ПЕРВЫЙ ШАГ К ПОБЕДЕ И К МЕЧТЕ
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 260
Всем нам известно, что ежегодно Фонд IQanat реализует социально-образовательные проекты и программы, направленные на поддержку сельских школьников. Первая олимпиада IQanat стартовала в 2017 году, собрав вокруг себя полторы тысячи юных участников из шести отдаленных районов Восточно-Казахстанской области. А в 2019 году подключили и другие регионы нашей республики. Целью данной олимпиады является выявление и академическая поддержка целеустремленных сельских школьников Казахстана. Отрадно, что уже третий год подряд учащиеся наших районных школ выигрывают гранты и право на обучение в школе IQanat.
1 ноября 2023 года на базе Новоишимской казахской средней школы состоялся первый тур олимпиады IQanat. В отборочном туре данной олимпиады зарегистрировались 426 учащихся, и только 167 сильнейших прошли в первый тур. Для участников олимпиады было организовано торжественное открытие, которое началось с исполнения Гимна Республики Казахстан.
В ходе мероприятия к участникам олимпиады обратилась руководитель отдела образования Э.М. Карабаева с приветственным словом. Пожелала удачи ребятам. Также с мотивационным призывом к ребятам обратились Арлан Атнагулов и Ануар Амангельдыев, которые благодаря победе в олимпиаде IQanat обучаются в IQanat High School Of Burabay. Учащийся Новоишимской казахской средней школы Нурболат Елемесов, который является обладателем гранта школы IQanat-2022 года, поделился своими впечатлениями от олимпиады.
После торжественной части участников распределили по аудиториям, где они приступили к выполнению заданий. По завершению олимпиады ребятам раздали сладкие перекусы и браслетики с надписями «Ауылдан-арманға»- на память.
От себя хочется добавить, что это первый шаг к победе и к своей мечте. Ведь у каждого из них есть шанс пройти в финал и стать обладателем гранта школьников на обучение в IQanat High School Of Burabay.
Мы убеждены, что доступ к качественному образованию должен быть у каждого школьника из сел и отдаленных регионов страны. Потому что верим и надеемся, в будущем именно оно, наше растущее поколение, повлияет на рост социально-экономического развития села, района, области и в целом нашего Казахстана!
И. БАЙМАГАНБЕТОВА,
методист РМК
ИННОВАЦИИ – В ОБРАЗОВАНИЕ
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 235
Делегация педагогов нашего района приняла участие в работе областного семинара в г. Тайынша «Система сопровождения инновационных процессов в образовании через призму методических решений». Областной семинар проходил по 12 секциям: для руководителей отделов образования, методистов методических кабинетов, педагогов дошкольного и дополнительного образования, учителей естественно - научного направления, педагогов - филологов и историков, заместителей по воспитательной работе, педагогов малокомплектных школ, также была секция по дебатам и цифровизации.
Спикеры секций делились опытом работы, новшествами и инновациями, применяемыми в работе.
В ходе обсуждений были предложены эффективные решения современных задач, которые сегодня стоят перед педагогами.
Также в ходе работы каждой секции выработаны рекомендации.
Работа секций получила высокую оценку участников, которые отметили актуальность обсуждаемых проблем и практичность озвученных решений.
В ходе пленарного заседания эксперт от каждой секции смог задать вопросы, возникшие в ходе работы площадок, а также внести предложение по улучшению качества работы педагогов области.
Завершилось мероприятие церемонией награждения, в ходе которой директору Рузаевской СШ Л.В. Когтевой был вручен сертификат на сумму 1 миллион тенге за победу в областном конкурсе «Лучшая теплица» и диплом.
Директор Ломоносовской СШ А.С. Кудрявцев и заместитель директора по ВР В.В. Воронцова были награждены дипломом и кубком за занятое 3 место в областном дебатном турнире «Қос Аңыз Кубогі». Также В.В. Воронцова стала лучшим спикером данного турнира.
Отдел образования района имени Габита Мусрепова и педагоги - участники семинара выражают благодарность Управлению образования, Центру методической работы и информационных технологий в сфере образования и отделу образования Тайыншинского района за организацию такого масштабного мероприятия!
А. КОСУМБАЕВА,
заведующая методическим кабинетом РОО
ВОСПИТЫВАТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ УЧАЩИХСЯ
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 283
Согласно плану методической работы районного отдела образования проведено немало олимпиад, конкурсов, соревнований. Остановимся на результатах основных из них.
В Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов школьников «Зерде» среди учащихся 2-7 классов приняло участие 50 научных проектов из 22 мусреповских школ. Из них в областном этапе приняло участие 10 проектов, 7 из них заняли призовые места.
В 2022-2023 учебном году на районном этапе республиканского конкурса научных проектов учащихся 9-11 классов принял участие 41 проект, 5 проектов были отобраны на область, из них 1 проект Пескинской СШ занял призовое место.
В этом году впервые проводилась общекомандная областная олимпиада для учащихся 7-9 классов по предметам ЕМН «У истоков наук...». На районном этапе приняло участие 16 команд из 16 школ района. Сборная команда нашего района в области заняла призовое ІІ место.
Еще одна олимпиада, которая дает возможность проявить себя именно сельским детям, - это «IQаnat», она нацелена на выявление одаренных детей из сельской местности.
Победителям трех туров предоставляется возможность обучаться в школе «IQаnat Highs school of Burabai».
