В столицу на фестиваль
- Автор: Super User
- Категория: слайдер
Второй год учащиеся Шоптыкольской коррекционной школы-интерната принимают участие в ежегодном республиканском фестивале «Жулдызай». Нынешний фестиваль, проходивший в столице-городе Астане, был уже тринадцатым по счету. Поездка произвела на учащихся огромное впечатление, став незабываемым и волнующим событием в их жизни.
Группа из семи школьниц под руководством хореографа А.Е. Жакуповой и учителя К.Г. Таевой находилась в столице почти десять дней. Астана, безусловно, поразила своим величием и грандиозностью. Но вернемся к фестивалю, приехав на который артисты сразу начали репетировать, привыкая к сцене. В начале был отборочный тур фестиваля, проходивший во Дворце молодежи. Наши девочки исполняли грациозный дагестанский танец. За участие в фестивале юные артистки были поощрены грамотами, им подарили наушники, а, кроме того, вручили ежегодные атрибуты: рюкзаки, футболки, бейсболки с логотипом фестиваля.
Насыщенной и интересной была культурно-познавательная программа. Делегация школьниц посетила океанариум «Думан», цирк, комплекс «ЭКСПО-2017», а также торгово-развлекательный центр «Хан-Шатыр».
Кроме того, состоялся грандиозный гала- концерт, проходивший на ледовом стадионе «Барыс- Арена». Воспитанники Шоптыкольской коррекционной школы- интерната тоже приняли в нем участие.
За помощь в организации поездки коллектив школы выражает огромную благодарность Р.К.Кирееву, З.А.Краевой, А.Ж. Жанабергенову. Это люди широкой души, понимающие, что когда веселятся, радуются и смеются дети, мир становится краше и светлее.
Л.БОРИСЕНКО
Столица глазами журналиста
- Автор: Super User
- Категория: слайдер
В этом году наша страна празднует 20- летие столицы- Астаны. Это важное событие для каждого гражданина Казахстана. И я предлагаю вам совершить путешествие в историю возникновения этого прекрасного города и прогуляться по его улицам сегодня.
Давайте окунемся в прошлое. Возник город Акмола в 1830 году. Затем во время освоения целинных и залежных земель город стал носить название Целиноград, а вот с 1998 года был переименован в Астану. Я посещала этот город еще до присвоения ему статуса столицы Казахстана. И нужно сказать, его архитектура тогда ничем особо не выделялась. А сейчас современная архитектура столицы очень необычная, я бы даже сказала, удивительная. Она очень гармонично сочетает в себе все тонкости Востока и смелые идеи Запада. Например, ТРЦ «Хан Шатыр» выполнен очень по-восточному, его высота достигает 200 метров. А Дворец мира и согласия, который в народе называют «Пирамида», виден издалека. Его высота достигает 62 метров и нашу, астанинскую «Пирамиду», невозможно представить ни в одном другом городе. И, конечно, изюминка, главная достопримечательность столицы- это башня «Астана- Байтерек». Ее возвели в честь переноса столицы из Алматы в Астану. К сожалению, из-за сильного ветра мне не удалось подняться на «Байтерек», но экскурсовод рассказал довольно много интересных деталей про эту достопримечательность города. Например, что по замыслу авторов объект воплощает фольклорное Древо жизни, ветви которого удерживают Солнце- яйцо птицы Самрук. Башня «Байтерек» символизирует опору молодого государства, основанного на народных традициях и двигающегося вперед в ногу с прогрессом.
А еще я посетила памятник хану Кенесары. Прогулялась по бульвару Нуржол. Посетила Парк влюбленных. Кстати, его открыли в 2005 году и с тех самых пор здесь проводятся церемонии бракосочетания. Парк украшают фонтан и необычная бронзовая скульптура влюбленных, которая и дала название парку. В нем очень много деревьев, причудливых цветников, а также можно посидеть на скамейках «Первого поцелуя» или «Примирения».
Но, по- моему мнению, самая уютная, по-домашнему спокойная и в тоже время очень живая- это Набережная. Здесь можно увидеть большое количество как местных жителей, так и гостей столицы. Они отдыхают, дети играют, развлекаются. Протяженность Набережной больше двух километров. И на каждом метре можно увидеть что-то интересное. Вот, например, дети спускаются к берегу реки Ишим, а там молодые пары «атаковали» скамейки под тенью раскидистых деревьев. А поколение постарше просто на зеленом газоне устроило небольшой пикник. И все- такие радушные, улыбчивые. Двигаюсь в направлении большого скопления людей. Оказалось, что это причал. Как здорово! В большом мегаполисе можно прокатиться на речном трамвайчике! Покупаю билет и жду своей очереди. Нужно отметить, что ждать пришлось недолго. По реке ходит много прогулочных катеров. Ну вот подошел и мой речной трамвай. Занимаю место, нет, не сидячее. Зачем? Я хочу увидеть больше интересных мест, да и вообще люблю, когда ветер в лицо, глотаешь ртом воздух и ловишь ощущение свободы.
