Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Март 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Март 2023

16 Март 2023

Библиотеки границ не знают

В последнее десятилетие во всем мире отмечается снижение интереса к чтению. Сегодня можно с уверенностью говорить о социально- значимом характере этой проблемы. Такое положение не может не волновать нас - руководителей детского чтения, библиотечных работников. В настоящее время главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения  интерес к чтению, росту  его престижности, вернуть в ранг активных читателей. В этом и заключалась  цель международного вебинара, подготовленного районной детской библиотекой «Возможности  библиотеки в формировании личности  юного читателя», проведенного в Международный день родного языка и  в рамках Года русского языка как  языка межнационального общения в Содружестве Независимых Государств.

В работе вебинара приняли участие библиотекари Казахстана, России, Беларуси и государственных библиотек Северо-Казахстанской области. Поприветствовала участников встречи исполняющая обязанности директора Областной детско-юношеской библиотеки имени Г. Мусрепова Северо-Казахстанской области Айслу Абаевна Бердогулова, она отметила важность данной темы и пожелала всем плодотворной работы.

В современном мире во многом благодаря сети Интернет границы между государствами приобретают во многом условный характер. С целью развития сотрудничества, информационного обмена и дружбы между библиотеками  не только Республики Казахстан, но и ближнего зарубежья сотрудниками районной детской библиотеки в 2016 году был разработан и в настоящий момент реализуется долгосрочный проект «Библио-дружба, который  позволяет не только расширить профессиональный кругозор, а буквально распахивает мир наших библиотек навстречу новому. Очень радует, что с каждым годом  список новых друзей библиотеки  увеличивается. И этот раз на проводе оказалась коллега  из Чечерской  центральной районной библиотеки Республики Беларусь- методист сектора комплектования и обработки литературы, маркетинга и рекламы Людмила  Фёдоровна Трубаченко, которая поделилась опытом работы по проекту  «Через книгу увидеть страну: BELARUS» как средство гражданско-патриотического воспитания», сопровождая свой рассказ яркими слайдами. Библиотеки в современном обществе являются проводниками мировой информации, в том числе с помощью цифровых технологий. С реализацией проекта «Дружба без границ» познакомила присутствующих заведующая отделом  обслуживания областной детско-юношеской  библиотеки  имени В.Ф.Потанина  г. Кургана Людмила Анатольевна Мироненко. Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, родному слову, к истории и современной жизни. О чем и поведала в своем выступлении «Наследие Ибрая» библиотекарь  отдела обслуживания детей старшего школьного возраста и юношества областной  библиотеки для детей и юношества  имени И. Алтынсарина Костанайской области  Бибигуль Казыбаевна Латыпова  .

Сегодня мы наблюдаем изменения читательских приоритетов и отношения к чтению. Особенно это заметно при работе с молодым поколением. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно находить новые формы и методы работы, о которых и рассказала методист областной детско-юношеской библиотеки имени Г. Мусрепова Северо-Казахстанской области Куляш Кенесовна Айтимова.  Сегодня библиотека, замкнутая в себе, вряд ли способна выжить. Перед  ней встает задача по созданию нового, привлекательного имиджа, это прекрасно удается Николаю Юрьевичу Вербовскому - библиотекарю Володарской сельской библиотеки, выступление которого  «Сельская библиотека для детей: расширяем границы чтения» настолько поразило участников встречи своим масштабом  и новейшими  формами работы, что коллеги из ближнего зарубежья  после  проведенного мероприятия наперебой просили контакты выступающего для более расширенного обмена опытом и участия в своих мероприятиях. Современная детская библиотека активно меняет свой облик, стиль деятельности, приобретает новый имидж путём использования новых средств информационных технологий. Современные пользователи детской   библиотеки – дети  нового поколения, и детская  библиотека должна расти вместе с ними, разговаривать с ними на их языке, про-водя неординарные мероприятия. С опытом работы районной детской библиотеки в выступлении «Возрождение традиций чтения» присутствующие могли познакомиться, просмотрев  видеоролик. Завершая мероприятие, подводя итоги, модератор Е.А. Тимощук поблагодарила  всех, кто нашел время и поддержал предложение о встрече в Международный день родного языка и пожелала  присутствующим  уважать и с гордостью чтить свою Родину, любить особенности своей речи, но и почитать акценты других  народов, а также  продолжать успешное сотрудничество между библиотеками, обмениваться идеями, делиться находками и успешными практиками, чтобы развиваться, идти вперёд и принимать вызовы времени, какими бы неожиданными они не были!