В 2022-2023 учебном году на отборочном туре олимпиады приняли участие 223 учащихся 8 классов. Из них 28 учащихся прошли на 2 тур, 6 учащихся из Новоишимской казахской СШ, Новоишимской СШ №1, Бирликской СШ, Средней школы Токсан би, Нежинской СШ, став финалистами, участвовали в завершающем туре.
По итогам ученик Новоишимской казахской СШ Нурболат Елемесов стал победителем и выиграл грант на обучение в школе Айканат.
Следующая олимпиада, которая была проведена,- это республиканская олимпиада для учащихся 5-6 классов, участием в ней было охвачено 192 учащихся из 33 школ.
По результатам районного этапа победителями стали 6 учащихся из 5 школ: Новоишимская СШ № 1, Новоишимская казахская СШ, Урожайная СШ, Андреевская СШ и двое учащихся из Новишимской СШ № 2.
3 учащихся заняли призовые места в области - Илья Глушко, ученик Новоишимской СШ № 2 занял ІІ место, Дарья Карпухно, ученица Андреевской СШ и Ақжігіт Арыстан, ученик Новоишимской казахской СШ - ІІІ место.
В Республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам среди учащихся 9-11 классов приняли участие 184 школьника , 9 учащихся прошли на областной уровень, из них 2 заняли призовое 3 место. Это Полина Кучер, ученица Привольной СШ и Алина Калымтаева, ученица Средней школы Токсан би.
С целью создания условий для развития и поддержки талантов и способностей у учащихся школ сельской местности уже третий год «Академия Елбасы» проводит олимпиаду «Мың бала». В этом году в ней участвовали только 6 классы. Зарегистрировались 359 учащихся из 35 школ. 45 учащихся прошли во 2 этап, из них 6 детей стали победителями.
Ученица Новоишимской казахской СШ Алтыным Кеншинбай, набрав самый высокий балл по СКО, подала заявку в Республиканскую Физико- математическую школу г. Алматы, остальные победители подали заявки в БИЛ г. Петропавловск.
В республиканском конкурсе экологических проектов «Pro Eco» для учащихся 5-8 классов по направлению «Лучшая экологическая инициатива» приняли участие учащиеся Рузаевской средней школы Мадияр Тынысов и Анатолий Лытнев с проектом «Экологически чистое село». По итогам конкурса проект наших участников занял призовое ІІІ место.
В данном конкурсе принимали участие 105 участников со всех регионов Казахстана.
В этом году впервые был проведен областной внутренний мониторинг качества обучения школьников для учащихся 3 и 7 классов «Определение знаний и навыков обучающихся».
В текущем году участниками регионального мониторинга стали учащиеся 4 школ района, из них 3 классы – 53 ребенка, 7 классы - 31 ребенок (Ставропольская, Кокалажарская, Новосельская средние школы, Ефимовская ОШ).
Результаты ОЗНО показали следующее: самые низкие показатели - по математической грамотности, это прослеживается как в 3, так и в 7 классах. Легче всего учащиеся справляются с заданиями по естественно - научному направлению, в 7 классах - по «Биологии», «Химии».
Анализ результатов позволил выявить слабые стороны в подготовке обучающихся, выработать траекторию коррекции учебного процесса и ликвидации пробелов в знаниях учащихся, дать рекомендации педагогам на перспективу.
ОЗНО, как мониторинг, должно стать одним из механизмов эффективного внутришкольного контроля. Его результаты необходимо рассматривать на районных совещаниях и педагогических советах школ, с принятием конкретных мер и рекомендаций, обязательных для исполнения.
Данный мониторинг будет ежегодным, в связи с этим необходимо вести системную подготовку учащихся, так как стать участником данного исследования может любая из школ района.
Итоговым показателем качества обучения учащихся является ЕНТ. В 2022-2023 учебном году выпустились 224 выпускника в 28 школах. Из них 5 учащихся получили знак «Алтын белгі». На аттестат с отличием окончили школу 11 учащихся.
Для участия в конкурсе на присуждение образовательного гранта подал заявку 191 выпускник, что составило 85,2 %.
По итогам ЕНТ средний балл по району составил 77,09 баллов. Средний балл по области 78,2 балла. По республике 73 балла.
Из 191 выпускника, сдававшего ЕНТ, на грант в высшие учебные заведения Республики Казахстан поступили 98 (в 2022 году поступивших на грант было 95 человек). В этом году в сравнении с прошлым годом на большинство образовательных программ был усложнен конкурс.
На образовательную область «Педагогика и методика начального обучения» минимальный проходной балл в этом году был 93 балла (146 грантов), по сравнению с прошлым годом - 79 баллов (349 грантов), на образовательную область «Иностранный язык» минимальный проходной балл был 116 баллов (150 грантов), по сравнению с прошлым годом - 112 баллов (235 грантов), на образовательную область «Математика и статистика» минимальный проходной балл был 96 баллов, (1107 грантов), по сравнению с прошлым годом - 91 балл (880 грантов).
Это говорит о том, что необходимо готовить учащихся быть конкурентоспособными, к правильному выбору профильных предметов, образовательных программ, учебного заведения, проводить качественную профориентационную работу.
Также, кроме поступивших на грант в учебные заведения страны, 11 человек в этом году поступили на грант в учебные заведения РФ.