Заработал мотор и бурно «забеспокоилась» вода. Капитан, пожелав всем получить удовольствие от экскурсии, включил музыкальный альбом Розы Рымбаевой. И вот, набирая скорость и слушая песни о бескрайних просторах нашей страны, мы «разрезаем» водную гладь Ишима. Передо мной открылись красивые виды. Территория правого и левого берега Ишима очень облагорожена. Каждая деталь продумана. Я даже поймала себя на мысли о том, какую бы деталь лично я добавила бы в один из этих потрясающих живописных пейзажей, и ничего не придумала. Вдоль Набережной сплошные новостройки, респектабельные отели. Мы промчались мимо корпусов отеля «Рэдиссон», затем оставили позади комплекс Гранд- Алатау, самое высокое здание которого в 43 этажа. По пути мы проплыли несколько мостов и причудливые строения жилых комплексов. По дороге наше судно встретилось с точно таким же прогулочным катером, нам махали взрослые и дети, я помахала в ответ. И сразу же город и его жители стали казаться такими родными, как- будто многих знаешь, и на том теплоходике я просто поздоровалась с соседкой бабой Машей или улыбнулась Айман-апе. На протяжении всей прогулки на катере, то на левом, то на правом берегах нам то и дело встречались люди разных возрастов на роликах, велосипедах или просто бегуны. А еще одной изюминкой для меня стали рыбаки вдоль речки. Редко посередине огромного города, столицы можно встретить мужчин в панамках и с удочками. Проплывая мимо них, так и хотелось спросить, клюет ли рыба. Но они сидели с такими сосредоточенными лицами, всматриваясь в водную гладь, что сразу понимаешь,- им вовсе не хочется, чтобы их тревожили не только вопросами, но и шумом двигателей от катеров. Но вот катер развернулся и двинулся в обратную сторону и вновь замелькали уже знакомые нам мосты, жилые комплексы, фешенебельные корпуса отелей, велосипедисты, рыбаки.
Вот кажется и все, мой день, моя личная экскурсия по Астане подошла к концу. Да, я не посетила знаменитых музеев, театров, цирков. Но я и не преследовала такой цели. Мне хотелось увидеть другую сторону жизни астанчан. Не «деловых», бегущих по своим делам или погруженных в свои заботы. Я хотела почувствовать Астану домашнюю, влиться не в поток быстро развивающегося, строящегося города, а в уютную атмосферу тепла, доброты и радушия. Мне кажется, у меня все получилось. Я видела достаточно достопримечательностей, открыла для себя уникальные места города. У меня на пути встречались дети, «летящие» на роликах с пломбиром в руках, уличные танцоры и музыканты, бабушки и дедушки, гуляющие по парку и крепко держащиеся за руки, словно боящиеся отпустить их и потерять друг друга в большом, современном городе.
Заходя в автобус, я оглянулась и посмотрела на столицу в лучах заходящего летнего солнца, прищурив глаза, я поняла, что обязательно еще вернусь сюда, конечно, город еще больше изменится, но и в нем всегда найдутся места, «уголки», где каждый сможет почувствовать себя как дома.
Прогулялась по Астане Нелли КУЗНЕЦОВА
О чем говорят археологические раскопки?
- Автор: Super User
- Категория: слайдер
В районе имени Габита Мусрепова активно ведется реализация программной статьи Главы государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», по различным ее направлениям. В том числе учащиеся школ, представители трудовых коллективов интересуются историей своего региона и, конечно, археологией. В связи с чем в наш район был приглашен директор НИИ «Археология и степные цивилизации» Каз НУ имени Аль-Фараби , доктор исторических наук, профессор археологии, член-корреспондент Германского археологического института Виктор Федорович Зайберт, приехавший со своим ассистентом, научным сотрудником отдела археологии- археологом Акмолинского областного историко-краеведческого музея Жасуланом Каримұлы Укеевым. Ученые ознакомились с местностью, им показали несколько объектов археологии, все они были проверены и на одном из них были проведены раскопки.
Как пояснил В.Ф.Зайберт, на месте раскопок вблизи дачного поселка села Новоишимское был обнаружен древний могильник эпохи бронзы, который был заложен 4 тысячи лет назад, точнее 18-15 века до нашей эры. Этот объект археологии принадлежит Петровской культуре Андроновской общности, которая связана с обитанием здесь племен металлургов, земледельцев, скотоводов. Андроновские племена наследовали древнюю культуру Ботая, они были прекрасными скотоводами и научились у ботайцев выращивать лошадей, внеся свою лепту в виде лошадей в колесницах. В эпоху бронзы появляются металлурги, работающие с медью. В население Евразии приходит движение, в мировой истории начинается эпоха великих миграций, движение индогариев, алтайских и уральских народов, взаимодействие их на военном поприще, в культурном и хозяйственном отношении.
