Государственную поддержку-молодым
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 1525
В целях стимулирования специалистов сельской местности с 2009 года по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева создан проект «С дипломом -в село!».
Конкретной целью реализации данного проекта является предоставление мер социальной поддержки специалистам в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты. Специалистам выплачивается единовременное подъемное пособие в размере 70- месячного расчетного показателя и бюджетные кредиты размере 1500 – месячного расчетного показателя на приобретение или строительство жилья.
Бюджетный кредит на приобретение жилья для специалистов предоставляется сроком на пятнадцать лет, ставка вознаграждения по кредиту устанавливается в размере 0,01% годовых от суммы кредита.
Меры социальной поддержки предоставляются указанным категориям специалистов на основании Соглашения при условии дальнейшей работы не менее трех лет в учреждениях здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, расположенных в сельских населенных пунктах.
В целом в рамках реализации программы «С дипломом- в село!» с 2009 по 2018 годы по району имени Габита Мусрепова 344 специалиста социальной сферы получили подъемные пособия на сумму 42,3 млн. тенге и 224 специалиста получили бюджетные кредиты на приобретение жилья на 571,5 млн. тенге.
В 2019 году планируется выплата подъёмного пособия 40 специалистам социальной сферы на сумму 7,1 млн. тенге и 30 специалистам бюджетные кредиты для приобретения жилья на 113,6 млн. тенге.
Данная Программа позволила привлечь специалистов не только в центры экономической активности, но и в другие села района. Такие как Червонное, Рузаевка, Буденное, Новоселовка, Березовка, 15 лет Казахстана, Ефимовка, Дружба, Кокалажар, Урожайное, Чистополье и другие.
Все принимаемые меры государственной поддержки, позволят решить вопросы закрепления специалистов в сельских населенных пунктах, что положительно отразится на укреплении здоровья сельского населения, повышении его грамотности и культуры, а также выравнивании имеющихся диспропорций между городом и селом.
А. МИРХАМИДОВ,
главный специалист
отдела экономики и финансов
О школьном музее- с особой теплотой
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 1557
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего.
М. Ломоносов
Сегодня во всём казахстанском обществе реализуется программа «Рухани жаңғыру». Одной из подпрограмм является «Туған жер». Как отмечает Президент страны Н.А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой Родине. Малая Родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. В статье отмечается, что лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах. Данную задачу помогает решить школьный музей.
С особой теплотой хочется рассказать о музее Пескинской средней школы. Краеведческий музей – место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда проходишь по залу, то чувствуешь, как дух ушедших времён наполняет тебя. Музей нашей школы имеет свою историю. Открылся он в 2013 году в здании школы. Создавался музей стараниями работников школы, а также энтузиастов – общественников. По мнению директора школы Н.Т.Ашимовой, открытие музея дало более широкие возможности для решения задач воспитания, вовлекая учащихся школы в работу по сохранению и восстановлению истории своей малой Родины.
В музее работает актив, который организует экскурсии на месте, выездные акции.
Работая в направлении «История села Пески», члены музея проводят опросы жителей села, встречи со старожилами. Материал оформлен в виде стендов «Никто не забыт, ничто не забыто», «Земляки-первоцелинники», «Ветераны педагогического труда нашей школы», а также в виде альбомов «История села Пески», «Успешные выпускники школы» и другие. В течение прошлого учебного года был обновлён, дополнен материал для экспозиции «Предметы быта жителей нашего села в XX веке», оформлены этнические уголки казахского и славянского народа.
