Казахстан, ты согрел нас своей добротой
- Подробности
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Мы-казахстанцы
- Просмотров: 2564
Традиция празднования Дня благодарности отображает казахстанские ценности в контексте общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел», укрепления и развития казахстанской идентичности и единства на основе общей истории иисторической памяти. День благодарности- это, прежде всего, день торжества президентской политики мира и согласия, благодаря которой в Казахстане царят покой и гармония, взаимное доверие и уважение всем казахстанцам.
Это- низкий поклон благословенной казахской земле и народу, принявшему по-братски и одарившего заботой и гостеприимством людей разных этносов, приехавших в Казахстан в результате трагических событий. Казахский народ принял их боль как свою собственную, и это навеки стало нравственным мерилом отношений между людьми в нашей стране. При Сталинском режиме в Казахстан были депортированы разные народы: 800 тысяч немцев, 102 тысяс поляков, 550 тысяч представителей народов Северного Кавказа и около 100 тысяч корейских семей из Дальнего Востока.
Я ингушка. Мои предки по отцовской и по материнской линии были депортированы в Казахстан. На сегодняшний день в живых осталась мама моей мамы- Раиса Гуцериева. В феврале 1944 года родители моей бабушки, Гуцериев Магомед и его жена Гуцериева Сахират, вместе с детьми были депортированы из Северного Кавказа села Чермен в Казахстан на территорию Акмолинской области Вишневского района, на станцию Анар. Моя бабушка рассказывает об этом трагическом событии так: «Во время войны, когда я была маленькая, на наше село «Базоркино» сбросили бомбы. К нам в село пришли солдаты, они ходили по домам, спрашивая разрешения остаться отдохнуть. Некоторые семьи не соглашались. У нас был богатый двор, в одном дворе были дома моего отца и его двух братьев, поэтому у нас поселилась военное начальство. В это время мой дядя Саад приехал с войны во Владикавказе, в его доме жил генерал-лейтенант, и он говорил дяде: «Саад, вы обязательно уедете, вас выселяют в далекий Казахстан, ты очень хороший человек, поэтому я тебе это говорю, сохрани это в тайне». Тогда дядя сказал моему отцу: «Нам придется уехать, нас отправляют в Сибирь». У нас не было денег, поэтому отец продал корову. «Саад, все продавай, ты уедешь, а там нужны деньги, там голод»,- советовал лейтенант. Спустя три дня, проснувшись утром, я не увидела в нашем дворе ни одного лейтенанта, ни одного солдата. Они не могли смотреть на то, как нас выселяют, поэтому они и ушли. Дети звали матерей, матери мужей. Легче умереть, чем еще раз испытать этот кошмар. Солдаты торопили нас, женщин и детей поместили в вагоны для перевозки скота. На каждые 10 дворов присылали одного мужчину, чтобы он собрал вещи из каждого дома. Нам разрешили повезти с собой 4 мешка кукурузы и 2 мешка пшеницы. Мужчин с семьями соединили перед самой посадкой в вагоны. В одном вагоне было более 60 человек. Через одну станцию приносили на один вагон два ведра горячего супа и две булки черного хлеба. Многие умирали. Через 18 суток мы прибыли на станцию Анар Вишневского района Акмолинской области. Нас отправили жить в колхоз «Белоярка». Денег у нас не было, поэтому мы продавали все, что могли: тюль, подушки, одежду. На заработанные деньги мы покупали молоко, творог и сметану. Соседи относились к нам с теплом, время от времени, когда у них было мясо, они делились с нами. Нам дали барачный домик, по одной комнате на семью, в котором до нас жили немцы. У нас не было соли, поэтому пища казалась невкусной. Мы были в хороших отношениях с казахскими семьями, а именно с семьей дяди Жапара, я очень благодарна этой семье. Видя, как мы голодаем, он дал нам большую плиту соли, мы назвали ее «золотым камнем».
