Изменения в законе «О защите растений» о предоставлении фитосанитарной отчетности
- Автор: Super User
- Категория: новости
Физические и юридические лица, деятельность которых связана с объектами государственного фитосанитарного контроля, ведут фитосанитарный учет и предоставляют уполномоченному органу фитосанитарную отчетность. Согласно ст. 403 КоАП РК непредставление, а равно несвоевременное представление фитосанитарной отчетности влечет штраф на физических лиц в размере пяти на должностных, субъектов малого предпринимательства - в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятнадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Формы фитосанитарного учета представляются субъектами фитосанитарного учёта в районную Территориальную инспекцию по следующим видам отчетов и в сроки:
отчёт о движении пестицидов (ядохимикатов), биопрепаратов и энтомофагов - два раза в год, один раз - до 10 июля и один раз - до 10 января;
отчёт о хранении пестицидов (ядохимикатов), биопрепаратов и энтомофагов, ежегодно до 10 января;
отчёт о наличии опрыскивающей и протравливающей техники, субъектами фитосанитарного учёта, имеющими в наличии опрыскивающую и протравливающую технику и оборудование (сельскохозяйственную авиацию, аэрозольные генераторы, атомайзерные, штанговые, вентиляторные опрыскиватели, иные виды опрыскивающей и протравливающей техники) - ежегодно до 10 января;
отчёт о проведении химических обработок субъектами фитосанитарного учёта, осуществляющими применение пестицидов (ядохимикатов), биопрепаратов и энтомофагов для производства собственной растениеводческой продукции - ежемесячно, с марта по сентябрь, до 5 числа каждого месяца;
отчёт о наличии складских помещений, субъектами фитосанитарного учёта, осуществляющими хранение пестицидов (ядохимикатов), биопрепаратов и энтомофагов - ежегодно до 10 января;
отчёт об оказании услуг по химической обработке, субъектами фитосанитарного учета, оказывающими услуги по химической обработке - ежемесячно, с марта по сентябрь, до 5 числа каждого месяца;
отчёт по обезвреживанию запрещённых и непригодных пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них, субъектами фитосанитарного учёта, осуществляющими обезвреживание запрещённых и непригодных пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них - ежегодно до 10 января;
отчет о производстве и (или) реализации пестицидов, биоагентов, (ядохимикатов), биопрепаратов и энтомофагов - два раза в год, один раз до 10 июля и один раз до 10 января.
А. АЙТПАЕВ,
государственный инспектор
по защите растений ТИ района
Г. Мусрепова КГИ в АПК МСХ РК
Трехзвенная модель
- Автор: Super User
- Категория: новости
В Послании народу "Казахстан в новой реальности: время действий" Глава государства поручил внедрить в правоохранительной системе страны трехзвенную модель с разделением полномочий среди полиции, прокуратуры и суда.
Еще и года нет, как в Казахстане правоохранительные и надзорные органы перешли на трехзвенную модель уголовного процесса, с четким разделением полномочий между полицией, прокуратурой и судом.
Такая система практикуется во многих развитых странах мира, она предусматривает такой порядок, когда полиция выявляет преступления, устанавливает причастных лиц, собирает улики. Прокурор дает независимую оценку собранным доказательствам, следит, чтобы не нарушались права граждан, чтобы добросовестные люди не были вовлечены в уголовный процесс, поддерживает обвинение в суде. Суд еще на стадии следствия контролирует соблюдение прав человека, рассматривает дело и выносит решение.
При такой модели уголовного процесса происходит трансформация деятельности органов, осуществляющих досудебное расследование. Во-первых, это совершенствование законодательства, во-вторых, изменение подходов к досудебному расследованию и организационных навыков прокуроров и следователей.
Конечно, такое реформирование правоохранительной системы страны потребовало вдумчивых, взвешенных решений и шагов. Так, на начальной стадии Генеральная прокуратура совместно с органами досудебного расследования начала поэтапный переход к полноценной трехзвенной модели.
В соответствии с поручением Главы государства сначала было введено согласование прокурором ключевых процессуальных решений, принимаемых органами досудебного расследования, которые затрагивают конституционные права лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования. В целях усиления защиты прав граждан в уголовном процессе были внесены соответствующие изменения в законодательство. Помимо этого, в короткие сроки были проведены технические изменения в информационной системе "Единый реестр досудебных расследований" (ЕРДР), оператором которой является Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Начиная с 31 декабря 2020 года, в день вступления в силу законодательных поправок, все органы дознания, следствия и прокуратуры перешли на электронное согласование ключевых решений по уголовному делу.