Музейным активом проведена выездная акция «История в чемодане», когда ребята знакомили с экспозициями музея, выезжая на объекты, где трудятся их родители или в другие школы. В 2017 году наши ребята вместе с директором школы Н.Т. Ашимовой выезжали в г. Петропавловск, где продолжили акцию «История в чемодане» на слёте школьных музеев области. Также здесь проводятся внеклассные мероприятия, обзорные и тематические экскурсии. 10 октября в музее прошла акция «Живые экспонаты», которая вызвала большой неподдельный интерес у посетителей. Ученик 9 класса Ю. Сергеев представил солдата Великой Отечественной войны, пишущего письмо домой. В проведении акции участвовали не только члены музейного актива, но и родительская общественность. Слова благодарности хочется сказать экскурсоводам музея- ученикам 9 класса Ю. Шевченко и И. Шостик, родителям А.А. Муратовой, представляющей фрагмент из быта казахского народа, Г.М. Шихавцовой, рассказавшей о культуре русского народа, всем нашим односельчанам, которые приносят семейные реликвии в музей, понимая, что оставляют след в истории своей малой Родины. Хочется отметить семьи Мирных, Лих и Стадник, внёсших большую лепту в сбор материалов о своих родных.
Наш школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями. Важно осознать возможность и необходимость такого объединения. Формы работы в школьном музее различны: это и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и многое другое. Ученики привлекаются к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях школы, организатором которых является музей. Это позволяет вырабатывать у них чувство сопричастности к большому полезному общему делу.
Наблюдения показывают, что работа музея в формировании патриотизма достигает своей цели. Целью нашего школьного музея является эффективное использование потенциала музейных комнат в учебно-воспитательном процессе как средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Работая в направлении «История школы» на протяжении нескольких лет, нами был собран материал, рассказывающий об истории школы, её судьбе и судьбе учителей, обнаружены интересные факты, свидетельствующие о первоначальном месте расположения школы. Оформлен материал об успешных выпускниках школы разных лет.
Попадая первый раз в наш школьный музей, первоклассники с восторгом и удивлением восклицают: «Ой, как интересно! Ой, а что это такое?». Понятно, что первая экскурсия бывает обзорной. На ней ребята впервые сталкиваются с атрибутами школьной жизни прошлых лет. В музее можно увидеть пионерскую форму и подудеть в пионерский горн, можно потрогать старую швейную машинку, увидеть старые пластинки с песнями прошлых лет, которые слушали их бабушки и дедушки и т.д. Дети близко сталкиваются с историей своей школы, с историей своей малой Родины. После этого им хочется вновь прийти в музей. Уже в этом учебном году фонд музея пополнился материалами, рассказывающими об истории нашего района. В коридоре школы открыта экспозиция, посвящённая Габиту Мусрепову, имя которого носит наш район.
Посещение музея, знакомство с музейными экспонатами не только учащихся, но и всех желающих говорит о возрастающем интересе односельчан к школьному музею, о желании пополнять музейный фонд новыми экспонатами, свидетельствующими об истории своего родного края.
Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.
Надо сказать, что мы уже вышли за рамки музея и экспозиции, стендовые материалы располагаются в реакриациях школы. Вместе с родителями дети оформили выставки «Туған жер», «Достопримечательности Астаны», выпускники 2018 года подарили школе картины с пейзажами родного села. У нас есть стендовые материалы «Всё начинается со школы», «Гордость школы», где ученики воочию видят тех, кто славит свою школу успехами в учёбе, а потом и на производстве. И, конечно же, они хотят им подражать, быть успешными в учении, а потом и в жизни.
Активисты музея говорят: «Хорошо, что есть музей в нашей школе, который дает преставление о том, какие люди работали и учились в ней». С детьми согласны преподаватели: «Такие музеи необходимы, потому что любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине - к своим близким, к своим друзьям, к своей улице, к своей школе. А так как все мы родом из детства, то эту любовь мы пронесем через всю свою жизнь, и мы считаем, что роль нашего маленького школьного музея в этом немалая. Это обстоятельство очень радует, потому что благодаря ему, мы становимся причастными к своему народу, Отечеству».