Хочется отметить 3 школы, в которых весь выпуск 11- го класса поступил в высшие учебные заведения на грант, это Пескинская СШ - 5 выпускников, все поступили в ВУЗы Республики Казахстан на грант, Ставропольская СШ - 4 выпускника, все поступили на грант в ВУЗы РК, Червонная СШ – 3 выпускника, все 3 поступили в ВУЗы нашей страны на грант.
Анализируя показатели ЕНТ, имеются следующие проблемные вопросы: низкие показатели как на пробных, так и на основном ЕНТ были по математической грамотности. Средний балл - 9,5 баллов из 15. Учащиеся Новоишимской СШ № 2, Калиновской СШ, Урожайной СШ, Гаршинской СШ не набрали пороговый балл, набрали меньше 50 баллов.
Также по истории Казахстана средний балл составил 12 из 20 должных.
По профильным предметам были выпускники, которые набрали очень низкие баллы. Например, Тахтабродская СШ, Нежинская СШ по предмету «химия», Новоишимская СШ № 2 по географии и химии, Кокалажарская СШ по всемирной истории, Урожайная СШ по физике, Гаршинская СШ по математике. Такие показатели есть и у других школ.
Руководителям учреждений образования, в целях качественной подготовки выпускников к единому национальному тестированию и выявления пробелов в знании необходимо:
1. Провести разъяснительную работу с родителями и выпускниками школ о необходимости прохождения пробного тестирования (ежемесячно) с выездом в центр тестирования в с. Новоишимское.
Хочется отметить, что по нашей области всего 2 региональных центра тестирования Ustudy- в г. Петропавловск и в селе Новоишимское, для прохождения пробного тестирования. Центр тестирования регулярно проводит пробные тестирования по подготовке к ЕНТ. Пробное тестирование, в первую очередь, закрепляет технические навыки и возможность правильного распределения времени по предметам на ЕНТ;
2. Держать на контроле психологическую и предметную готовность выпускников к ЕНТ;
3. Для своевременной поддержки и оказания помощи в профессиональном самоопределении, так же в правильном выборе профильных предметов усилить работу с выпускниками и учащимися 10-классов по профориентационному направлению.
Активно ведется работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Учащиеся района принимают участие в областных и республиканских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, где показывают высокие результаты. В декабре 2022 года были подведены итоги военно-патриотического воспитания молодежи по Северо-Казахстанской области, где наш отдел образования признан лучшим и был отмечен грамотами и победным вымпелом.
В 2023-2024 году Министерством просвещения запускается проект «1000 школ». Цель проекта - оказание методической помощи отобранным школам. Срок реализации 2023-2024 годы. В проект включены школы района, проходившие в 2023 году МОДО (Новоишимская СШ №2, Привольная СШ, Шоптыкольская СШ, Дружбинская СШ, Сокологоровская СШ).
Школам направлена инструкция по организации внутришкольного контроля и закреплены менторы из числа отобранных по области из числа методистов.
Также Национальной академией образования им. И. Алтынсарина Министерства просвещения РК и компанией Microsoft в 2023-2024 году реализуется совместный проект по обеспечению доступа к образованию детям из отдаленных населенных пунктов, решению проблем совмещенных классов, повышению качества образования в сельских и малокомплектных школах Северо-Казахстанской области. Педагоги отобранных школ будут проходить обучение по этапам.
В данный проект вошли Дружбинская СШ, Буденновская СШ (2 этап - с декабря 2023 года по конец февраля 2024 года), Ефимовская ОШ, Пескинская СШ (3 этап - март, апрель, май 2024 года).
Реализация проекта позволит обучающимся иметь доступ к учителю-предметнику независимо от расстояния и квалификации педагога, обучаться онлайн с одноклассниками из других сельских школ и оценивать свои возможности в обучении.
Одним из основных направлений работы отдела образования является повышение статуса учителя и его профессиональной компетентности.
В этом направлении проводится большая работа. Методическая поддержка педагогов осуществляется в различных формах, что даёт возможность укрепить профессиональный авторитет педагога, стимулировать его развитие.
В районе действуют 13 ассоциаций учителей-предметников: учителей начальных классов, дошкольного воспитания, химии и биологии, физики и математики, истории и географии, казахского, русского, английского языков, физической культуры и НВТП, социально – психологической службы, заместителей директора по учебной работе, заместителей директора по воспитательной работе, молодых педагогов. Мы видим положительные результаты их деятельности. Однако ассоциациям необходимо активизировать работу и проявлять больше инициативы.
С целью активизации деятельности педагогов по обмену опытом и использованию информационных технологий отделом в прошлом учебном году проведены районные этапы конкурсов профессионального мастерства и имеются определенные результаты: Республиканский конкурс «Лучший педагог» - О.М. Алексеенко, учитель химии Новоишимской СШ №1; областной этап республиканского конкурса «Лучший педагог дошкольной организации » - 3 место А.М. Билялова, я/с Ак бота; областной конкурс среди молодых педагогов дошкольных организаций «Педагогический дебют» - Гран- при Ю.Д. Мельничук, Рузаевская СШ, Л.М. Дюселекова, я/с Астана; областной этап республиканского конкурса «Фестиваль педагогических идей» - 2 место А.Б.Абдукулов , учитель географии Новоишимской СШ №1, 3 место – Л.К.Рерих, заместитель директора по УР Калиновской СШ; областной этап республиканского конкурса «Новой школе-современный учитель» - 3 место, А.С. Тайжанов, учитель истории Бирликской СШ; областной конкурс «Панорамный урок для учителей начальных классов» - 3 место Н.В.Розе, учитель начальных классов; областной этап республиканского конкурса «Лучшая авторская программа» - 3 место А.Н. Каршкова, учитель математики Целинной СШ.
