Школе отдано четверть века
- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: новости
-Каждый из нас, и те кто только начинает работать в школе, и те кто отдал ей не один десяток лет,задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне, вроде бы, однообразная работа?
Сейчас, когда за плечами свыше 25 лет педагогического стажа, я бы ответила на него так: я горжусь тем, что имею звание педагога, и вместе с тем чувствую, что это большая ответственность за воспитание подрастающего поколения Казахстана.
Я, как учитель казахского языка, призвана прививать любовь к нему, вызывать интерес к его изучению, учить грамотно говорить и писать. В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем,- так начался наш разговор с педагогом, четверть века отдавшем школе, Асией Тулегеновной Ибраевой.
Педагог с солидным стажем, интересный человек и собеседник, мать четверых замечательных дочерей, Асия Тулегеновна достойна праздничного пера. Вся ее трудовая деятельность в школе направлена на глубокое и основательное усвоение учащимися знаний, воспитание настоящих патриотов, достойных граждан своей страны. Труд педагога многогранен и всеобъемлющ, и сознание огромной ответственности, лежащей на плечах современного казахстанского учителя, призывает работать творчески, с полной отдачей.
Асия Тулегеновна родилась в с. Аккудук Чкаловского района Кокчетавской области в семье педагогов. Отец Касымов Тулеген Касымович- фронтовик, в семье которого выросли пятеро детей, проработал в Алаботинской средней школе тридцать лет, будучи учителем труда. Мать, Каримова Кулянда Каримовна, в этой же школе трудилась 35 лет, она тоже была учителем казахского языка и литературы.
Закончив Алаботинскую СШ в 1976 году, Асия Тулегеновна поступила в Котыркольский зооветтехникум на бухгалтерское отделение. Успешно закончив обучение, в 1978 году начала работать бухгалтером в совхозе «Алаботинский» в своем родном селе. В 1979 году вышла замуж за Серика Кенжитаевича, с которым вместе учились в техникуме, которого ждала два года из армии. В 1984 году, когда супруг закончил Кокчетавский филиал Целиноградского сельхозинститута, он по распределению был назначен зоотехником Куйбышевского РСХО, и семья переехала в с. Ставрополку тогда еще Куйбышевского района. Асия Тулегеновна находилась в отпуске по уходу за ребенком и тогда даже не предполагала, что Куйбышевский район станет родным надолго.
Супруга перевели зоотехником в совхоз «Ломоносовский», затем в совхоз «Рузаевский» и Асия Тулегеновна с детьми, конечно же, следовали за ним. В совхозе «Ломоносовский» супруга работала бухгалтером. А в Нежинке Асию Тулегеновну пригласили работать в школу- учителем казахского языка и литературы. Таким образом, педагогический стаж моей собеседницы берет начало в 1990-1991 учебном году. В совхозе «Рузаевский» супруги получили новую квартиру и собирались остаться надолго. Но в 1996 году мужа перевели на другую работу- предложили возглавить КП «Целинное», с 2004 года хозяйство стало называться ТОО «Целинное-2004».
Когда семья перебралась в Целинное, Асия Тулегеновна стала работать учителем казахского языка и литературы в Целинной СШ.
Был небольшой отрезок времени- с 2008 по 2012 год- когда А.Т. Ибраева работала в школе- гимназии в Жамбылском районе. Затем опять стала работать в Целинной СШ. В 2002 году заочно окончила академию «Кокше», получив высшее образование. Многолетний опыт работы, применение различных методик дают свои результаты: учащиеся получают высокий балл при сдаче ЕНТ, качество получаемых знаний находит свое применение.
Тема, над которой работает педагог «Развитие устной и письменной речи на уроках казахского языка и литературы с использованием модульной технологии М. М. Жампейсовой». Цели и задачи педагога- активизация деятельности учащихся по развитию устной речи и письменных навыков, выработка умений свободно формулировать и высказывать свои мысли, воспитание любви к Родине и уважения к культуре и традициям казахского народа.