Мы не только оформляем свой музей, но и тесно общаемся с музеями других школ. Наши ученики вместе с классными руководителями побывали в музее имени Айкына Нуркатова в Шукыркольской средней школе, посетили мазар Токсан би, побывали в музее Ш.Уалиханова в Сырымбете. В наших ближайших планах поездка в музей Целинной средней школы. Ребята с воодушевлением делятся увиденным, что-то берут себе на заметку, что-то отмечают добрым словом и всегда с благодарностью говорят о хозяевах музеев, которые делятся с нами своей работой. Музеи, конечно, разные, непохожие друг на друга. Это и должно быть так, потому что у каждой школы, у каждого села своя неповторимая история. Но все они помогают нам лучше знать историю своей малой Родины и в этом их огромный воспитательный потенциал.
И в заключение хотелось бы привести слова И.В. Киреевского: “Нет ни высокого дела, ни стройности слова без живого чувства собственного достоинства … Чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти». Национальная же память хранится именно в музее.
Т.ЭФФА,
учитель русского языка и литературы,
Е.КОВАЛЕНКО,
библиотекарь Пескинской средней школы
Спешите делать добро!
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 1548
Ежегодно, с 1 августа по 30 сентября, проводится республиканская акция «Дорога в школу». Дружбинская средняя школа также не осталась в стороне и приняла участие в акции. Основной задачей этой акции являлось выявление детей, неохваченных обучением, оказание материальной поддержки школьникам из малообеспеченных, многодетных семей и детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, во время подготовки к началу учебного года; предупреждение неявки детей в школу по социальным причинам.
Акция проходила в три этапа: проведение подворного обхода микроучастков для учета детей от 0 до 18 лет по селу Дружба и Жарколь; проведение рейдов с целью выявления фактов нарушения прав детей, предупреждения детской безнадзорности и беспризорности, эксплуатации детского труда, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; оказание спонсорской (материальной) помощи детям из неблагополучных, неполных семей.
Выполняя поставленные задачи, учителями школы был проведен подворный обход по восьми микрорайонам сел. По итогам переписи обновлены списки детей от 0 до 18 лет. Согласно статистическим данным, на 1 сентября 2018 года на территории сел Дружба и Жарколь зарегистрировано 138 детей от 0 до 18 лет.
На протяжении акции «Дорога в школу» акиматом Дружбинского сельского округа, ИП «АиР»- И.Р. Арслановым, К/Х «Прогресс»- И.В. Редкозубовым была оказана материальная помощь семерым учащимся из неблагополучных и неполных семей в виде одежды, обуви, школьных и канцелярских принадлежностей.
1 сентября на торжественной линейке, посвященной Дню знаний, директором ТОО «Дружба» К.А. Усеновым первоклассникам были вручены ранцы со школьными принадлежностями, детям мини-центра подарены детские игрушки. Весной на территории школы была установлена теплица стоимостью 250 000 тенге. Учащимся в летний период были предоставлены путевки в ДОЛ «Солнышко». Директором ТОО «Дружба» К.А. Усеновым, главой Ф/Х «Виктория» В.В. Лысенко, главой К/Х «Агромир» А.Н. Луценко была оказана спонсорская помощь в ремонте школы. Учащимся с 1 по 5 класс организовано бесплатное питание.
Хочется выразить слова благодарности всем участникам акции за проявленную заботу, доброту и милосердие к детям, которые так нуждаются в нашей поддержке.
Я призываю читателей: «Делайте добро, ведь оно всегда возвращается»!
Р.БЕГУМОВ,
социальный педагог
Дружбинской СШ
Школа с гордостью носит имя Айкына Нуркатова
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 2321
Айкын Нуркатов родился 1 ноября 1928 года в селе Шукырколь, Рузаевского района, Кокшетауской области.
Исследователь литературы, критик, литературовед, кандидат филологических наук. Он прожил только 37 лет. За столь короткое время написал более 200 критических и рецензионных статей.
А.Нуркатов был видным исследователем литературы с мощным аналитическим талантом, которого отличали глубокие знания, высокий уровень научных рассуждений, такая же высокая культура выражения своих мнений. Он слыл авторитетнейшим абаеведом и ауэзоведом. За свой короткий творческий путь проявил себя очень плодотворным, правдивым, оригинально мыслящим ученым, решительным и острым на язык.