На месте раскопок предстал образец погребения андроновского времени в виде центрального погребения, в котором расположен костяк. Часто в этих могильных ямах находится два костяка, один из них, как правило, принадлежит мужчине, другой- женщине. Это символизирует семейную ячейку, мужчина лежит на правом, женщина- на левом боку. И таким образом в истории первобытного общества правая сторона всегда отражает правое действие, правую руку- основную, несущую функцию правления.
В эпоху бронзы люди занимались земледелием и селились небольшими поселками на берегах Ишима, Тобола, Иртыша и многих других рек. Территория обитания племен андроновской культуры была очень большой, она занимала практически всю территорию Казахстана, частично- территорию России, Узбекистана и многих других регионов, граничащих на Волге со срубной культурой. Андроновские племена известны тем, что они мигрировали в далекие страны, их следы сегодня находятся на территории Индии и других стран. И связано это с продвижением передовых технологий, связанных с коневодством. Роль коня, начиная с Ботая и в эпоху бронзы, всегда превышала все культы. Роль коня в военной сфере в эпоху бронзы резко повышается, потому что бронза изготавливалась на поселениях. На территории Северо-Казахстанской области следы таких поселений эпохи бронзы находили у сел Новоникольское, Петровка, Карлуга, это все села, которые стоят вдоль Ишима. Здесь археологи находили слитки олова, которое добавляли при изготовлении бронзы в медь. Таким образом, медные гнущиеся орудия труда были заменены на твердую крепкую бронзовую технологию. Хотя бронза, конечно, сыграв свою роль в 7 веке до нашей эры, уступила место железной технологии. Таким образом, сегодня повсеместно находят памятники ботайской культуры, эпохи бронзы, сакской, савроматской и других культур, которые сыграли огромную роль в формировании современных народов Азии.
На месте раскопок нашли фрагменты сосуда для жертвоприношения. Как правило, посуда эпохи бронзы изготавливалась ручным способом, без гончарного круга. Вначале подбиралась глина, она должна была быть достаточно вязкой. В специально подобранную глину добавляли песок, шамот, навоз или конский волос, эти добавки позволяли моделировать сосуд без трещин. Вначале глину замачивали, добавляли материал из вышеперечисленных, подсушивали, потом раскатывали на ленты, они по спирали одевались и моделировали определенную форму. После дальнейшей технологии на сосуде костяными палочками, штампами в виде зубцов, прокатывающих цилиндров наносили геометрический орнамент. В эпоху бронзы основной орнамент основывался на треугольнике, меандре, вертикальных и косых линиях дождя, определенных желобчатых рисунках, которые делили орнамент на зоны. Сосуд, как и человек с его мировоззрением, делился на три части верхний мир, средний и нижний. Часто сосуд изображался антропоморфно, то есть сосуд был не только вместилищем человеческой души, но и человеческого образа, он отождествлялся с человеком, конкретно, с женщиной. Потому что культ воспроизводства, культ матери имел огромную роль в развитии психологии человека, на этом зижделись жизненные ценности.
На месте раскопок могильника также были обнаружены кости животного, предположительно мелкого рогатого скота. Когда человек научился одомашнивать животных, они стали использоваться в обрядах жертвоприношения.
Здесь есть так называемые лабиринты, или каменные кольца, ограждения- это существовавшие три уровня ограды, символизирующие путь человека в мертвое царство.
Остатки угольков тоже имеют свою историю. В эпоху бронзы возникают и формируются два обряда погребения, один из них кремация, второй- когда покинувших этот мир укладывали в соответствующей позе. Андроновцы хоронили часто по парам - мужчина, женщина, иногда ребенок. И у каждого свои сосуды. Один лежал на левом боку, другой- на правом, в позе спящего человека- с подогнутыми в коленях ногами и кистями рук у лица.
Были найдены останки трех человек и женские украшения.
На место раскопок выезжали группы учащихся Новоишимских СШ №№ 1,2, Новоишимской казахской СШ, Привольной СШ из малообеспеченных семей, дети, находящиеся на попечении, а также учителя истории из ряда близлежащих школ. Такое скопление людей требовало решения организационных вопросов, в том числе и с организацией питания. Помощь с питанием ребят оказал приютдля несовершеннолетних детей (директор С.И.Жахин), в обеспечении хлебом помощь оказали детские сады райцентра «Ак бота», «Дюймовочка», «Айголек», «Астана», Новоишимский сельский акимат, индивидуальные предприниматели В.М. Вердиева, С.П. Клименко помог с продуктами питания.
Марина ПЕТРОВА