Теперь все решения органам дознания и следствия необходимо согласовывать с прокурором: признание подозреваемым, квалификация его деяния, квалификация уголовного правонарушения, прерывание сроков досудебного расследования, прекращение, обвинительный акт. В противном случае они будут считаться незаконными. Согласование ключевых процессуальных решений позволяет защитить конституционные права не только потерпевшего, но и подозреваемого. И это только первый этап.
Преимущества электронного согласования ключевых процессуальных решений трудно переоценить. Оперативное взаимодействие прокурора с органом досудебного расследования исключает излишние бюрократические проволочки, да и время следователей экономится, не нужно ездить с делом к прокурору, ходить по кабинетам, ждать, когда прокурор согласует решение.
Кроме того, это позволяет руководству органов следствия и надзирающему прокурору в режиме онлайн контролировать ход расследования уголовных дел, минимизирует манипуляции, что исключает возможность фальсификации.
Рассмотрим, как работает новая система в прокуратуре района. Здесь считают, что внедрение трехзвенной модели в полной мере отвечает высоким международным требованиям в области прав человека. Если раньше прокурор, как правило, проверял законность только при изучении уголовных дел, то теперь без согласования с прокурором процессуальное решение не имеет юридической силы. Это главная особенность нового формата.
Анализ деятельности прокуратуры района по делам, где прокурорами согласованы постановления о квалификации, судами оправдательные приговоры или постановления о прекращении уголовных дел за отсутствием состава уголовного правонарушения не выносились, нарушений конституционных прав граждан не допущено.
В целом за истекший период текущего года в рамках трехзвенной модели, прокуратурой района рассмотрено15 ключевых решений по уголовным делам, фактов отказа в согласовании не допущено.
Как видим, трехзвенная модель уголовного процесса оправдывает себя.
Прокуратура района имени Г.Мусрепова
Жарасбай СУЛЕЙМЕНОВ: "МЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВСЕХ "
- Автор: Super User
- Категория: новости
Закончился срок полномочий членов общественных советов, которые, соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах», были избраны сроком на три года. На основе внесенных в данный закон дополнений и изменений, сформирован новый состав. В нашей области уже начала свою деятельность структура, созданная решением областного маслихата, и объединяющая 21 человека. О задачах, стоящих перед новым составом и о требованиях, предъявляемых к деятельности Общественного совета, мы попросили рассказать его нового председателя, общественного деятеля и писателя-журналиста Жарасбая Сулейменова.
–Жарасбай Кабдоллинович, примите наши поздравления по поводу избрания Вас председателем Общественного совета. Значит, Вам оказано огромное доверие?
– Спасибо! Да, это действительно высокое доверие. В то же время это большая ответственность. Поскольку, вы сами знаете, сегодня на общественные советы возлагаются масштабные и сложные задачи.
– Не секрет, что в народе по-разному относятся к общественным советам. Говорят, нужны ли они нам, чем они будут заниматься, какие проблемы они могут решать? На самом деле, у нас нет недостатка в разных объединениях и организациях. Можно сбиться со счета, считая количество существующих неправительственных организаций. На этом фоне, чем была продиктована необходимость в еще одной общественной организации?
– На мой взгляд, не следует делать какие-то скороспелые пессимистические выводы. Жизнь сама убедила нас в необходимости такой структуры. Общественные организации, созданные в целях обеспечения широкого участия народных масс в государственном управлении, существовали еще до принятия Закона Республики Казахстан «Об общественных советах» в 2015 году. Но в их деятельности не было системности. Как я уже упомянул, с учетом всех этих обстоятельств, был принят закон, определяющий юридический статус общественных советов, порядок их создания, направленный на реализацию государственной политики, формирование государства, отчитывающегося перед народом, определяющий механизм, который мог бы способствовать широкому участию некоммерческих организаций, граждан в принятии решений государственными органами всех уровней. Позже, точнее, в 2020 году, обе палаты Парламента внесли в него, исходя из требований времени, ряд важных изменений и дополнений.
Теперь о том, для чего нужны все эти новшества. Речь идет об усилении роли государственных органов и общественных советов при акиматах в разработке стратегических планов и программ регионального развития, с целью достижения целевых индикаторов бюджета, повышения активности общественных советов в обсуждении и реализации нормативно-правовых актов и программных документов, относящихся к соблюдению прав и свобод граждан.