Наиболее эффективной была работа в организации и проведении конкурсов педагогического мастерства. Тем самым выявился положительный опыт педагогов, пропагандирован и распространен передовой педагогический опыт.
За учебный год проведены методические часы, открытые уроки, семинары, большая часть из которых была направлена на демонстрацию практического опыта учителей-предметников школ, воспитателей дошкольных организаций и обмен методическими идеями и находками.
Охвачено проводимыми мероприятиями 1333 педагога: семинарами – 829 педагогов; конкурсами – 504 педагога (в областном этапе – 326); охвачено учащихся конкурсами и олимпиадами– 4985 детей (в областном этапе 155).
Таким образом, запланированные мероприятия на 2022-2023 учебный год в целом выполнены.
Но вместе с тем, несмотря на определенные достижения педагогов и учащихся и проводимую работу, хочется отметить, что не все организации образования активно участвуют в проводимых мероприятиях.
В связи с этим администрациям организаций необходимо активизировать участие педагогов и учащихся в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Данную работу систематизировать и держать на постоянном контроле.
Одним из важных направлений деятельности организации образования является воспитательная работа и дополнительное образование.
В районе 41 организация образования, где обучаются 5 293 учащихся и 5 организаций дополнительного образования (Школа искусств, Детско-юношеский спортивно-оздоровительный центр, Детско-юношеская спортивная школа, военно-патриотический клуб «Ел тірегі», Дом творчества «Нежинка»), доля школьников, охваченных дополнительным образованием во внешкольных организациях образования составляет 2786 учащихся, в школьных секциях и кружках - 1613 учащихся, из общего количества 5293, что составляет 83 %, областной показатель 80%.
Увеличение охватом дополнительного образования обеспечено за счет увеличения контингента Школы искусств в микрорайоне «Байтерек» в с. Новоишимское, для 30 детей, и на базе Новоишимской СШ № 2 для 110 учащихся, где организованы занятия для ребят, проживающих в данных микрорайонах.
Отрадно отметить, что наша Школа искусств - самая многочисленная по охвату воспитанников среди школ искусств области. В Школе действуют классы «кобыз», «домбра», «фортепиано», «баян», «сольфеджио», «хореография», кружки декоративно-прикладного искусства, юного техника, резьба по дереву, музыкально-хоровая студия, где занимаются 1505 детей. Кружки по интересам открыты в 27 населенных пунктах района.
Также от организаций дополнительного образования Школа искусств, ДЮСОЦ и ДЮСШ размещены филиалы в общеобразовательных школах района (Нежинская, Рузаевская, Пескинская, Привольная, Шукыркольская, Буденновская, Чистопольская, Червонная, Бирликская, Раисовская, Ломоносовская, Новосельская, Урожайная, Целинная, Салкынкольская, Берёзовская, Володарская средние школы).
В 2022-2023 учебном году воспитательная работа велась по 8 направлениям, согласно ИМП работали по проектам «Читающая школа», «Дети и театр», развивалось дебатное движение «Ұшқыр ой аланы», «Школьное самоуправление», успешно внедряли новые формы работы с родителями, что является немаловажным в учебно-воспитательном процессе.
В новом учебном году воспитательная работа будет строится по программе «Біртұтас білім беру». Определение содержания воспитания и есть решение данных задач. «Программа целостного воспитания» легла в основу разработки концептуальных основ воспитания в организациях образования. Концепция направлена на воспитание образованного, честного, благородного поколения, способного укрепить самобытность страны и создать справедливое общество, основанное на национальных ценностях.
При планировании и организации внеклассной работы и воспитательных мероприятий рекомендуем обратить внимание на юбилейные календарные даты, отмечаемые в 2023-2024 учебном году.
Также необходимо продолжить работу по реализации 13 проектов республиканского значения на внутришкольном, районном уровнях «Читающая школа», «Дебатное движение», «Школьный парламент», «Дети и театр», «Теплицы» и другие.
Особое внимание в текущем году необходимо обратить на ВШК в целях повышения качества образования, организации системной работы и участия детей и педагогов в мероприятиях.
Перед нами стоят задачи по воспитанию конкурентоспособных учащихся и повышению профессионального мастерства педагогов.
А.КОСУМБАЕВА,
заведующая методическим кабинетом РОО
С АКЦЕНТОМ НА ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 277
4 и 5 октября 2023 года в Астане впервые прошел I Республиканский съезд педагогов в профессиональный праздник - День учителя. Съезд собрал около 700 учителей - педагогов общеобразовательных, дошкольных организаций, профессионального образования, дополнительного образования, ветеранов педагогики.
От Северо-Казахстанской области съезд посетила делегация из 22-х человек, в составе которой было два педагога из района имени Габита Мусрепова, это учитель химии Новоишимской СШ №1 Ольга Михайловна Алексеенко и учитель математики Буденновской СШ Юлия Сергеевна Яковенко.
Республиканский съезд педагогов, безусловно, - знаковое и значимое событие для всех работников сферы образования. Поэтому на базе Новоишимской средней школы № 1 прошел «круглый стол» по обсуждению данного съезда. В мероприятии приняли участие руководитель районного отдела образования Э.М. Карабаева, директора школ и педагоги, ветераны педагогического труда, методисты районного методического кабинета, участники съезда.