Он-известный ученик писателя академика Мухтара Ауэзова. Сокурсник Айкына ага, известный академик Серик Кирабаев приводит следующее высказывание гениального Мухтара Омархановича: «На Айкына и Серика я смотрю с надеждой, не отделяю их друг от друга».
В 1989 году Шукыркольская средняя школа, в которой учился писатель, стала носить имя Айкына Нуркатова. А 1991 году открыт музей в родном селе писателя. Число экспонатов в музее достигает 70. Площадь музея 50 квадратных метров.
Айкын Нуркатов - исключительно талантливая личность, оставившая яркий след в литературоведении. Ему принадлежат такие основательные, изобилующие серьезными размышлениями исследования, как «Поэтические традиции Абая», «Идея и образ»,«Творчество Мухтара Ауэзова», «Продолжение традиии». При его жизни было опубликовано более 200 литературно-критических статей, 28 монографий, учебников, переведенных книг этого ученого-литератора с большой буквы.
Коварная смерть унесла Айкына, но он оставил после себя удивительно богатое духовное наследие. В этом плане его судьба схожа с судьбами Пушкина и Лермонтова, великого Шокана, таких видных личностей в истории нашего народа, как сын Абая Абдрахман, пламенный поэт Султанмахмут, государственный деятель, универсальный талант Смагул Садуакасов и т.д.
Когда вплотную знакомишься с творческой биографией Айкына Нуркатова, нельзя не любоваться его рассуждениями с железной логикой и неопровержимыми выводами, красивым и звучным языком, напоминающим звон серебряного колокольчика, не говоря о глубине знаний и мировоззрении, широте кругозора.
М. АНУАРБЕКОВА,
ученица 11 класса
Шукыркольской СШ имени
Айкына Нуркатова
Обновленное содержание образования- требование времени
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 4351
В рамках реализации первой задачи Послания Главы государства народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», направленной на цифровизацию различных уровней, 43 школы района или 100% находятся в системе «Күнделік. kz». Все школы работают в электронной образовательной платформе Вilim Land. В 2018 году также приобретено 30 комплектов мультимедийного оборудования, на эти цели выделено 14880 тыс. тенге из областного бюджета.
По реализации задачи Послания «Человеческий капитал – основа модернизации» ведется следующая работа: в дошкольном образовании с 1 сентября 2019 года будут внедрены единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения. Будет введен государственный общеобразовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Также будут введены единые стандарты раннего развития, развивающие социальные навыки и навыки самообучения в семье и организациях образования. С 2018-2019 учебного года в детских дошкольных организациях в образовательную область будет введен новый предмет «Әліппе-Букварь». На сегодняшний день охват дошкольным обучением и воспитанием составляет от 3 до 6 – 100% , от 0-6- 91%.
В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен к 2021 году. В 2016-2017 учебном году 1 классы (609 учащихся) начали обучение по обновленному содержанию. В 2017-2018 учебном году 1,2,5,7, классы (2218 учащихся) продолжили поэтапный переход к обновленному содержанию. В рамках обновления содержания образования предусмотрен переход на критериальную систему оценивания, основной целью которой является объективное оценивание, позволяющее обеспечить качественное оценивание и развитие личности. По итогам учебного года количество учащихся 1,2,5,7 классов составило 2218 школьников. Из них закончили учебный год на «отлично» и «хорошо» - 1369 обучающихся. В 2018-2019 учебном году на обновленное содержание перешли учащиеся 3,6,8 классов.