Как показывает практика, закрепление законом статуса и полномочий общественных советов повышает прозрачность принятия государственных решений. Значит, мы с полным основанием можем сказать, что выражение интересов гражданского общества, учет мнений населения при обсуждении и принятии решений государственного и местного значения, развитие процесса взаимодействия центральных, местных исполнительных органов, местных органов самоуправления с гражданским обществом, организация общественного контроля и обеспечение открытости деятельности центральных, местных исполнительных органов и местных органов самоуправления являются основным направлением деятельности общественных советов. Если рассказать более подробно, отныне состав общественных советов будет избираться из числа представителей общества. При этом в их рядах должны быть представители разных социальных слоев. Считаю, что это конкретный и важный шаг, направленный на повышение уровня ответственности и прозрачности в этой сфере.
Первоначально формированием общественных советов занимались акиматы. Но в связи с внесенными недавно в закон изменениями, функция формирования общественных советов на местном уровне передана маслихатам. Все это вселяет уверенность в том, что более тесным станет диалог между властью и обществом, и таким образом, улучшится качество работы.
- В жизни мы сталкиваемся с еще одной реальностью: очень часто даже самые совершенные законы не достигают своей цели. В этих условиях, что могут дать обществу общественные советы?
- Несомненно, со времен принятия закона об общественных советах до сегодняшнего дня накоплен определенный опыт в деятельности этих организаций. В то же время нельзя сказать, что общественные советы в полной мере и эффективно пользуются предоставленными им государством полномочиями, и стали рупором, выразителем интересов простого народа. Нам следует на деле обеспечить более активное участие граждан в работе органов управления. Они должны участвовать в подготовке проекта государственного бюджета, в осуществлении контроля за реализацией решений властей.
- В народе бытует мнение о том, что общественные советы необоснованно вмешиваются в работу маслихатов. Что Вы скажете по этому поводу?
– Общественные советы не дублируют деятельность маслихатов. Маслихат, как уполномоченный орган, занимается вопросами, связанными с бюджетом. Что же касается общественных советов, которые являются консультативно-совещательными, наблюдательными органами, открыто взаимодействующими с государственными органами, то в их компетенцию входит рассмотрение всех вопросов, возникающих в обществе. Особенно важная роль принадлежит общественным советам в качестве механизма, посредством которого существующие на местах социальные вопросы, потребности населения доводятся до сведения представителей власти. В этом отношении общественные советы функционируют достаточно независимо. Думаю, что общественные советы должны стать независимым и важным институтом, благоприятствующим свободе общественного мнения и развитию диалога между властью и народом. Поэтому, надо вовлечь в работу общественных советов наиболее активную часть граждан.
– Как Вы упомянули, в обновленный состав областного общественного совета вошел 21 человек. Способны ли они, на Ваш взгляд, справиться со сформулированными в законе задачами, о которых вы говорили?
– Следует отметить, что формированием нового состава Общественного совета занималась специально созданная рабочая группа. Население информировано о том, что такая работа проводится на конкурсной основе. Те, которые вошли в состав совета добровольно, обязаны пользоваться своими полномочиями в рамках закона. Это не тот институт, где восседая на почетном месте, можно просто судить и рассуждать, заниматься пустословием. Каждый член Общественного совета должен в полной мере осознавать огромную ответственность, которая на них лежит, и, засучив рукава, впрягаться в тяжелую работу. Только тогда Общественный совет станет действительно функционирующей организацией. Конечно, тут многое зависит от умелой организации работы.
- В связи с этим у меня возникает другой вопрос. Мне кажется, в составе возглавляемого Вами Общественного совета мало представителей сельскохозяйственной отрасли. В то же время, в этой сфере накопился целый клубок не распутанных проблем. Каковы пути их решения?
- Вы правильно заметили. Сельская жизнь, как один из главных вопросов, должна всегда находиться в фокусе внимания Общественного совета. Учитывая это, мы намерены создать постоянно действующую комиссию по этой отрасли. В работе комиссии может принять участие любой активный гражданин. Кроме того, мы планируем установить тесные контакты с общественными советами в сельских районах. С этой целью хотим закрепить за каждым членом Общественного совета определенный район. Помимо этих мер, я сам, как председатель Общественного совета, обдумываю поездки в сельские районы, чтобы встретиться с местным населением, с активными представителями общества. Уже сегодня члены нашего совета начали практиковать прием граждан. Для этого разработан специальный график, который направлен в средства массовой информации для ознакомления общественности. Мы ведем свою работу открыто, и готовы сотрудничать со всеми гражданами, которые знают свои права и отстаивают их. Наша сила в нашем единстве. Чтобы быть в состоянии позитивно повлиять на принятие решений исполнительными властями, мы должны работать рука об руку, как одна команда.