В работе свободного микрофона библиотекарь отдела по работе с детьми Айыртауского района Н.Н. Еременко поблагодарила организаторов за столь нужное и полезное мероприятие, где был представлен богатейший опыт коллег.  

Е. МАЛЬЦЕВА,

с. Новоишимское

 

Читать далее

Военно-патриотический сбор «Айбын-2023»

В г. Петропавловске прошёл областной этап Республиканского военно-патриотического сбора «Айбын-2023» среди организаций образования региона, занявших призовые места по итогам 2022 года в сфере военно-патриотического воспитания молодёжи.

Целью этих соревнований является: привитие допризывной молодёжи чувства казахстанского патриотизма; пропаганда и популяризация военно-прикладных видов спорта и здорового образа жизни; активное вовлечение молодых людей в общественное  военно-патриотическое движение «Жас сарбаз»; совершенствование физических и военно-прикладных навыков; выявление сильнейших для участия в Республиканском военно-патриотическом сборе «Айбын-2023».

   К соревнованиям были допущены команды: КГУ «Отдел образования района имени Г. Мусрепова»;  КГУ «Отдел образования района М. Жумабаева»;  КГУ «Отдел образования города Петропавловск»; КГКП «Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж»; НУО «Гуманитарно-технический колледж».

От каждой команды участвовали 10 юношей и 5 девушек.

Согласно программе соревнований, в первый день выполнялись стрельба из пружинно-поршневой пневматической винтовки (положение для стрельбы лежа с упора), силовое упражнение (юноши - подтягивание на перекладине, девушки - поднимание туловища из положения лежа за 1 минуту).

На следующий день были такие задания: надевание ОЗК на время; надевание противогаза на время; разборка, сборка ММГ-74; челночный бег 10х10 м/сек; конкурс робототехники.

В завершающий день прошли соревнования по перетягиванию каната. Состоялось закрытие соревнований, торжественное награждение победителей.

Перед этими областными соревнованиями силами педагогов-организаторов НВТП и РОО 18 февраля 2023 года было проведено личное первенство по военно-спортивному многоборью среди учащихся школ района имени Габита Мусрепова, где были выявлены сильнейшие среди юношей и девушек, которые выступили на областных соревнованиях, показав отличный результат, по всем номинациям заняли первые места, только в перетягивании каната и робототехнике - 2 место, заработав тем самым 1 общекомандное место и путёвку на Республиканские соревнования «Айбын-2023».

Хочется выразить огромную благодарность учащимся и их  педагогам-организаторам НВТП, которые готовили детей к соревнованиям: Илье Баландюку, Дмитрию Лысенко, Мадияру Симбаеву, Темирлану Куанбекову, Яне Алеевой, Ломоносовская средняя школа, педагог-организатор НВТП Александр Иванович Баев; Никите Михель, Кокалажарская средняя школа,  педагог-организатор НВТП Мырзагали Молдашевич Габдуллин;  Никите Пивень, Анастасии Скуповой, Рузаевская средняя школа, педагог-организатор НВТП Иван Сергеевич Данилов;  Глебу Ташкову, Людмиле Рогожа, Новоишимская средняя школа №1, педагог-организатор НВТП Андрей Петрович Фёдоров; Михаилу Желнову, Пескинская средняя школа, педагог-организатор НВТП Биржан Айдарханович Шаймерден;  Вацлаву Ястремскому, Новоишимская средняя школа №2, педагог-организатор НВТП Жандос Ерланұлы Еслям; Нурболату Калихановичу Елемесову, Новоишимская казахская средняя школа, педагог-организатор НВТП Расул Ерланович Еслямов;  Анастасии Жадько, Калиновская средняя школа, педагог-организатор НВТП Иван Алексеевич Редькин;  Веронике Киричок,  Червонная средняя школа, педагог-организатор НВТП Иван Михалович Мочарий.

А.  ФЁДОРОВ,

педагог – организатор НВТП,

председатель ВПК «Ел ТірегіОпора Страны»,

учитель физической культуры НСШ №1,

тренер – преподаватель по гиревому спорту

Читать далее

Домбру он посвятил народу своему

В этом году отмечается юбилей Курмангазы Сагырбаева. Со дня рождения народного композитора, домбриста прошло 205 лет. Имя Курмангазы стало одним из символов музыкального искусства Казахстана.