«Круглый стол» открылся прочтением стихотворений в исполнении учащихся Новоишимской СШ № 1.
С приветственным словом к собравшимся обратились руководитель отдела образования Э.М. Карабаева и заведующая методическим кабинетом А.Ж. Косумбаева.
Далее слово было предоставлено непосредственно Ю.С. Яковенко и О.М. Алексеенко, принявшим участие в I Республиканском съезде педагогов. Они рассказали, что двухдневная программа съезда была очень насыщенной и включила в себя пленарное заседание с участием Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, министра просвещения Гани Бектаевича Бейсембаева, а также обширную культурную программу.
Содержательная программа съезда была разделена на два дня. В первый день для делегатов была организована экскурсия.
Первым пунктом было посещение Дворца школьников имени Аль - Фараби, возведенного по поручению Первого Президента Республики Казахстан в 2011 году. Комплекс площадью 61274,6 квадратных метров представляет собой четырехэтажное здание, вмещающее 842 кабинета. Организованные для учащихся кружки разделены по трем направлениям: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное и научно-техническое. Главной задачей работы Дворца школьников является подготовка талантливых, творческих детей и подростков.
Вторым пунктом стала школа BINOM SCHOOL – уникальный проект в сфере образования, реализуемый посредством механизма государственно-частного партнерства между инновационным строительным холдингом BI Group и акиматом г. Астана. Школа BINOM – это 5- этажное здание, в котором предусмотрено 127 кабинетов, 9 расширенных лабораторий по физике, химии, биологии, нано - и биотехнологиям. Также есть кинозал на 100 мест, организованы коворкинг-зоны для учителей и детей, телестудия, игровые комнаты, смарт-классы, 3D-принтер для творческих экспериментов, кабинеты робототехники, мастерские по резьбе из металла и дерева, Speaking Club, Tedx Binom и другое. Работают столовая, медицинский пункт и библиотека, в которой собраны 5000 популярных изданий казахстанских и зарубежных писателей, ведущих классиков мира.
Далее был посещен Национальный музей Республики Казахстан - это самый молодой и самый крупный музей в Центральной Азии. Он находится на главной площади страны — на площади Независимости, гармонично вписываясь в единый архитектурный ансамбль с монументом «Қазақ Елі», Дворцом Независимости, Дворцом мира и согласия, соборной мечетью «Хазрет Султан» и Национальным университетом искусств. Крупнейший уникальный музейный комплекс имеет площадь 74 000 квадратных метров и состоит из семи блоков с переменной этажностью до девятого этажа. Экспозиционную площадь занимают 18 залов общей площадью более 14 000 квадратных метров. Музей оснащён оборудованием, соответствующим мировым стандартам, для экспозиций используются современные выставочные технологии: уникальный изогнутый экран со специальным контентом, работающий на два зала, медиа - пол, динамичный макет центральной части современной Астаны, многочисленные медиа-экраны, голограммы, светодиодная LED-техника, сенсорные киоски, мультимедийный гид с предоставлением информации на трёх языках.
После чего состоялось посещение Республиканской физико-математической школы - средней школы Республики Казахстан с углубленным изучением физики, математики и программирования. В школе ведётся обучение с 7-го по 11-й классы. Международный член национального консорциума средних школ STEM. Директором РФМШ г. Астана является Думан Жузбаевич Кенжалин, выпускник Гавриловской (ныне Кокалажарской) средней школы района имени Габита Мусрепова!
И завершающим пунктом экскурсии было посещение Государственного Академического Казахского Музыкально-Драматического театра имени К. Куанышбаева. Министр образования и науки РК Гани Бектаевич Бейсембаев вместе с преподавателями страны посмотрели мюзикл «Шамши», отражающий жизнь и творчество известного казахского композитора Шамши Калдаякова. Каждая из песен Шамши, исполняемых в ходе спектакля, – это мир певческой личности, который затронул доброту и любовь сердца, пробуждая нравственные качества, наполненные здравым смыслом.
На следующий день красивый и уютный концертный зал телерадиокомплекса «Казмедиа-центр» дружелюбно принял всех участников съезда. Пленарное заседание открылось выступлением Президента Республики Касым-Жомарта Токаева. Он поздравил участников съезда с Днем учителя, особо отметив, что педагогическое сообщество продолжает неустанно трудиться во имя светлого будущего нашей страны. Из выступления К.- Ж. Токаева: "Как никогда актуально звучит высказывание учителя нации Ахмета Байтурсынова: «Улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей». Образование и наука – главный ключ к успеху. Наша важнейшая задача – воспитание и обучение по передовым стандартам подрастающего поколения. Поэтому на сообщество учителей, то есть на вас, возлагается высочайшая ответственность". В выступлении Президента чувствовалось уважение к профессии педагога, забота и понимание трудностей его предназначения.
Президент подчеркнул, что со стороны государства особое внимание уделяется улучшению социального положения педагогов и повышению престижа их деятельности. Так, в 2019 году был принят специальный Закон "О статусе педагога". И сегодня это ощущается в повышении заработной платы учителям, воспитателям дошкольных организаций. Выросли требования к молодым людям, выбравшим профессию учителя. Стипендии студентам педагогических специальностей увеличены в 2,5 раза.
