Төле би Әлібекұлы
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 332
Мемлекеттік тілді үйренеміз
Төле би 1663 жылы қазіргі Жамбыл облысындағы Шу өзенінің жағасында, Жайсаң жайлауыңда дүниеге келген, 1756 жылы Шымкент облысы, Леңгір ауданының Ақбұрхан ордасында қайтыс болған. Қазақтың қоғам қайраткері, атағы жер жарған шешен, Ұлы жүздің бас биі, "Жеті жарғыны" жасаушылардың бірі. Төле бидің әкесі Әлібек те билік айтып, әділдігімен аты шыққан адам болыпты. Төле жас кезінен хат танып, сауатын ашқан. Ол арабша, парсыша тарихи кітаптарды, аңыз әңгімелерді көп оқыған.
Бала күннен жас Төле әкесіне еріп жүріп ел көреді, жұрт таниды, қазақ халқының ақындық-шешендік өнерінен тәлім алады. Он бес жасынан ел билігіне араласып, ақыл-парасаттылығы, әділ шешімі, шешендік өнерімен көзге түседі.
Сөздік
қайраткер – деятель
атағы жер жарған - он прославлен
әулет – династия
қарапайым шаруа – простой человек
сауатты- грамотный
тәлім алу – учить пример
билік – власть
біріктіру – объединять
бұғау – кандалы, цепи
көрнекті – видный
қайраткер – деятель
кесене – мавзолей
озық ойлы – прогрессивно мыслящий
батыл – смелый, храбрый
басқыншылық – захватничество
(Ғаламтордан ықшамдалып алынды)
Профессиональная ориентация школьников – путь к успеху в выборе будущей профессии
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 335
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным».
ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА
Выбор профессии - одна из важнейших задач в жизни каждого человека. Ведь, определяя профессию, мы строим свой дальнейший жизненный путь.
Ежегодно тысячи выпускников школ Казахстана задаются вопросом: «Какую профессию выбрать?». Чтобы не ошибиться и выбрать дело по своей душе, каждому школьнику нужна помощь не только со стороны родителей, но и педагогов.
Сегодня хочу познакомить читателей с новым специалистом, который начал работать в этом учебном году во всех школах Казахстана. Это педагог-профориентатор. В чем заключается работа такого специалиста, какую помощь и поддержку он оказывает?
Самой главной деятельностью педагога – профориентатора является ежедневная, тесная взаимосвязь с учащимися. Через разные методы опроса и анкетирования, которые проводит данный специалист, школьники раскрывают свои способности и возможности. Такая работа помогает изучить интересы и склонности ребят.
Экскурсии и встречи с мастерами своего дела, которые регулярно организует педагог-профориентатор, развивают интерес у учащихся к разным профессиям.
Учащиеся Рузаевской средней школы посетили Рузаевский Дом культуры, где ребята попробовали себя в роли музыкантов, певцов, танцоров, в поселковом отделении полиции села Рузаевка ОП ребята узнали о важности и опасности данной профессии. Экскурсия в АО «Казахтелеком» и АО «Казпочта» показала ребятам, что без профессий телекоммуникационной связи человек не сможет прожить, так как в мире большая роль отводится этому направлению. Также была организована экскурсия в ТОО «Тукым». Там ребята увидели работу разных специалистов, от экономиста и до пекаря, узнали много нового о процессе выращивания зерновых культур, об отборе, исследовании и выращивании лучших сортов семян. Самым интересным моментом, вызвавшим восторг у ребят, стал процесс приготовления хлеба.
В нашей родной Рузаевской средней школе жизнь кипит. Школьники узнают о мире профессий не только через средства массовой информации, экскурсии, но и через различные сюжетно-ролевые игры, викторины, трудовую деятельность. Так они узнают о профессиях, которые когда-то существовали: «человек-будильник», «водонос», «фонарщик». И говорят о тех профессиях, которые находятся на грани исчезновения.
Наши учащиеся создают проекты, где выбирают одну из профессий, исследуют ее, начиная от того, какими качествами и навыками должен обладать человек, работающий в этой сфере, заканчивая тем, какие ВУЗы Казахстана выпускают этих специалистов.
Не менее важным, результативным и актуальным направлением в профориентационной деятельности является работа с родителями. Важную роль в выборе профессии школьников играют родители, которые готовы оказать всевозможную помощь для своего ребенка. Это те люди, которым судьба их сына или дочери небезразлична. Поэтому с родителями мы осуществляем тесную взаимосвязь для создания атмосферы, где ребенку будет легко и комфортно определиться и сделать свой выбор. Встреча с родителями в формальной и неформальной обстановке помогает сделать правильный шаг. На собраниях обсуждаются интересы детей, проводится анализ, результат которого определяет направление, склонность и желание ребенка.
Также в школе осуществляется работа с педагогическим коллективом. Результаты опросов и анкетирование детей помогают педагогам подобрать соответствующий материал для подготовки не только к поступлению в высшее учебное заведение, но и найти свое призвание. Ведь педагог – это человек, который непосредственно готовит выпускника школы, как будущего специалиста в той сфере деятельности, которая поможет ему приблизиться к своей мечте.
Надеюсь, что при такой слаженной совместной работе, которая сопровождает ученика на протяжении всего времени обучения, будет сформировано сознательное отношение к труду и выбору специальности. А результатом работы станет успешная реализация выпускников, как профессионалов, в выбранной профессии.