Курмангазы Сагырбайулы (каз. Құрманғазы Сағырбайұлы, (1818, Букеевская Орда, Российская империя — 1889, Букеевская Орда, Астраханская губерния, Российская империя) — казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры). Из рода Кызылкурт, он еки Ата Байулы. Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры.

Родился в 1823 году в Букеевской Орде, в урочище Жидели (ныне район Жанакала, Западно-Казахстанской области), в юрте бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения. Мать Курмангазы Алка, человек яркой индивидуальности и сильной во-ли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке и поддерживала его. В возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи. В родном ауле он с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюйши Узак, который заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В возрасте 18 лет Курмангазы покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши. Вместе с Узаком он участвует в состязаниях, развивает своё мастерство и выдвигается в ряды выдающихся домбристов.

Был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836—1838г.г.) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и русского колониализма. Один из первых кюев «Кишкентай» («Ма-лый») была посвящена народному восстанию. За открытую критику богатых подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, однако, никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга, существуют сведения, что ему приходилось сидеть в Иркутской тюрьме. Переживший скитания, оскорбления и преследования, кюйши создает кюи «Алатау» и «Сарыарка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.

Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева, уральский журналист и поэт Никита Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой вели-чины…».  Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.

В 1862 году Курмангазы наконец встречается с земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора заметно повлияли друг на друга. Кюй Даулеткерея «Булбул» («Соловей») Курмангазы включил в свой репертуар.

Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка», наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приёмы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов и другие.

В 1880 году Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью. Умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству — это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен, М. Сулейменов. Широко известные в то время домбристы — Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора также считали себя учениками Курмангазы.

Умер в 1896 году, похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области, Россия.

К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы.

 

Д. ХАБИБУЛИНА,

библиотекарь,

с. Чистополье

Читать далее

Мы - потомки Жанатай батыра!