Обновленное содержание – это современные учебные программы, соответствующие международным стандартам и прошедшие адаптацию в Назарбаев Интеллектуальных Школах, которые дают нашим детям возможность развивать функциональную грамотность и критическое мышление. Функциональная грамотность, как результат обучения, формируется посредством каждого школьного учебного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.). Примеры заданий на проверку сформированности у школьников функциональной грамотности публикуются в учебно-методических пособиях для подготовки к ВОУД и ЕНТ. Также обучающиеся нашего района участвуют в международных программах (PISA, IСILS, TIMMS ) по оценке образовательных достижений учащихся, это тесты, оценивающие грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. В текущем году в апреле 20 учащихся, достигших 15 лет из Салкынкольской, Приишимской, Андреевской, Ковыленской средних школ приняли участие в PISA-2018. В исследовании IСILS-2018 участвовала Ефимовская ОШ - 5 детей. Результаты данных международных исследований будут известны в 2019 году.
Отделом образования ежегодно осуществляется закуп учебников по новым программам. В 2017-2018 учебном году была закуплена учебно-методическая литература для 2,5,7 классов на сумму 73855 тыс.тенге. На 2018-2019 учебный год будет приобретено обновленной учебной литературы и УМК для 3,6,8-х классов на сумму 69 970,609 тыс. тенге.
Создание собственной передовой системы образования требует и новых подходов обучения, и роста квалификации педагогов. В районе 937 педагогов работают по новой программе, также с этого года будет введена новая сетка категорий для учителей, учитывающая уровень квалификации с увеличением разрывов между категориями. Первый этап в виде тестирования прошли 245 педагогов из 381 заявленных, из них на категорию модератор-78, эксперт-99, исследователь- 65, мастер-3. Второй этап в виде обобщения итогов деятельности был рассмотрен аттестационной комиссией, в результате 127 (модератор-30, эксперт-57, исследователь-38, мастер-2) педагогов подтвердили заявленную категорию. В зависимости от подтверждённой квалификации зарплата учителей повысится от 30 до 50%.
С 2017-2018 учебного года с целью поэтапного перехода на трехъязычное образование в Новоишимской СШ № 1 обучение предмету естественно-математического цикла, в частности, предмета «химия» ведется на английском языке. Согласно областному плану курсовой подготовки, в настоящее время 30 педагогов района проходят языковые курсы. В отделе образования назначен координатор по повышению квалификации по обновлению содержания образования, учителя начальных классов и предметов естественно-математического цикла участвуют в курсовой переподготовке в рамках обновления содержания образования. С 2018-2019 учебного года в пилотном режиме по обучению предметам естественно-математического цикла будут работать 12 школ района (15 педагогов) – Новоишимская СШ № 2, Новоишимская СШ № 1, Возвышенская, Рузаевская, Урожайная, Чистопольская, Салкынкольская, Пескинская, Ковыленская, Ялтинская, Шукуркольская средние школы с охватом 118 обучающихся.
С целью развития робототехники в 7 школах района (Новоишимские СШ № 1,2, Новоишимская казахская СШ, Калиновская, Чистопольская, Рузаевская, Бирликская средние школы с охватом 80 обучающихся) приобретены необходимые комплекты. В 2018 году дополнительно приобретено ещё 16 комплектов. При школе искусств работает кружок по информатике «Занимательная информатика». Кружок функционирует в 33 школах района, по 1 часу в неделю. Охват детей составляет 820 человек. Для проведения кружков «Робототехника» приобретено 12 роботов для 6 школ (Новоишимская СШ №1, Новоишимская СШ №2, Новоишимская казахская средняя школа, Червонная, Бирликская, Калиновская средние школы). По курсу «Основы робототехники» обучен 21 педагог. Учитывая, что нагрузка на учеников у нас самая высокая среди стран СНГ, с 2017-2018 учебного года согласно инструктивно - методическому письму все учреждения образования перешли на пятидневную систему обучения. В текущем учебном году предусматривается изменение ТуПов с целью уменьшения нагрузки на учащихся.
Согласно плану по переходу казахского алфавита на латиницу отделом образования были проведены круглые столы, дебаты, семинары на базе Бирликской и Рузаевской СШ.
Современные преобразования в стране, быстрая информатизация общества и динамичность кардинально меняют требования к образованию. Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды.
Э.КАРАБАЕВА,
и.о. руководителя отдела образования