Е. ЛЮТЬКО,
педагог - профориентатор
Рузаевской средней школы
Мемлекеттік тілді үйренеміз12
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 306
Текст - Мәтін
Луиза мен Даянаның ұлты – әзірбайжан. Олар қараторы келген, ұзын бойлы, қастары қиылған, кірпіктері ұзын, шаштары қара, көрікті қыздар. Олар өз ана тілінде сөйлей алады. Біздің топтың қыздары өте ұйымшыл, білімді және өте жақсы оқиды.
Тобымыздағы ұлдар байсалды, салмақты, ақжарқын. Мысалы, Тимур мен Әділет мектепте бірге оқыған. Олар ұзын бойлы, қой көзді, аққұба келген, екеуінің де шаштары толқынды бұйра.
Андрей, Олег, Виктордың ұлты – орыс. Олар орта бойлы, денелі, көздері көкшіл, аққұба келген, шаштары қысқа қиылған, олар өте ұқыпты, тиянақты және соңғы сәнмен киінеді.
Ал, Романның ұлты – татар. Ол ұзын бойлы, қараторы, көздері үлкен әдемі, шашы қалың қысқа, сымбатты жігіт. Ол қазақ тілін жақсы біледі.
Сөздік
Қараторы - смуглый
Ақсары - блондинка
Ақкұба - светлоликая (ий)
Дөңгелек жүзді - круглолицая (ый)
Сопақ - продолговатая(ое)
Маңдай - лоб
Кең - широкий
Ұзын - длинный
Қысқа - короткий
Қалың - густой
Сирек, селдір - редкий
Сары - светлый
Қара - черный
Ақ - седой
Боялған - крашенный
Бұйра - кудрявый
Тік - прямой
Көкшіл - голубой
Қой көзді - карие
Қара - черный
Үлкен көз- большие глаза
Сымбатты – стройный (ая)
Денелі – крупного телосложения
Кең иықты - широкоплечий
Толық - полный, толстый
(Ғаламтордан ықшамдалып алынды)
Для казахстанских школьников расширили вариации школьной формы
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 303
Наряду с действующей школьной формой, которая включает в себя пиджак, жилет, брюки, юбку, рубашку, блузку, учащимся предоставляется возможность заменить пиджаки и жакеты на трикотажные кофты/кардиганы на пуговицах или замке, а также заменить привычные рубашки на рубашки поло. При этом, цвет, фасон и другие детали должны быть согласованы с администрацией школы, сообщает Министерство просвещения РК.
«Требования к школьной форме не меняются. Речь идет только о дополнении и предоставлении возможности выбора. Ранее родители обращались с просьбой рассмотреть такую возможность, считая, что это более комфортно и практично для детей, поскольку не всем детям удобно носить официальные костюмы во время занятий. Поэтому в качестве альтернативы предлагается разрешить приходить в более удобной одежде. Например, вместо официального пиджака или жакета - трикотажная кофта/кардиган, а вместо привычной рубашки - рубашка поло. Решение будет приниматься коллегиально администрацией школы, попечительским советом и школьным самоуправлением. Эти дополнения инициируются заранее, чтобы в следующем году у школ было достаточно времени для принятия решений. Но это не значит, что школы должны в обязательном порядке пересмотреть утвержденные требования. Это только дополнительная возможность и опция, которую можно использовать в случае необходимости», - сообщила председатель Комитета среднего образования Гульмира Каримова.
Спартакиада «Ұстаз-2023»
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Образование
- Просмотров: 334
24 марта 2023 года состоялся финал спартакиады «Ұстаз-2023». Отборочные соревнования команд-финалистов были проведены 20 марта. Участие приняли 30 команд с охватом более 350 членов профсоюза. В финальную игру вышли 9 команд из Чистопольской, Салкынкольской, Урожайной, Калиновской, Раисовской, Пескинской средних школ, Новоишимской СШ №1, Новоишимской СШ №2 и Ломоносовской специальной школы - интерната.
По итогам финальных игр по видам соревнований места распределились следующим образом: в соревнованиях по волейболу 3 место у команды Новоишимской СШ №1, 2 место - у Салкынкольской СШ, 1 место - у ежегодного победителя - Пескинской СШ. В соревнованиях по настольному теннису 3 место у Салкынкольской СШ, 2 место заняла команда Новоишимской СШ №1, 1 место у Пескинской СШ. В соревнованиях по «Асық ату» 3 место заняла Урожайная СШ, 2 место – у Салкынкольской СШ, 1 место - у команды Новоишимской СШ №1. В соревнованиях «Бес асық» 3 место у команды Пескинской СШ, 2 место заняла команда Новоишимской СШ №1, на 1 месте - команда Чистопольской СШ. В соревнованиях по дартсу 3 место у Салкынкольской СШ, 2 место - у команды Раисовской СШ, 1 место заняла команда Урожайной СШ.
В финале спартакиады 3 место заняла команда Салкынкольской СШ, 2 место у команды Пескинской СШ, победителем спартакиады стала команда Новоишимской СШ №1. Поздравляем победителей и участников, желаем успехов и покорения новых вершин! Все призеры спартакиады награждены грамотами и денежными призами.
Районный отдел образования