– Согласны ли Вы с теми, которые говорят, что в решении социально-экономических вопросов общественные советы находятся на коротком поводке у акиматов?
– Мы должны координировать свою работу с местными органами власти. Важно, чтобы общественные советы показали себя как диалоговая площадка между государством и народом. Мы ведь сегодня говорим о создании, по поручению Президента Касым-Жомарта Кемелулы Токаева, «Слышащего государства», которое должно прислушиваться к голосу народа.
Безусловно, Общественный совет должен, прежде всего, служить народу, чутко реагировать на нужды населения, защищать его интересы, привлечь внимание исполнительной власти к вопросам, требующим решения. Защита интересов гражданского общества, повышение уровня эффективности и гласности деятельности государственных органов, поддержка гражданских инициатив, установление обратной связи между обществом и государством, предупреждение и решение социальных конфликтов, мобилизация населения на борьбу с коррупцией определены как главные задачи общественных советов.
– Поделюсь своими личными наблюдениями. Далеко не каждый в нашем регионе знает, чем занимается областной Общественный совет. Намного громче звучит голос городского Общественного совета…
– Впредь мы будем приглашать на все заседания областного Общественного совета представителей СМИ. При необходимости в заседаниях могут поучаствовать также работники других организаций. Планируем также проводить такие заседания с участием экспертов и аналитиков. Словом, нам нечего скрывать от народа. Заседания общественных советов будут проводиться открыто.
Вы спрашивали о взаимоотношениях между общественными советами и акиматами. Я думаю, что Общественный совет должен служить связующим мостом между народом и властями. Разве плохо, если местные акиматы и начальники начнут выполнять свои обязанности безупречно, наслаждаясь благодарностью народа, а мы, общественные советы, привнесем свой вклад в это благородное дело? Надо направить все силы на то, чтобы наша родная страна процветала. На нас возложена тяжелая ноша. Нас должна объединить общая цель, чаяния и заботы нашего народа.
– Если я Вас правильно понял, в решении предстоящих задач для Общественного совета не должны существовать «наши» и «ваши» обязанности. Не так ли?
– Вы правильно поняли мои слова. Конечно, все должно быть в рамках закона. Но в нынешние сложные времена нельзя расслабляться. Должен быть общественный контроль за государственной службой. О том же постоянно напоминает наш Президент. Скажем прямо, сегодня в нашем обществе немало отчаявшихся людей, не знающих, куда обращаться со своими жалобами и просьбами, в какие двери стучаться. Нам приходится работать и с ними. Общественные советы систематически проводят с ними встречи, принимают их, доводят их пожелания и заявления до соответствующих организаций. В законе указано, что предложения общественных советов подлежат обязательному рассмотрению государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, уполномоченными принимать жалобы и предложения и дать на них обоснованные ответы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Это большая возможность. Только надо правильно пользоваться этой возможностью. Если взаимодействие исполнительной власти и общества станет теснее, от этого выигрывают все.
– Включены ли в состав совета женщины и молодежь?
– Современная молодежь помнит прошлое, и смотрит в будущее. У нее немало нерешенных проблем. В составе Общественного совета есть и представители молодежи. Мы ожидаем от них активной деятельности. Они могут, вместе со своими сверстниками, поднимать вопросы, относящиеся к молодежной жизни, в частности, проблемы обеспечения молодых семей жильем, трудоустройства молодых специалистов, выступать инициаторами общественно значимых дел. В целом, деятельностью общественных советов охвачены все слои населения. Это открытая площадка, созданная для обсуждения злободневных вопросов нашего общества.
– Каковы Ваши планы на предстоящий период?
– Как Вам известно, недавно прошло первое заседание областного Общественного совета. На нем были рассмотрены в основном организационные вопросы. Но уже начали поступать предложения от членов Общественного совета относительно предстоящей работы. Мы их рассмотрим, изучим, проанализируем и наиболее актуальные из них включим в план работы. Не менее важно тут осуществление контроля за исполнением плана и принятых решений. Нам предстоит найти действенные механизмы в этой работе и ввести их в практику.
Беседовал
Сагындык МАУГАЗИН