Есть такая женщина
- Подробности
- Дата публикации
- Автор: Super User
- Категория: Человек труда
- Просмотров: 1351
Время и жизненные испытания наложили отпечаток на ее лицо, характер, привычки. Я сразу обратил внимание на глаза и лицо этой женщины, у которой покупал домашние, вязаные носки. Мое профессиональное чутье подсказывало мне, что у этой женщины не простая судьба. Последующие мимолетные встречи лишь убедили меня в этом, и я хочу рассказать вам о Любови Ивановне Гришиной.
Даже простое перечисление ее рабочих специальностей и организаций, где она трудилась, не оставит вас равнодушными, а современные девушки могут и не поверить моему рассказу.
Работать она начала с 13 лет. Рабочая каменного карьера, доярка, птичница, монтер пути, техник околотка, проводник вагона, шофер, трактористка- вот неполный перечень всего, что записано в ее трудовой книжке.
Любовь Ивановна вспоминает:
- Родилась в Татарстане, в 1945 году, в небогатом колхозе, где летом жилось сытнее, чем зимой. Летом и ягоды, и грибы. Жили, в основном, за счет своего хозяйства. Денег в колхозе не платили, работали за трудодни. В Казахстан я первый раз приехала к старшему брату в совхоз «Целинный». Тогда это был Рузаевский район.
Потом вернулась домой. Пожила, поработала и поняла, что в Казахстане другие люди, другая жизнь. В 1964 году приехала второй раз в Целинный совхоз. Директор Плутов дал небольшой домик, что уже было настоящим событием для меня.
Кем бы не работала в совхозе, я всегда смотрела на технику. И мне очень хотелось научиться управлять этой техникой. В 1969 году пошла на курсы шоферов, тайком от мамы, которая денег не давала, потому что курсы были платные, пятьдесят рублей в месяц…
Здесь Любовь Ивановна замолчала, а потом продолжила:
- Закончила курсы, получила права. Механик показал мне на раму, которая стояла на козлах, кабина стояла на земле рядом. Мотор лежал на верстаке.
- Вот твоя машина, Люба, работай!
Уборку я провела на своем бортовом «ГАЗ- 51», даже номер до сих пор помню. С непривычки сильно уставала. Помню, подъехала ночью к дому, заглушила двигатель, а вылезти сил нет. Дай, думаю, пять минут посижу, передохну. Ну и передохнула! Проснулась от того, что мама тормошила меня:
- «Уже шесть утра, в бригаду пора…..».
Вот такая была битва за урожай.
Прошел год. В 1970 году после уборки главный инженер предложил мне учиться на тракториста на «К-700». В то время эти трактора были настоящими степными богатырями, по сравнению с обычными «ДТ-54». Я, конечно, сразу согласилась, и в 1971 году закончила училище в Старых Песках. (Прим. ред. : сегодня это Новоишимский агротехнический колледж, который находится в райцентре).
Смешно вспомнить, как впервые села в кабину «К-700». Теория и учеба- это одно, а вот практика- это навык, это другое. Говорю инженеру, что сама не смогу. Тогда он дал мне опытного тракториста, которому сказал, чтобы он заправил трактор, выехал в чистое поле и… оставил там меня одну. Пока ехали на заправку, потом в степь, он что успел, то мне рассказал и показал. Потом вылез из кабины и оставил меня одну, а сам ушел домой. Всю ночь я колесила по степи, часа два отдохнула и поехала в бригаду работать, как будто так и надо было.
А в 1979 году мне вручили именной трактор «К- 701», как участнице I районного слета женщин- механизаторов…
С этими словами Любовь Ивановна протянула мне медную пластинку, на которой красивым почерком была гравировка.
- Так это же историческая вещь, это же музейный экспонат! Там ему место…
- Нет, пока жива- это будет со мной, а там как дети решат.
Потом работа на железной дороге в СМП- 279, в ПЧ монтером пути. Носила и укладывала шпалы, прокладывала рельсы, меняла крестовины. Как мужчины, забивала костыль с трех ударов. И все надо было делать быст-ро, в промежутках между поездами, «окна» на ремонт давали редко, а поезда ходили чаще, чем сейчас. Потом стала техником околотка, проводником.
Собеседница замолчала, и я, воспользовавшись паузой, задал чисто отвлекающий вопрос:
- А как вы отнеслись к известности? Журналисты с вами встречались?
- А как же! И из района, и из области приезжали.
Один раз бригадир привез небольшого роста писателя в очках. Я ему объясняю, что мне некогда с ним тары- бары разводить, а он настырный оказался:
- Я с вами буду в кабине беседовать.
И сказал бригадиру, чтобы часа через три приехал за ним. Мы поехали, и он достал блокнот, ручку, чтобы записывать мои ответы. А надо сказать, что «К- 701» в отличии от «К- 700» без рессор и трясет его сильнее. Попробовал он что- то записывать, да и бросил это занятие:
- Я запоминать буду….
Где - то на третьем круге он попросил остановиться на краю поля, где лежала копна соломы.
- Вы меня не ждите, я бригадира здесь подожду,- сказал он и пулей выскочил из кабины трактора. А я продолжила пахать.
Я слушал Любовь Ивановну, смотрел в ее пронзительные, ясные глаза, незамутненные годами и испытаниями, и думал, что, несмотря на то, что ее личная жизнь сложилась так же непросто, эта сильная женщина совсем не жалуется на судьбу, на обстоятельства, на условия жизни.
А живет она одна в поселке железнодорожников, в однокомнатной квартирке, в доме, где нет котельной. На зиму ставит двухсотлитровую бочку- буржуйку, и так переживает холода. Вся пенсия уходит на лекарства, питание и на оплату услуг. Продает то, что свяжет своими руками, и на вопрос: «Сколько стоит?»- всегда отвечает: «А сколько не жалко!».
- Эх, мне бы что- нибудь с моторчиком иметь, а то на огород тяжело на велосипеде добираться…
Вот я и хочу предложить нынешним сельхозпроизводителям- фермерам:
- А что, ребята, слабо сложиться и подарить Любовь Ивановне скутер?!
Потому что на этой земле потратила она молодость, здоровье, всю свою жизнь, потому что прославляла район, не думая о наградах, привилегиях и льготах.
«Врать не умею, правду говорю всегда. Может кто-то меня за прямоту и не любит, но я себе не изменю».
Потом подумала и добавила: - Хочу просто жить!
В. ДУДАРЕНКО,
с. Новоишимское