Раисе посчастливилось больше, чем ее сестре Довхан, которая умерла от туберкулеза в 1954году и брату Ибрагиму, который по дороге за сеном замерз во время бурана в 1944 году. Раиса здесь, в Казахстане, вышла замуж за Юсупа Мальсагова, в 1962 году у них родилась моя мама Малика, в этом же году они уехали на Родину. По рассказам мамы о жизни ее отца Юсупа во время выселения, мне известно следующее: прадедушку Бача Мальсагова и прабабушку Хади Мальсагову с дочерью Райхан и моим дедушкой Юсупом депортировали в Кустанайскую область, село Кушмурун. Через полгода после ссылки от воспаления легких умер мой прадедушка Бача. После смерти главы семьи жизнь стала намного сложнее. Прабабушка пухла от голода и не могла двигаться. Видя это, мой дедушка пытался прокормить семью любыми способами.. Он подбегал к контейнерам, откуда собирал остатки зерна, копаясь в снегу. Это он мог делать только во время буранов, так как его следы заметались снегом. Зерно приносил домой, сестра Райхан жарила пшеницу, и они утоляли ею голод. Мой дед Юсуп за ночь делал несколько рейсов. Несмотря на все трудности, они смогли выжить. Благодаря дедушке, его семья спаслась от голода. Им посчастливилось вернуться на Родину. Хади, несмотря на тяжелое состояние здоровья (14 лет была прикована к постели), прожила до 1979 года, по рассказам мамы- у нее была очень хорошая память. Всю ее тяжелую жизнь она поведала моей матери Малике. Когда она рассказывала, у нее непроизвольно лились слезы, и моя мама, прочувствовав горе, прожитое во время депортации, плакала вместе с ней. Дедушка умер от инсульта в 2010 году, а его сестра Райхан живет в селе Яндырка Назрановского района в Ингушетии по сей день.
Мне не посчастливилось поговорить о депортации с моими бабушкой и дедушкой по отцовской линии, так как их уже нет в живых. По рассказам моего отца Руслана Хамхоева, моих прадедушку Сосламбека Хамхоева и прабабушку Аишу Хамхоеву депортировали вместе с семьями из Северного Кавказа Малгобекского района села Новый-Редант в Казахстан, на одну из станций Кокчетавской области. Затем на волах увезли в село Сокологоровку, бывший «Краснознаменский». Как и многим депортированным, им было очень трудно, они испытывали голод и холод. К сожалению, через короткое время после выселения умерли их три дочери, и еще через полгода умерли прабабушка с прадедушкой. Мой дедушка Ахмед и его два брата с сестрой остались сиротами, их приютила и на протяжении 12 лет растила немецкая семья. Через 12 лет после смерти Сталина с них были сняты ограничения по передвижению, и в 1957 году мой дедушка вместе со своими братьями и сестрой вернулись на Северный Кавказ, в восстановленную Чечено- Ингушскую АССР. Земля села Сокологоровки по-особенному мне дорога, потому что там покоится прах моих умерших предков отца и еще 14 человек из рода Хамхоевых. Мой отец в 2014 году узнал, где похоронена семья его отца, установил там три надмогильные плиты. Я благодарна земле Казахстана за то, что приютила их с теплом.
Ингушский народ, как и другие репрессированные народы, не исчез и не сошел с исторической арены после трагедии 1944 года, прежде всего благодаря силе духа, сплоченности и жизнестойкости, унаследованной от своих отцов. При этом народ наш, понесший в 20 веке огромные человеческие и материальные жертвы, отнюдь не озлобился и тем более не ищет поводов для сведения исторических счетов с кем бы то ни было. Он по-прежнему нацелен на мирную созидательную жизнь. От чистого сердца выражаю свою благодарность казахскому народу за то, что он принял моих дедушек и бабушек, как своих родных сыновей и дочерей. Дать чужестранцу кров, помогать в голод- это одно, но то, что казахи никогда не навязывали гостям свой образ жизни, это по сей день восхищает мою 80- летнюю бабушку. Все народы с уважением относились к культуре приютившего их казахского народа. И еще я хотела бы выразить огромную благодарность за то, что, помимо крова и хлеба, казахи дали нам возможность сохраниться как этносу, за то, что благодаря их помощи, мой народ не был стерт с лица земли. Я- потомок депортированного народа, и горжусь тем, что я родилась в Казахстане, где всегда был и есть замечательный народ- казахи. Моей Родине я желаю дальнейшего процветания и благополучия! Моя бабушка до сих пор не перестает интересоваться судьбой людей, протянувших руку помощи в трудный для нас час. Эту любовь она завещает мне, я же завещаю ее своим детям и внукам.
Ф. ХАМХОЕВА,
ученица Пескинской СШ по руководством учителя истории М.Д. Бапановой