Всё, что человек считает своим родным, близким и любимым, бережно хранится им, например, как память о нашем великом и славном предке Жанатай батыре. Почитая и гордясь его величием, жили, живут и еще не одно поколение будет жить. Храня и передавая дальше от поколения к поколению историю своего рода. Наш предок Жанатай батыр был сподвижником хана Абылая и принимал активное участие в борьбе с джунгарами. О нем в своих произведениях говорит казахский правовед, классик Мухтар Магауин в своей книге "Азбука казахской истории". А в книге Ануара Алимжанова "Гонец" много написано о мужестве и героизме Жанатай батыра. Писатель Ильяс Есенберлин, автор трилогии "Кокшпендилер" также рассказывает о Жанатай батыре в своем романе "Жанталас". Годы жизни Жанатай батыра 1723-1819. Место рождения – СКО, с. Талсай, территория района имени Габита Мусрепова. Отец, Ақан, был очень богатым человеком, имел десятки тысяч лошадей, в его личных владениях были земли от Кокшетау до Тургайских степей. Его именем названа гора, озеро, река Акан. Мать, Болат, была сильной как духовно, так и физически. По рассказам аксакалов нашего рода, мужество и храбрость Жанатай батыр унаследовал именно от матери. Только такая женщина могла родить девять сыновей, по силе и воле не уступающих друг другу. Также много говорится и о ее мудрости и дальновидности. Она похоронена в селе Тендык, бывшая Кокчетавская область, Чистопольский район, ныне СКО, район имени Габита Мусрепова. Недалеко от нее похоронен старший сын Ботанай. На протяжении более трехсот лет захоронения чтятся потомками. Хранители отчего дома (қара шаңырақ), семья Балтакескеновых, с полной ответственностью и гордостью бережно хранят личные вещи самого батыра, такие, как головной убор (тымақ) и пояс. Он сделан из кожи, украшен серебром. И эти артефакты - еще одна гордость всего нашего рода. По поясу (белдік) видно, каким крупным человеком был наш прапрадед. Примеряя пояс Жанатай батыра, ощущаешь присутствие его силы духа. Как было сказано выше, земли во владении отца батыра было предостаточно, но по воле самого Жанатай батыра его должны были похоронить там, где душа покинет его тело. Потомки так и сделали. Похоронен Жанатай батыр в Северо-Казахстанской области, Айыртауском районе, вблизи села Орловка. За могилой ухаживали и неоднократно реставрировали. В 1956 году ныне покойные дедушки Далбай, Қойбағар, Жылқайдар, Сейтқажы, Қабдырашид, Курмангали и многие другие. Всех невозможно перечислить. Самым младшим участником был Абай Балтакескенов, в пятилетнем возрасте. Именно он был единственным наследником отчего дома, который имел уважение в глазах своих сородичей, несмотря на свой юный возраст. В 1991 году под руководством нашего отца, Біркена Жанбырбаева и при поддержке многих других потомков был установлен камень с надписью. Третий раз, в 2014 году, молодое поколение - Самат Байгазин, Азамат Байгозин, Абзал Балтакескенов по своей инициативе поставили металлическую ограду. В 2022 году, накануне юбилея, потомки всего рода «Батыр» воздвигли мавзолей, на том самом месте захоронения. Провели торжественное открытие с участием приглашенных гостей и потомков. Это был исторический момент, в котором участвовали все. У Жанатай батыра было 9 сыновей: Ботанай, Тілеуберді, Құдайберді, Досымбек, Асылбек, Мұратбек, Құлибек, Жұмабек, Исабек. Девять белых юрт от девятерых сыновей, расположенные полукругом, собрали воедино образ аула Жанатай батыра, в каждой юрте приносили в жертву барана и читали молитвы в честь батыра и всех усопших. По инициативе потомков в г. Кокшетау названа улица именем Жанатай батыра Ақан ұлы. На республиканском уровне решается вопрос о внесении имени батыра в число исторически значимых личностей Республики Казахстан, а место захоронения - в Карту сакральных мест Казахстана. Таким образом, хотим закрепить вечную память и заслуженное почтение за именем Жанатай батыр Ақан ұлы. Строительство мавзолея велось активно благодаря единству потомков от девятерых сыновей и до девятого поколения. Каждый внёс свой вклад в это святое дело. Да, благие дела и намерения поспособствовали еще более тесному сближению потомков в одну большую и нерушимую семью. Очень хочется поблагодарить лично от себя хрупкую, но очень сильную, целеустремленную, уверенную в себе женщину Александру Ынтымаковну Исмагулову (Омарбекову). Она сделала невозможное возможным, собрала весь род «Батыр», организовала строительство мавзолея, совместно со старейшинами. Вы подаёте хороший пример молодому поколению. О таких людях в народе говорят: "С этим человеком и в огонь, и в воду". Желаю вам крепкого здоровья и долгих лет жизни. Всего самого хорошего. И в конце хочу громко и твердо сказать, что горжусь тем, что являюсь снохой рода «Батыр». Мечтая о будущем, не следует забывать и о нашем достойном прошлом!

А. ЖАНБЫРБАЕВА, библиотекарь Гаршинской сельской библиотеки

Читать далее

Мемлекеттік тілді үйренеміз9

ӘНШІЛІК ӨНЕР

Қазақ халқының дәстүрлі өнеріне ұлттық музыкалық аспаптар домбыра мен қобызда орындалатын халық әндері мен күйлерін жатқызуға болады.

Қазақ халқының әншілік дәстүрлі өнері :Арқа әншілік дәстүрі, Батыс Қазақстан әншілік дәстүрі, Жетісу әншілік дәстүрі, Сыр өңірі әншілік дәстүрі болып бөлінеді. Өнер адамдары ерекше келеді.

Қазақ халқының мерей тұтып, мақтаныш етер асыл мұрасы, рухани жәдігерліктері ішінде замана сүзгісінен өтіп, бүгінгі ұрпақтың еншісіне егжей-тегжейлі жеткен ән қазынасы қашаннан дәстүрлі өнердің қаймағы саналады. Дәстүрлі ән үлгілері ежелден ғұрыптық әндер, халық әндері, кәсіби халық композиторлары шығармалары болып, баға жетпес құндылықты құрайды. Қазақтың әншілік өнері жанрлық сипаты жөнінен алуан түрлі. Қазақтың фольклор танушылары мен музыка зерттеушілері қазақтың дәстүрлі ән өнерін тұрмыс –салтқа байланысты ғұрыптық әндер, халық әндері және кәсіби әндер деп жіктеп қарастырып жүр.

Ғұрыптық әндердің өзі – бесік жыры, тойбастар, беташар, жоқтау, көрісу, сыңсу, жар-жар, жарапазан болып, тармақталса, әншілік өнердің кең өріс алған кезінде пайда болған кәсіби ән өнері- халық әндері (анонимды-авторлық) және кәсіби халық композиторларының әндері болып саналады.