- Одним словом, подготовка квалифицированных преподавателей остается приоритетной задачей, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
По мнению Главы государства, педагогика стала одной из важнейших отраслей науки. Поэтому в этой сфере необходимы принципиально новые подходы. В данном контексте Президент затронул ряд вопросов, касающихся сферы образования. Во-первых, Касым-Жомарт Токаев отметил необходимость повышения квалификации учителей. По его словам, сегодня педагоги не просто преподают учебный материал, но и содействуют развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта у детей. Высокое призвание педагога требует постоянного профессионального развития, эмпатии и готовности к переменам.
– Педагог – это важнейшее звено в процессе формирования нового качества нашей нации. Поэтому крайне важно в полной мере обеспечить систему образования квалифицированными специалистами. Однако сейчас наши школы испытывают серьезный дефицит кадров. Сегодня стране не хватает 5 тысяч педагогов, и этот показатель только растет. В то же время каждый пятый выпускник педагогических специальностей не трудоустраивается по профессии. Вдобавок только 23 % учителей имеют высшую категорию. Все это требует кардинального обновления подходов к подготовке и повышению квалификации педагогов.
Второй важной задачей, как считает Глава государства, является получение детьми современного передового образования.
– По прогнозам ученых, к 2050 году до половины нынешних профессий будут заменены цифровыми и техническими системами. Поэтому наши граждане должны овладеть навыками, необходимыми в условиях нового времени. Это очень важная задача. Раньше говорили «диплом прокормит тебя всю жизнь». Сегодня же актуален принцип «получай образование всю жизнь». Сейчас для работодателей главное – не диплом или сертификат. Они ценят, прежде всего, дисциплинированных и старательных молодых специалистов, открытых к новым знаниям, готовых адаптироваться к меняющимся реалиям. Поэтому каждый человек должен постоянно учиться, – отметил Касым-Жомарт Токаев.
Еще одна актуальная проблема, которая была затронута в выступлении, – нехватка мест в школах. По словам Президента, ежегодно в стране рождается более 400 тысяч детей. Такие темпы демографического роста являются серьезным вызовом для системы образования.
– За годы независимости в стране было построено около 2300 школ. Однако трехсменная система обучения имеет место и сейчас. Техническое оснащение многих школ устарело. В стране реализуется проект «Комфортная школа». В течение двух лет во всех регионах, в том числе в сельской местности, будут построены сотни учебных заведений. Благодаря этому мы навсегда избавимся от трехсменного обучения, – сказал Касым -Жомарт Токаев.
Глава государства еще раз напомнил, что важно сделать школу самым безопасным местом, установить системы видеонаблюдения и сигнализации для всех образовательных учреждений. Не остались без внимания и проблемы буллинга, издевательств, насилия среди школьников.
Президент обратил внимание на необходимость устранения неравенства в качестве образования между городскими и сельскими школами, подчеркнув важность развития сельских школ как интеллектуальных и общественных центров.
– Не зря говорят: «Село живет, пока есть школа». Школа исполняет целый ряд социальных функций. Здесь проходят общественные собрания, культурные мероприятия, спортивные состязания. Иными словами, сельская школа служит делу объединения местных жителей. В этой связи на предпринимателей возлагается большая ответственность. Сейчас в рамках государственно-частного партнерства начата работа по модернизации сельских школ. При таком подходе необходимо в течение трех лет полностью оснастить не менее тысячи сельских школ необходимым оборудованием, – сказал Глава государства.
Другой важной задачей он назвал ускорение темпов цифровизации образовательного процесса, поскольку цифровые решения позволяют быстро и эффективно масштабировать передовой педагогический опыт. С их помощью даже школьников в самых отдаленных районах можно обеспечить материалами и уроками от лучших учителей страны и мира.
– Обеспечение сельских школ скоростным Интернетом – это ответственность и министерства цифрового развития, и акимов регионов. В первую очередь, нужно до 2027 года провести скоростной Интернет во все школы, где его еще нет, – отметил Глава государства.
По словам Президента, наряду с качественным образованием необходимо и нравственное воспитание учащихся. Ответственные граждане – опора государства. Этот принцип должен стать основой формирования новой общественной этики в стране. Поэтому важно, чтобы школы стали центрами, где дети будут постигать моральные принципы и общечеловеческие ценности.
Завершая свое выступление, Глава государства подчеркнул, что согласно Конституции, Казахстан является светским государством.
– Принцип светскости должен строго соблюдаться во всех сферах, в том числе и в образовательной. Нужно всегда помнить, что школа – это, прежде всего, образовательное заведение, куда дети приходят получать знания. Тогда как религиозные убеждения – это выбор и частное дело каждого гражданина. Свобода вероисповедания в нашей стране гарантируется законом. Думаю, будет правильным, если ребенок сделает свой выбор, когда уже подрастет, и у него сформируется собственное мировоззрение. Самое главное, воспитать поколение, обладающее открытым мировоззрением, ясным сознанием, верное традициям, – подчеркнул Президент.
Съезд объединил педагогов в стремлении создать более качественные образовательные условия для наших учеников и студентов, заложить основу их успешного будущего. В ходе такой встречи с предложениями по развитию сферы образования выступили учителя, представляющие учебные заведения Астаны и ряда регионов. Особо приятно было, что в качестве спикеров выступили успешные молодые педагоги-новаторы.
