жизни, имеют не только более широкий кругозор и аспект знаний, но также приобретают необходимые в жизни навыки и умения, способствующие личностному росту.
Кушербай Сырымович очень много знает о домбре, порой думаешь, что он досконально изучал историю этого музыкального инструмента, настолько глубоки его познания. Благодаря таким людям, как Кушербай Сырымович Касымов, возрождается сегодня культура, пришедшая к нам из глубины веков. Домбра- струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахов и некоторых тюркских народов Средней Азии. Прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов- предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.
Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, схожие с казахской домброй и, возможно, являющиеся её прототипом, более 2 тысяч лет назад.
Домбра- инструмент кюя, а для казахов кюй- больше чем произведение, это звучащая страница истории народа, его обычаев и культуры. Домбру, как никакой другой инструмент, можно считать главным источником этнокультурной информации казахов. Обобщая опыт жизни народа, его нравственные, философские воззрения, исторические и политически реалии, домбра служила важнейшей связью в формировании единства народа, соединяя прошлое, настоящее и будущее.
О домбре и ее происхождении существуют легенды: Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие- след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Жезказганской области. «Аксак-кулан» («Хромой кулан»)- одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.
Но вернемся к занятиям кружковцев. Работа с деревом- нелегкое дело. Здесь требуется усидчивость, недюжинное терпение, ловкость рук и неутомимое трудолюбие. Работают кружковцы и их руководитель с породами деревьев, произрастающими в нашей местности,- березой, осиной, сосной. Для поставок материала налажен тесный контакт с лесозаготовителями. Они всегда идут навстречу, выбирают фактуру получше, понимая важность детского труда.
В 2017 году, готовясь к международной выставке «ЭКСПО-2017», ребята выпиливали лобзиком красивый барельеф и представляли его на областном культурном мероприятии «Дни района имени Габита Мусрепова». Работа кружковцев получила высокую оценку.
Все работы ребят являются результатом кропотливого, вдумчивого труда и приобщают их к прекрасному, воспитывая эстетический вкус. Много сил и терпения отдает своим ученикам Кушербай Сырымович.
Но в плотном графике работы моего собеседника не только уроки в школе и занятия в кружке. Дома он занимается в своей мастерской. Процесс изготовления домбры очень долог и щепетилен. Вначале требуется просушка дерева. Потом делается дека, она, как правило, изготавливается из цельного дерева и должна быть обязательно из ели. Затем идет изготовление струн. В давние времена казахи делали струны из кишок козы, которые обрабатывали по специальной технологии. Сейчас для этих целей используется рыболовная леска, что, соответственно, изменило звучание домбры. Затем, когда инструмент практически готов, его разрисовывают- методом выжигания по дереву, либо росписью, это тоже очень тонкая и ювелирная работа, требующая художественного вкуса.
Пример К.С. Касымова еще раз подтверждает- богатое духовное и культурное наследие продолжает жить и сегодня, неся современникам информацию из прошлого. И свое призвание Кушербай Сырымович видит в приобщении детей к истокам культуры.
Лариса БОРИСЕНКО