Қазақ халқы ән мен күйге аса бай халықтардың бірі. XIX ғасырдағы қазақтың музыка мәдениетін зерттеушілер қазақта мың ән, бес жүз күй барлығын жазған болатын. Қазақтың музыка мәдениеті дәуірден дәуірге дамып келді, қазақ халқы ән мен күйге аса құмар халық.

СӨЗДІК

дәстүрлі өнер-традиционное искусство

ән-песня

тарихи- исторический

ойналады - исполняется

зерттеуші- исследователь

халық әндері- народные песни

тұрмыс-быт

тақырып-тема

мазмұн-содержание

ұлттық музыкалық аспаптар - народные музыкальные инструменты

Мақалды оқып, жаттап алыңыз. / Прочитайте пословицу, выучите ее.

Бақытыңды  жоғалтқан жерден іздеме. - Никогда не ищите свое счастье там, где вы его однажды потеряли.

(Ғаламтордан ықшамдалып алынды)

 

Читать далее

«НАУРЫЗ ЖӘРМЕҢКЕСІ»

- под  таким  названием  в  городе  Петропавловске  11  марта  прошла  областная   весенняя  сельскохозяйственная  ярмарка,  многочисленные   ряды  которой  растянулись  по  улице  Жумабаева.   Участие  в  этом  всегда  ожидаемом,  традиционном  мероприятии  приняли  г.Петропавловск  и  районы  Северо-Казахстанской  области.

Для  нашего   района    было  отведено  три  палатки,  которые  мусреповцы  соответствующим  образом  оформили.  И  предложили  покупателям  мусреповские сельхозформирования  и  предприниматели  качественную  продукцию  по  ценам  ниже  рыночных.  К  примеру,  ТОО  «Акселеу»   выставило  на  продажу  мясо  говядины,   ТОО  «Тукым»    и  ТОО  «СП  «Гаршино»  - зерноотходы,    ТОО  «Астык Жер» - муку,  ИП  «Клименко  С.» - колбасные  изделия,   ИП  «Щуцкая  Л.» - мед.   

В  ярмарке  приняли  участие  также  сельские  округа  района.

Мясо  говядины,  баранины,  конины,  птицы,  сливочное   масло,  колбасные  изделия -  продукция  из  района  имени  Габита  Мусрепова  пользовалась  спросом. 

Районный  отдел  сельского  хозяйства  и  ветеринарии  благодарит  за  активное  участие  в  областной  сельскохозяйственной  ярмарке  ТОО  «Акселеу»,  ТОО  «Тукым»,   ТОО  «Целинное – 2004»,   ТОО  «Астык -   Привольный»,   ТОО  «Астык Жер»,  ТОО  «СП  «Гаршино»,  ТОО  EL Invest Agro».

Марина  ПЕТРОВА

 

Читать далее

Системные преобразования во всех сферах жизни

Свое Послание народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Глава государства К.-Ж.К. Токаев озвучил на совместном заседании Парламента 1 сентября 2022 года.

В Послании Президент особое внимание обратил на проблемы социально-экономического развития страны. Он указал на следующие пути социально-экономического развития: придание устойчивости развитию макроэкономики; цифровизация экономики; развитие человеческого капитала.

Президент страны также акцентировал внимание на развитии сельского хозяйства, как ключевой отрасли экономики, развитии образования, медицины, социальном обеспечении и масштабных политических преобразованиях.

По социальным вопросам с января 2023 года  минимальная заработная плата  повышена до 70 тыс. тенге, пенсионный возраст женщин будет составлять 61 год, увеличен период выплат по уходу за ребенком до полутора лет. С 1 января 2024 года планируется  отчислять 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда на специальные накопительные счета детей до достижения ими 18 лет, без права досрочного снятия.

К.-Ж.К. Токаев отметил, что политическая реформа будет реализована по принципу «Сильный Президент – влиятельный Парламент и подотчетное Правительство». Также он предложил установить ограничение мандата Президента в один срок продолжительностью 7 лет без права переизбрания.

Принятые на общенациональном референдуме поправки в Конституцию Республики Казахстан стали символом Справедливого Казахстана. В Основном законе заключен ключевой принцип, по которому земля и природные ресурсы принадлежат народу. Это большая работа для дальнейших реформ. Осуществляется  политическая модернизация в соответствии с основополагающей формулой «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».