В завершение Глава государства присвоил почетное звание «Қазақстанның еңбексіңірген ұстазы» («Заслуженный учитель Казахстана») 17 педагогам - за выдающиеся достижения в сфере образования и весомый вклад в развитие Казахстана. В их числе Айжан Капезова – учитель КГУ «Средняя школа №6 имени Кожабергена жырау» города Петропавловск Северо-Казахстанской области.
Завершением съезда стал праздничный концерт. Концертная программа была очень насыщенной и яркой: известные деятели культуры и искусств выступали для педагогов Казахстана. Роза Рымбаева, Турсынбек Кабатов, Amre и другие звезды казахской эстрады, детский хор Дворца школьников имени Аль-Фараби поздравили всех присутствующих педагогов с профессиональным праздником.
«Участие в Республиканском съезде наполнило нас хорошими эмоциями, творческим оптимизмом, предоставило нам возможность общения и обмена опытом. Пусть это значительное мероприятие станет началом действительно великих дел, ярких свершений в казахстанском образовании!»,- отмечали в своих выступлениях О. Алексеенко и Ю. Яковенко, которым посчастливилось побывать I Республиканском съезде педагогов.
После их выступлений состоялось обсуждение I Республиканского съезда педагогов, ставшее обстоятельным, содержательным разговором о том, каким должно быть сегодня казахстанское образование. В нем приняли также участие Почетный гражданин района имени Габита Мусрепова, ветеран педагогического труда А.Ж. Тайшабаева, профсоюзный лидер работников образования района К.М. Мукушев.
В завершение мероприятия музыкальный подарок присутствующим сделали учащиеся Новоишимской СШ № 1.
Марина ПЕТРОВА
НАШИ ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ (Из доклада руководителя районного отдела образования Э.М. Карабаевой на расширенной коллегии педагогов района)
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 256
Приоритетными задачами в сфере образования являются оказание качественных образовательных услуг, повышение качества образования обучающихся всех уровней образования и функциональной грамотности.
Отличительной особенностью современного образования является его непрерывность, начиная с дошкольного возраста.
В районе функционирует 45 дошкольных организаций: 7 детских садов, из них 5 государственных и 2 частных, 38 мини-центров, предоставляющих услуги дошкольного образования.
Контингент дошкольных организаций составляет 1090 воспитанников. На данный момент контингент воспитанников ниже, чем в прошлом учебном году, в связи с уменьшением количества детей в населенных пунктах района.
Детские сады посещают 407 воспитанников, мини-центры –634, в них группы с полным днем пребывания посещает 402 воспитанника, группы кратковременного пребывания – 232 ребенка.
Еще 456 детей в возрасте 5-6 лет будут охвачены дошкольным образованием в классах предшкольной подготовки на базе общеобразовательных школ, из них 80 - с казахским языком обучения.
Увеличение охвата детей будет достигаться за счет расширения действующих дошкольных организаций, продолжения увеличения охвата детей раннего возраста. Так, в 2023-2024 учебном году начнет функционировать разновозрастная группа с неполным днем пребывания в мини-центре «Қарлығаш» при Целинной средней школе.
В связи с обновлением Государственного общеобязательного стандарта образования дошкольного воспитания с переходом на образовательную деятельность в форме игры основными задачами ставим:
- охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников, формирование навыков безопасного поведения;
- создание оптимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
- формирование физической, психологической, эмоциональной, социальной готовности ребенка к обучению в школе и предоставление равных стартовых возможностей.
- воспитателям я/садов и мини - центров необходимо проводить мониторинг формирования развития навыков и умений согласно стандарту.
В районе имеется 41 учреждение образования, из них 6 полнокомплектных и 35 малокомплектных школ, из них 16 школ не соответствуют нормативу сети, в которых контингент составляет менее 81 учащегося.
При качественном показателе в районе 62% по итогам прошлого учебного года выше районного показателя - у 9 школ и ниже районного – у 7 школ. При этом при среднем балле ЕНТ 77,09, только 5 школ имеют средний балл выше районного. В связи с вышеуказанным, руководителям школ, где не соответствует контингент, провести работу с педагогическим коллективом по повышению качества образовательных услуг, так как акимом области и акимом района ведется активная работа по сохранению школ и сел.
Контингент учащихся в 2023-2024 учебном году составит 5300 человек, 875- с государственным языком обучения и 4330 с русским языком обучения.
В первый класс принято 481 заявление.
В целях обеспечения подготовки всех детей к новому учебному году отделом образования планомерно проводится работа в рамках Всеобуча.
Согласно ПП РК №64 от 25 января 2008 года детям из семей, получающих АСП, детям из семей, не получающих АСП, но среднедушевой доход в которых ниже прожиточного минимума, опекунам, семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации в результате ЧС и иным категориям предусмотрено 10,0 млн. тенге на 250 учащихся (по 40567 тенге).
198 учащимся выплачено единовременное пособие на сумму более 8 млн. тенге.
По поручению Главы государства с 1 сентября текущего года будет организовано бесплатное питание учащихся из малообеспеченных семей, а также всех обучающихся начальных классов (1-4 классы), независимо от социального статуса, на эти цели выделено 77,0 млн. тенге.
Согласно Постановлению акимата района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области от 2 июня 2016 года № 159«Об утверждении схем и порядка перевозки в общеобразовательные школы детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области» для 113 детей будет организован подвоз из 20 населенных пунктов. Ежедневным подвозом будут охвачены около 40учащихся, еженедельным - 73.