Эффективно использует справочный материал, опорные схемы, карточки. Урок начинается с диалога. Диалог, живое общение, языковая коммуникация, опора на эстетическое в жизни ребят являются учебным фундаментом, на котором растут ученики. Работа по развитию речи имеет свои цели: дальнейшее обогащение словарного запаса, изучение речевого этикета, развитие устной и письменной речи, обучение культуре общения. Для этого на уроках используются игры, они позволяют включиться в диалог «ученик-учитель», «ученик-ученик». Речь детей расширяется, обогащается их лексикон. Прививая интерес к культуре и традициям казахского народа, А.Т. Ибраева использует пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения и обряды казахского народа. Проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Основная задача уроков государственного языка- развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Запланированы результаты обучения, что позволяет поднять обучение кзахскому языку на качественно новый уровень. Суть работы заключается в том, что учащиеся в течение 7-9 часов знакомятся с текстами, грамматикой по определенным темам. В конце модуля учащиеся закрепляют свои знания по 4 видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование и письменно отвечают на общие вопросы.
Проводятся открытые уроки, праздники и недели казахского языка, в ходе которых школьники демонстрируют свои знания, учатся владеть вниманием аудитории, творчески мыслить. Разработки уроков А.Т. Ибраевой печатаются в республиканских научно-педагогических журналах. С целью оказания помощи начинающим учителям-практикам Асия Тулегеновна выпустила методическое пособие «Салт-дәстүр әлеміпе саяхат». За свой многолетний труд моя собеседница имеет множество поощрений. В 2011 году в честь 20-летия Независимости Республики Казахстан была награждена медалью. В этом же году получила диплом Департамента образования СКО, имеются грамоты от районного отдела образования, администрации школы. В 2016 году вручена Почетная грамота Управления образования СКО.
Кроме профессиональных успехов, у Асии Тулегеновны есть и женские достижения. Она замечательная мать для своих четырех дочерей и беспредельно любящая бабушка для пяти внуков, понимающая, верная супруга и хранительница домашнего очага для своего мужа Серика Кенжитаевича Ибраева. Их счастливый, благополучный и любящий тандем заслуживает особого внимания. Полюбив друг друга еще будучи студентами, Асия Тулегеновна и Серик Кенжитаевич через всю жизнь несут свое светлое и высокое чувство, даря любовь детям и внукам. Они удачно дополняют друг друга и жизнь их, посвященная людям, семье, обществу, наполнена глубоким смыслом.
Директором Серик Кенжитаевич стал в трудное время, но своим упорством, требовательностью, трудолюбием, умелым руководством и хозяйским подходом к решению проблем он сумел поднять село.
Современная жизнь диктует новые требования для успешного развития производства. И забота об условиях, создаваемых для тружеников- хлеборобов, для жителей села является одним из главных условий. Именно поэтому Серик Кенжитаевич много внимания уделяет развитию социальной сферы, в том числе развитию спорта и отдыха, культуре, здоровому образу жизни.
Гордость села- средняя школа, в которой обучаются, получая знания, более 90 учеников. Здесь подрастают перспективные спортсмены, победители районных и областных соревнований. Историко-краеведческий музей «Истоки»- особая страница в жизни школы и села в целом. Одним из инициаторов его создания был в свое время Серик Кенжитаевич. Покупка мебели для музея, баннеров и других элементов оформления и дизайна была осуществлена при финансировании хозяйства.
Как сказала в нашей беседе директор Целинной СШ И.Р. Юрашева,- Серик Кенжитаевич делает для школы очень многое. Учащиеся 1-4 классов обеспечены бесплатным питанием, полностью заменены котлы отопления, оснащен мягкой мебелью кабинет психологической разгрузки. Осенью была расчищена территория, прилегающая к мини-центру, завезен песок. Площадка будет благоустраиваться. На здании, в котором находится детский сад, планируется заменить крышу. В этом году в школе планируется установка пластиковых окон, 50 процентов стоимости этих работ будет оплачивать ТОО. Школьники тоже, в свою очередь, помогают шефствующему предприятию- участвуют в субботниках по уборке территории села, пропалывают и убирают картофельное поле. Таким образом, у школы и базового хозяйства сложился крепкий, дружественный союз. А это верный залог правильного воспитания патриотов, людей, любящих родной край, отчий дом…
Но вновь вернемся к педагогической карьере Асии Тулегеновны. Став продолжательницей семейной династии, моя собеседница проработала в школе более 25 лет, ее сестра Мапруза Тулегеновна Нугманова проработала педагогом в Андреевской СШ 39 лет. Уже почти 10 лет трудится в школе племянница Асии Тулегеновны, еще одна племянница преподает более пяти лет в университете. Таким образом, общий педагогический стаж этой семьи составляет почти 150 лет. А это достойно истинного уважения и благодарности.
Хочется от всей души поздравить Асию Тулегеновну с днем рождения и пожелать ей и всей ее семье крепкого здоровья, новых творческих успехов.
Лариса БОРИСЕНКО