Начата  комплексная перезагрузка ключевых государственных институтов в соответствии с новой стратегией, что позволит  активизировать совместную работу для  благополучия каждого гражданина и процветания всей страны.

Так, 20 ноября 2022 года проведены внеочередные выборы Президента Республики Казахстан. 14 января 2023 года проведены выборы в Сенат Парламента. Указом Главы государства досрочно прекращены полномочия маслихатов всех уровней 7 созыва. ЦИКом назначены внеочередные выборы депутатов маслихатов Республики Казахстан на 19 марта 2023 года.

Депутаты районного масли-хата 7 созыва постоянно поддерживали системные реформы Президента и принимали активное участие в реализации задач Послания по поддержанию ускоренного темпа экономики и улучшения качества жизни населения района.

К середине 2023 года будет проведена перестройка всех ветвей власти. Все эти меры будут способствовать строительству Справедливого Казахстана, повысят эффективность работы маслихатов и Парламента.

Аппарат маслихата района поддерживает Послание Президента, направленное на улучшение качества жизни народа,  все мы, мусреповцы, должны быть сопричастны  к процессам преобразования в Казахстане и  принять активное участие в реализации поставленных задач, ориентированных на сохранение стабильности и порядка в нашей стране.

 

С. МАЯМИРОВА,

руководитель аппарата маслихата района имени Габита Мусрепова 

 

Читать далее

Профессия – государственный служащий9

Знакомьтесь: руководитель КГУ «Отдел физической культуры и спорта акимата района имени Габита Мусрепова СКО»  Сергей Владимирович Минин, телефоны 21-9-44, +7-705-194-31-62, главный специалист Богдан Бауыржанович Утамбетов, телефоны 21-9-44, 8-775-246-74-99.

КГУ «Отдел физической культуры и спорта акимата района имени Габита Мусрепова СКО» согласно Реестру государственных услуг оказывает три государственных услуги: «Присвоение спортивных разрядов: спортсмен 2 разряда, спортсмен 3 разряда, спортсмен 1 юношеского разряда, спортсмен 2 юношеского разряда, спортсмен 3 юношеского разряда и квалификационных категорий: тренер высшего уровня квалификации второй категории, тренер среднего уровня квалификации второй категории, методист высшего уровня квалификации второй категории, методист среднего уровня квалификации второй категории, инструктор-спортсмен высшего уровня квалификации второй категории, спортивный судья».

Услуги оказываются как в бумажной, так и в электронной форме.

За 2022 год отделом физической культуры и спорта района имени Габита Мусрепова оказано 13 государственных услуг, из них через веб-портал «Электронного правительства» - 13 государственных услуг, в том числе:

- «Присвоение спортивных разрядов: спортсмен 2 разряда, спортсмен 3 разряда, спортсмен 1 юношеского разряда, спортсмен 2 юношеского разряда, спортсмен 3 юношеского разряда и квалификационных категорий: тренер высшего уровня квалификации второй категории, тренер среднего уровня квалификации второй категории, методист высшего уровня квалификации второй категории, методист среднего уровня квалификации второй категории, инструктор-спортсмен высшего уровня квалификации второй категории, спортивный судья».

Оказанных через канцелярию (бумажно) государственных услуг не поступало.

Информация о порядке оказания государственных услуг в сфере физической культуры и спорта размещается на сайте КГУ «Отдел физической культуры и спорта акимата района имени Габита Мусрепова СКО» ofks-gm.sko.gov.kz.

Читать далее

ПРАЗДНИКА, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИНАУРЫЗ МЕЙРАМЫ : ИСТОРИЯ

Как Наурыз мейрамы традиционно отмечают в Казахстане и какие традиции на Наурыз мейрамы пришли к нам из глубины веков? Казахские народные обычаи, связанные с праздником Наурыз. Сегодня мы рассказываем о празднике Наурыз и обо всем, что с ним связано.

В Казахстане разработана новая концепция празднования Наурыз мейрамы по поручению Президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Теперь праздник Наурыз мейрамы стал более масштабным. Итак:

- 14 марта – День приветствий;

- 15 марта –  День памяти предков и благословений;

- 16 марта – День природы;

- 17 марта – День добрых дел;

- 18 марта – День спорта и мастерства;

- 19 марта –  День мудрости и знаний;

- 20 марта – День истории;

- 21 марта – День национальной кухни;

- 22 марта  – Массовые народные гулянья.