Также осуществляется внутренний подвоз более 120 учащихся из микрорайона «Байтерек» в Новоишимскую казахскую СШ и в Новоишимскую СШ №1.
Имеются 11 единиц автотранспорта. В целях обновления автопарка в 2020 году приобретены 4 единицыавтотранспорта и 2021 году-1.
В 2023 году приобретено 2 автобуса, которые определены в школы райцентра. Весь автотранспорт подготовлен к началу учебного года.
В целях сохранения здоровья и жизни детей, поручаю взять на особый контроль организацию подвоза учащихся из населенных пунктов в организации образования и обратно домой.
Одной из задач Общенационального проекта является повышение качества образования учащихся, которое зависит и от качества преподавания. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности учащегося.
В системе образования района работает 1132 педагога. На начало 2023-2024учебного года принят 41 молодой педагог.
Педагогическое мастерство имеют 697 педагогов,23 педагога - предметника имеют степень магистра.
Создание инклюзивной образовательной среды является одним из важных направлений концепции развития образования.
По району имени Габита Мусрепова имеется 442 ребенка с особыми образовательными потребностями в возрасте от 0 до 18 лет.
В 27 средних школах охвачено инклюзивным образованием 106 учащихся, 37 учащихся обучаются на надомном обучении.
В целях выявления и принятия мер коррекции в районе на выездной основе осуществляет свою деятельность региональная психолого-медико-педагогическая консультация района имени Шал акына.
Функционирует кабинет психолого –педагогической коррекции расположенный в с. Новоишимское.
В школах и садах района функционирует 7 логопедических пунктов:
Также открыли кабинет поддержки инклюзивного образованияв Калиновской СШ.
В районе все учреждения образования оснащены пандусами, но в22 организациях пандусы не соответствуют требованиям.
В целях реализации политики государства в сфере создания безбарьерной среды для лиц с инвалидностью, подлежащих адаптации, в 2023 году были включены 9 школ, выделено 3 млн.тенге.
На начало учебного года открыть логопедический пункт в Чистопольской СШ, введены в штат педагоги – ассистенты в Новоишимской СШ №1 – 2, Червонной СШ – 1. Написаны ходатайства о выделении ставок педагогов-ассистентов в Ломоносовскую и Буденновскую школы.
- Организациям образования необходимо актуализировать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, обеспечить индивидуальный подход в организации учебного процесса, максимально привлекать учащихся с ООП во внеклассные мероприятия, кружки, спортивные секции.
Одной из задач Национального проекта «Качественное образование. «Образованная нация» является информатизация учреждений образования.
Широкополосный доступ к сети Интернет имеют 100% школ. Благодаря доступу к сети Интернет во всех школах района внедрена система электронных журналов и дневников «Кунделик», ведется электронная национальная образовательная база данных (далее НОБД).
Компьютерный парк района составляет 2394 единицы, с соотношение одного ученика на 1 компьютер - 1:3, при областном показателе 1:4.
В 8 школах имеется 22 комплекта робототехники (базовый набор Lego EV3), которые должны использоваться для выполнения государственного общеобязательного стандарта обучения.
Одним из направлений образовательных услуг является организация досуга и здорового образа жизни учащихся.
В районе на территории школ функционируют 205 спортивных сооружений. Имеется 62 плоскостных сооружения,39 футбольных полей , 2 поля с искусственным покрытием, 1 поле с естественным газоном, 2 мини-футбольных поля с искусственным покрытием, 17 волейбольных и 24 баскетбольных площадки; 13 гимнастических городков, 35 спортивных залов и 9 приспособленных залов, 2 многофункциональные спортивные площадки.
Отрадно отметить, что в этом году спортивный инвентарь был обновлен на сумму более 29 миллионов тенге. Были закуплены лыжные комплекты, коньки, мячи, инвентарь для легкой атлетики и гимнастики.
В 2022 году возобновлена процедура государственной аттестации учреждений образования, которая проводится с целью осуществления контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта образования.
В 2022-2023 учебном году государственную аттестацию проходили8 организаций.
Также хочу остановиться на особенностях нового учебного года:
- продолжительность учебного года составит в 1-х классах – 33 учебные недели, во 2-11(12)-х классах – 34 учебные недели;
- в 1-2 классах изучаются предметы «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство», в 3-4 классах – интегрированный предмет «Художественный труд».
- в школах с государственным языком обучения в 1 классе изучаются предметы«Әліппе», «Ана тілі», во 2-м классе начинается изучение предмета «Русский язык;
- увеличена учебная нагрузка по английскому языку в старших классах на 1 час;
- введен экзамен по казахскому языку при завершении академического года на уровне основного среднего (5-8-е классы), общего среднего (10-й класс) образования;
- повышение качества экологического образования: организация лабораторной, исследовательской, проектной работы по развитиюпрактических навыков обучающихся в решении экологических проблем;
- усиление работы со слабоуспевающими обучающимися;
- реализация проекта «Цифровая библиотека» для педагогов;
- реализация проекта «Үздіктен үйрен» по популяризации передового педагогического опыта победителей конкурса «Лучший педагог»;
- создание республиканской базы данных кадрового резерва «1000 лидеров изменений образования».
Год предстоит непростой, но преодолеем все сложности, работая совместно с родителями на благо детей.