Как видите, в концепции нашли отражение основные цели праздника Наурыз мейрамы – укрепление мира и дружбы на казахстанской земле, сохранение национальной идентичности, популяризация семейных ценностей, формирование бережного отношения к окружающей среде.

КАКОВА ИСТОРИЯ ЭТОГО ПРАЗДНИКА?

Праздник Наурыз пришел к нам из глубины веков. До сих пор ученые спорят, сколько же ему лет. Называют разные даты, но из-за того, что письменных свидетельств древние кочевники нам не оставили, историки и этнографы прийти к общему знаменателю так и не смогли, да и не смогут – уж очень много времени прошло (большинство ученых сходится на мнении, что Наурыз праздновали еще 5 000 лет тому назад).

Происхождение этого праздника тоже окутано целым сонмом мифов и легенд. Ясно только одно – праздник очень древний и воспевает обновление природы, приход весны и наступление нового этапа в жизни (это подтверждает и перевод с древнеперсидского языка: новруз – «новый день»). Древние кочевники приветствовали весну, радовались тому, что пережили тяжелую зиму и сохранили скот.

Впрочем, споры ученых никак не влияют на всенародную любовь и популярность этого праздника, который отмечают не только в Казахстане, но и в многих других странах. Надо сказать, Наурыз в своей истории имеет и печальный период: с 1926 года  было запрещено его празднование, и до 1988 года официально его не отмечали. В 1991 году Наурыз мейрамы был возрожден Указом Президента РК. С 2001 года национальный праздник Наурыз стал государственным, а 21, 22 и 23 марта с 2009 года объявлены выходными днями.

ТРАДИЦИИ НА НАУРЫЗ

Издавна казахи начинали готовиться к Наурызу загодя: наводили порядок в доме и в хозяйстве, расчищали арыки и источники, убирали мусор, выбрасывали старые вещи, выщербленную посуду, возвращали долги, мирились с теми, с кем были в ссоре, и готовили к празднику обновки. Ведь Наурыз – это праздник, символизирующий обновление и, как считается, если он входит в чистое убранное жилище, то все невзгоды и болезни будут обходить этот дом стороной, а если встретить его в новой одежде, то весь год будет сопутствовать удача.

Само же празднование начиналось с древнего обряда «Бұлақ көрсең - көзінаш», буквально с первыми лучами солнца. На рассвете казахи от мала до велика собирались в условленном месте – у родника или арыка – и расчищали его. А после этого под мудрым руководством аксакалов высаживали цветы и деревья. По поверью, в такие дома обязательно зайдет святой старец Қадыр ата и даст свое благословение.

После этого переодетые в яркие праздничные одежды жыршы обходили селение и зазывали всех на праздник – Наурыз той. Собравшись, все поздравляли друг друга, желали добра и благополучия в новом году, пели песни, танце-вали, веселились, устраивали игры (айкыш-уйкыш, аударыспек), скачки (кыз-куу и байга) и состязания (қазақ - күресі, арқан тартыс, асық ату), разгадывали загадки, шутили и, конечно же, ходили в гости. А там, где гости, – там и богатый дастархан.

Чтобы весь год в доме был достаток и изобилие, в Наурыз принято готовить очень много еды (чем богаче стол – тем благополучнее будет год). И главное блюдо, которое обязательно должно быть на праздничном столе, - наурыз-коже. В состав этого ритуального блюда входит 7 ингредиентов: вода, молоко (или айран), мука (или лапша), мясо, жир, злаки (пшеница, кукуруза или рис) и соль. Все эти продукты символизируют 7 элементов жизни.

Семерке вообще отводится важная роль в праздновании Наурыза: перед аксакалом нужно было поставить 7 чаш с наурыз-коже, приготовленным из 7 разных злаков, на праздничном столе должно быть не меньше 7 блюд, а каждый казах должен был посетить как минимум 7 домов и пригласить к себе семерых гостей.

В полдень было принято готовить еще одно ритуальное блюдо из свежего мяса быка - «бель-көтерер». Считалось, что оно дает силу и выносливость: ведь бык – одно из самых сильных животных.

КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ОБРЯДЫ

Всех традиций и обрядов, которые связаны с празднованием Наурыза, не перечесть. Некоторые затерялись во тьме веков, но немало и тех, что живы и по сей день. Вот некоторые из них.

Наурыз бата – благословение, полученное от аксакалов, которые посетили дом в праздничные дни. Считается, что такое пожелание обязательно сбудется. Стариков, давших бата, принято одаривать.

«Коктем Туды» - традиционное приветствие в Наурыз. В переводе звучит как «C рождением весны!».

Айтыс - импровизированное состязание акынов, которое начинается, как правило, ближе к вечеру и продолжается до восхода солнца.

Алтыбақан – традиционная молодежная забава: возле специально сооруженных качелей собираются парни и девушки, поют песни, играют в игры и веселятся допоздна.

Кыз қуу – состязание между девушками и парнями. В случае победы мужчина мог просить руки девушки, а в случае проигрыша обязан был исполнить любое ее желание.

Көрісу – этот обычай существовал на западе Казахстана, где праздновать Наурыз начинали на 7 дней раньше (14 марта). За неделю нужно было успеть обойти всех родственников (а в давние времена это были, зачастую, очень большие расстояния). При встрече полагалось спрашивать: «Амансың ба? Қыстаншыктың ба?» (Здоров ли ты? Как перезимовал?).

СВЯЗАННЫЕ С НАУРЫЗОМ ПОВЕРЬЯ И НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Накануне праздника было принято наполнять все имеющиеся в доме емкости молоком, айраном, ключевой водой и зерном – чтобы год был урожайным, чтобы не случилась засуха и было достаточно молока.

Снег, выпавший в Наурыз, не убирают – считается, что он должен растаять сам.

Дети, родившиеся в Наурыз, по поверью, были отмечены высшими силами, поэтому им давали имена, связанные с праздником (Наурыз-гуль, Наурызбай, Наурызбек, Наурызали и т. п.).

Считалось, что в один из трех дней Наурыза должен пройти гул по земле – и только после этого все живое обретет жизнь и особую энергию.

КАК ОТМЕТИТЬ НАУРЫЗ ДОМА С СЕМЬЕЙ

По давней традиции, на праздник в доме собирается вся семья, все поколения – от стариков до малышей. Накрывается щедрый праздничный стол, неспешно ведутся беседы, родственники обмениваются новостями, а дети развлекают старших песнями и танцами, чтением стихов и демонстрацией других своих талантов. Да и взрослые после застолья не прочь спеть, потанцевать и сыграть на домбре.

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ НА НАУРЫЗ

Помимо ритуального наурыз-көже, в Казахстане традиционно готовят на праздник бешбармак и национальные сладости, жарятся баурсаки. Кроме того, в меню включаются плов, курт, қазы, жент, тары. А разнообразить основное меню можно, предложив гостям сладкое лакомство - балкаймак, которое, наверняка, оценят детишки.

 

По материалам Интернет-ресурсов

Читать далее

Положение о проведении районного смотра самодеятельного художественного творчества «Туған жердің қадір - қасиеті»

Смотр проводится в целях развития творческой активности  населения района имени Габита Мусрепова,  нравственного, эстетического и патриотического воспитания, сохранения и развития национальной культуры, укрепления неразрывной связи поколений, а также приобщения молодёжи к отечественному и мировому культурному наследию, и в соответствии с календарём районных массовых мероприятий, с учетом юбилейных дат 2023 года - 130-летия Магжана Жумабаева, 30-летия Астаны,  300- летия Жанатай батыра.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СМОТРА

Смотр проводится с целью сохранения и дальнейшего развития самодеятельного художественного творчества детей и взрослых.

ЗАДАЧИ СМОТРА:

- воспитание духовности, гражданственности и патриотизма;

- выявление молодых талантов и оказание им разносторонней поддержки, содействие творческому развитию личности;

- приобщение к активному самодеятельному художественному творчеству.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА

Районный смотр проводится в три этапа:

11.04.- Чистопольский регион;

12.04.– Рузаевский регион;

13.04 –Новоишимский регион.

УЧАСТНИКИ СМОТРА

В смотре принимают участие хоровые, вокальные, театральные, танцевальные, инструментальные коллективы, солисты, чтецы, а капэлла.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА

Каждый сельский округ представляет разножанровые программы. Продолжительность выступления - до 30 мин. Жюри оставляет за собой право расширить перечень номинаций.

Концертное выступление каждого округа сопровождает конферансье.

 

Читать далее